УДК 376.37

К вопросу об особенностях связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Жукова Виктория Александровна – студентка бакалавриата Смоленского государственного университета.

Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация. В статье представлена последовательность этапов развития связной речи в онтогенезе. Отмечены ученые, исследовавшие данную проблему. Перечислены наиболее яркие характерные особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, речевая система, связная монологическая речь, связное высказывание, лексика.

В современном мире происходит быстрый рост числа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. У этой категории имеет место несформированность всех составляющих речевой системы. Ярко выступает недоразвитие именно связной монологической речи.

В старшем дошкольном возрасте связная речь имеет довольно высокий уровень развития. Речь ребенка приближена к развитой связной речи взрослого человека. Поэтому, если на ранних сроках развития детей выявлять запаздывание в формировании компонентов связной речи, то при своевременном оказании коррекционной помощи все проблемы можно устранить.

Недоразвитие связной речи является большой проблемой при переходе ребенка из статуса «дошкольник» в статус «школьник». Развитое умение ребенка создавать связные высказывания – одно из наиболее важных условий успешного обучения его в школе. Владея этим умением, дети могут свободно вести беседы, отвечать на поставленные вопросы, грамотно подавать свою позицию, обоснованно высказывать собственные мысли и суждения и, что не менее важно, выполнять пересказ различных художественных произведений. [2]

Вопрос коррекции связной речи дошкольников на данный период стоит довольно остро, так как статистика показывает, что все больше и больше детей имеют проблемы речевого развития, где немаловажным составляющим является слабо развитая связная речь.

1

Рисунок 1. Ученые, исследовавшие связную речь в разных ее аспектах.

Связную речь в широком смысле следует трактовать, как всякую речевую единицу, составляющие языковые части которой составляют единое целое, построенное по законам логики и грамматики языка. [5]

Для понимания этапов развития связной речи в онтогенезе далее будет кратко представлена информация по этому вопросу. Для понимания этапов развития представим в следующем виде.

2

Рисунок 2. Онтогенез связной речи.

Все это можно отнести к нормативному развитию детей. Но не всегда все проходит нaстолько успешно. Зaчастую у детей со слухом и интеллектом в норме отстает развитие таких речевых элементов, как лексика, граммaтика, фонетикa, звукопроизношение и, конечно, связная речь. Это впервые было отмечено в исследованиях Левиной Р.Е., онa это описалa как общее недоразвитие речи.

«Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне». [4]

Дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют определенные трудности в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми. Такие дети с трудом идут на контакт с окружающими, практически лишены возможности словесной коммуникации, поскольку усвоенные ими речевые формы не рассчитаны на полное удовлетворение потребности в общении. [3]

Монологическая связная речь имеет свои особенности. Дети имеют серьезное недоразвитие в формировании умений строить свой монолог, это могут быть рассказы (описательные, повествовательные), пересказы. Нарушается связность, последовательность передачи материала, замены лексического характера, смысловые замены, перестановки пропуски, грамматические ошибки.

Дети с ОНР имеют большую заинтересованность в игре, но их практически невозможно заинтересовать общением со взрослыми. Это указывает на низкую потребность в общении с окружающими. Такое отношение к коммуникации может стать серьезной проблемой в общении при переходе детей из детских садов в школы, а соответственно и снижении уровня успеваемости.

По мнению Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной дошкольники с ОНР, составляя рассказ по серии сюжетных картин, не понимают в какой последовательности они должны идти, какова логика истории, данной в картинках. Если попросить их составить рассказ по данной серии, то можно услышать банальное перечисление предметов или действующих лиц на картинке. Например: «Тут девочка, кот, портфель» и т.д. Пересказ характеризуется отсутствием логики, отсутствием важных элементов (дети просто их пропускают), множеством смысловых замен и повторов. Стоит отметить, что детям сложно подобрать слова и зачастую им неясен смысл прочитанного или услышанного текста. Что касается экспрессивной речи, то там преобладают простые предложения, есть повторы некоторых слов, незавершенность высказывания, часто слова меняют местами, конечно, присутствуют грамматические ошибки. [6]

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обладают следующими характерными особенностями связной монологической речи:

3

Рисунок 3. Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Все перечисленные особенности говорят о том, что связная речь дошкольников с ОНР действительно сильно страдает, не доходит до нужного уровня развития. Для ее совершенствования важна специальная коррекционная работа, которую нужно начать как можно раньше. Такая проблема, как несформированность связной монологической речи у старших дошкольников может послужить причиной их неуспеваемости в школе.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. 400 с.;
  2. Емец Е.В. Особенности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2017. С. 40-42.;
  3. Жулина Е.В., Кузнецова Т.Н. Исследование нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1. С. 114-117.;
  4. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. М.: ВЛАДОС, 1997. 400 с.;
  5. Текучев А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе. М.: Наука, 1973. 424 с.;
  6. Филичева Т.Б. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада // Логопедия сегодня. 2008. №3. С. 57-62.

Интересная статья? Поделись ей с другими: