УДК 376.37

К проблеме нарушенного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией

Астапенкова Елена Сергеевна – студент кафедры Специального и психологического образования Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье предоставлен анализ проделанной работы по коррекции нарушенного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией, посредством взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Разработан протокол обследования звукопроизношения у детей при дизартрии; описаны этапы деятельности во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией; определены наиболее эффективные коррекционно-педагогические условия проведения логопедической работы по коррекции нарушенного звукопроизношения у детей старшего дошкольного (6-7 лет) возраста с дизартрией.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, дефект, дизартрия, звукопроизношение, коррекция, нарушение, обследование.

Дошкольный возраст – это благоприятный период для овладения нормальной речью в жизни детей. Возможности детей дошкольного возраста: высокая пластичность мозга, умение детей всё обращать в игру, стремление к освоению звуками речи и нестойкость неправильных речевых навыков – все это благоприятствует более быстрым результатам в коррекционной работе. Если в это время не уделить особого внимания предотвращению нарушений звукопроизношения, то они перерастут в стойкий дефект.

Дизартрия является самым частым речевым нарушением, распространенным в детском возрасте. Структура речевого дефекта такова, что стойкие нарушения звукопроизношения, имеют прежде всего аналогию с другими артикуляторными расстройствами, такой как дислалия. Что в свою очередь существенно препятствует дифференциальной диагностике стертой дизартрии.

Наиболее глубоко данную проблему диагностики стертой дизартрии изучали такие исследователи как Е. Ф. Архипова [1], Г. В. Бабина [2], Л. В. Лопатина [8] и др.

Так как дизартрия скорее всего, приводит к вторичным отклонениям в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, то снижается результативность обучения детей старшего дошкольного возраста.

«Дизартрия (от греч. приставки dis, обозначающей расстройство, нарушение, и artron – сочленение) – это нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевой мускулатуры. В этом определении раскрывается прежде всего симптоматика этого нарушения и его механизм» [7, c. 96].

«Дизартрия – симптом сложного мозгового поражения бульбарного, псевдобульбарного и мозжечкового характера» [11]. Ранее считалось, что главный фактор этого нарушения – это родовая травма. Но как показал опыт предшествующих лет, более 80% случаев этой аномалии – врожденные нарушения головного мозга, то есть внутриутробные нарушения. Основываясь на этих исследованиях, можно сказать, что патология, проявляющаяся в родах, является вторичной причиной, которая в свою очередь может усугубить действие первичной [9].

Важно отметить, что неблагополучие пренатального периода часто влечет за собой неблагополучие натального и постнатального периодов.

Наиболее полно в литературе представлены вопросы, касающиеся симптоматики, механизмов и структуры дефекта выраженных форм дизартрии. В работах К. А. Семеновой [6], Е. М. Мастюковой [6], М. Я. Смуглина [6] представлены клинические симптомы, а в работах И. И. Панченко [6], Л. А. Щербаковой [6], Л. Г. Парамоновой [6] рассмотрены основные формы дизартрических нарушений речи. И все-таки степень изученности проблемы стертой дизартрии, методов ее дифференциальной диагностики, дают возможность исследовать эффективные пути коррекционно-логопедической работы и разрабатывать оптимальные методики для коррекции звукопроизношения.

У детей в возрасте 6-7 лет в норме должны сформироваться все звуки.

Цель: определение наиболее эффективных коррекционно-педагогических условий проведения логопедической работы по коррекции нарушенного звукопроизношения у детей старшего дошкольного (6-7 лет) возраста с дизартрией.

В эксперименте участвовало 20 воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Обследование детей проводилось индивидуально с каждым ребенком по речевой карте, разработанной для эксперимента на основании речевой карты М. А. Илюк, Г. А. Волковой [3] с применением альбома О. Б. Иншаковой [4]. Из речевой карты М. А. Илюк, Г. А. Волковой я заимствовала: общее исследование моторики, исследование тонкой моторики, углубленное изучение речи (в эту часть включила строение артикуляционного аппарата, артикуляционную моторику, объём движений языка), общее звучание речи и состояние звукопроизношения. Выбирались более оптимальные упражнения и пробы. Альбом О. Б. Иншаковой использовался при изучении состояния звукопроизношения.

