УДК 811.111

О некоторых формах компьютерного обучения чтению на иностранном языке

Аманкулова Асель Рысбековна – преподаватель кафедры естественно-гуманитарных наук Азиатского медицинского института им. С. Тентишева (Кыргызская Республика, г. Бишкек)

Шамурзаева Толкунай Турсуновна – кандидат педагогических наук, доцент Кыргызского государственного университета им. И. Арабаевa (Кыргызская