Когда ребенку предлагалось посмотреть на картинку и назвать ее, у многих ребят вызывало затруднение в произношении свистящих, шипящих и сонорных звуков. Например, речь звучала так: «фабака», «уфы», «ноф», причем у этого ребенка было ярко выраженная закусанная нижняя губа при замене свистящего [с] на [ф]. Шипящие также произносились с заменой на [ф]: «фапка», «фафматы», «мефок». Сонор [л] заменялся на [в]: «вук», «пива», «вампа», также характерно закусывая нижнюю губу. Сонорный звук [р] был увелярным.

У воспитанников экспериментальной группы так же наблюдалось: амимичность лица, слюнотечение, гипотонус и гипертонус языка и щек, что позволяет диагностировать дизартрию у этих детей.

Данные исследования были зафиксированы в сводной таблице, где подробно расписаны нарушения звуков у исследуемых.

На основе анализа полученных результатов нами были установлены следующие виды нарушенного звукопроизношения в каждой группе звуков:

  1. Свистящие звуки: межзубный сигматизм – 35%, призубный сигматизм – 50% и норма – 15%.
  2. Шипящие звуки: свистящий парасигматизм – 70 %, переднеязычный парасигматизм шипящих – 20 %, губно-зубной парасигматизм шипящих – 5% и норма – 5%.
  3. Сонорные звуки: ротацизм – 65 %, параротацизм – 15 %, норма – 20 %.
  4. Заднеязычные звуки: паракаппацизм, парагаммацизм – 5%, норма – 95 %.

В процессе исследования были установлены замены нарушенного звукопроизношения в речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией:

замена шипящих на свистящие – 70%, замена на переднеязычные – 20% и замена на губно-зубные – 10%;

замена сонорного звука [р] на [в] – 40%, замена на [л] – 10%, увелярное звучание [р] – 40% и норма – 10%;

замена сонорного звука [л] на [в] – 5%, норма 95%;

Разрабатывались условия коррекционной работы по формированию звукопроизносительной стороны речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) при дизартрии, с учетом которых логопедическая работа проводилась последовательно, и ее реализация охватывала следующие этапы:

I этап. Развитие артикуляционной моторики.

Цель: развитие артикуляционной моторики дошкольников, способствующее устранению нарушений звукопроизношения.

Задачи:

Научить дыхательным упражнениям. Здесь демонстрировались дыхательные упражнения по пособию М. Н. Щетинина «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» [10] и контролировалась правильность их выполнения.

Проводить массаж шейно-воротниковой и лицевой зоны. Проводился массаж шейно-воротниковой и лицевой зоны воспитанников, опираясь на массажные техники при задержке речевого развития детей [12].

Проводить совместно артикуляционную гимнастику с массажем языка и губ. Проводились массаж [12] и артикуляционная гимнастика Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» [5] ежедневно, в определенном порядке и интенсивности.

II этап. Развитие общей моторики

Цель: развитие общей моторики, способствующее устранению нарушений движений дошкольников.

Задачи:

Учить самомассажу. На данном этапе демонстрировался самомассаж ушных раковин, головы, пальцев и контролировалась правильность его выполнения.

Формировать взаимодействие межполушарных связей. Учились рисовать двумя руками одновременно. А также правой рукой рисовать в воздухе квадрат, а левой – круг, и наоборот.

Формировать переключения действий. Стоя на балансировочной доске Бильгоу, раскачиваясь, при этом воспитанник должен поймать мяч и бросить его обратно со словом (а потом и предложением) на заданный звук.

III этап. Развитие фонетико-фонематических представлений.

Цель: развивать фонетико-фонематические представления дошкольников.

Задачи:

Продолжать формировать артикуляционную моторику. На этом этапе продолжался контроль за правильностью выполнения артикуляционных и дыхательных упражнений.

Развивать речевое дыхание и голос. Отрабатывались дыхательные упражнения по пособию М. Н. Щетинина «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» [10].

Проводить коррекцию звукопроизношения. Шла логопедическая работа над теми звуками, в которых были нарушения. Подбирался демонстрационный материал с учетом индивидуальных особенностей воспитанника

Преодолевать фонематические нарушения. Учились дифференцировать звуки, в которых присутствуют нарушения (игры: «Слушай, звуки различай и движения выполняй», «Волшебный мешочек» и др.).

IV этап. Развитие лексико-грамматической стороны и связной речи.

Цель: развивать лексико-грамматическую сторону и связную речь дошкольников.

Задачи:

Расширять объем словаря. На данном этапе обогащался словарный запас воспитанников (игра: «Времена года», «Кто во что одет?» и др.).

Развивать словообразование и словоизменение. Воспитанники тренировались в словообразовании и словоизменении (игры «Посчитай до пяти», «Назови ласково» и др.)

Уточнять грамматические значения слов. Объяснялись новые значения слов (игры: «Что это?», «Смысл слова» и др.).

Развивать связную речь: диалогическую и монологическую. Развивалась связная речь дошкольников (игры: «Закончи предложение», «Расскажи по картинке» и др., чтение художественной литературы по возрасту).

Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией по указанным этапам была проведена в течение 6 месяцев в МБДОУ «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска.

Занятия проходили 2 раза в неделю.

Занятия с детьми проводились в логопедическом кабинете, как индивидуально, так и фронтально.

Подбирался определенный дидактический, методический материал для каждого ребенка с учетом его логопедического заключения.

Использовались игровые технологии: дидактические игры такие как «Четвертый лишний», «Найди все предметы, где слышится песенка комара?», «Домик звуков» и др. Чтение художественных произведений по возрасту, например, С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», К. И. Чуковский «Айболит», «Муха Цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе», П. Бажов «Серебренное копытце», Ш. Перро «Кот в сапогах» и др.

Работа по коррекции звукопроизношения у детей проводилась в трех положениях: лежа, сидя, в движении.

После реализации коррекционной работы была обследована звукопроизносительная сторона речи детей. Очевидно, что уровень звукопроизносительной стороны речи у детей значительно повысился:

  • замена шипящих на свистящие – 50 %, а замена на переднеязычные – 10 %, норма – 40 %;
  • замена сонорного звука [р] на [в] – 20 %, замена на [л] – 0 %, увелярное звучание [р] – 20% и норма – 60%;
  • произношение сонорного звука [л] в норме у 100% детей;
  • произношение заднеязычных и преднеязычных звуков в норме у 100 %.

Анализируя контрольный эксперимент, можно увидеть, что в норму вошли около 40 % детей.

Получены следующие выводы:

  1. Опираясь на полученные данные констатирующего эксперимента, очевидно, что практически у 100% детей нарушены группы свистящих, шипящих и сонорных звуков.
  2. Анализируя контрольный эксперимент, можно увидеть, что в норму вошли около 40 % – 45 % детей.
  3. Следует, что проведенная работа была качественной и эффективной, так как у ряда детей улучшилось звукопроизношение их речи, также улучшилась общая моторика.
  4. Коррекционная работа должна проводится систематически в комплексе с дыхательными упражнениями и массажем. Для детей с дизартрией – это важный аспект.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007. 331 с.
  2. Бабина Г. В. Практикум по дисциплине Логопедия (раздел Дизартрия): Учебно-методическое пособие. Издание 2-е переработанное и дополненное. М. Прометей, 2020. 122 с.
  3. Илюк М. А., Волкова Г. А. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. СПб.: КАРО, 2019. 44 с.
  4. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. 279 с.
  5. Е. М. Косинова. Гимнастика для развития речи. М.: ООО Издательсьво Эксмо. 2003. 63 с.
  6. Логопедия. Методическое наследие. Книга I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. Ч. 2: Ринолалия. Дизартрия; под. Ред. Л. С. Волковой. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. 303 с.
  7. Логопедия. Теория и практика / под ред. д. п. н. Т. Б. Филичевой изд. 2-е, испр. и доп. М.: Эскмо, 2018. с. 96 – 134.
  8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. 192 с.
  9. Файнштейн Т. A. Виды дизартрии: принципы классификации (таблица) и причины развития. URL: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/vidyi-dizartrii-princzipyi-klassifikaczii-tablicza-i-prichinyi-razvitiya (дата обращения15.01.2023)
  10. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. М.: Просвещение, 2010. 368 с.
  11. Дизартрия: понятие, этиология, классификация и симптоматика / Дефектология Проф [Электронный ресурс] URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/dizartriya_ponyatie,_etiologiya,_klassifikacziya_i_simptomatika (дата обращения 15.01.2023).
  12. Массажные техники при задержке речевого развития у детей / Клиника Бобыря https://www.spina.ru/inf/states/4029 (дота обращения 15.01.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: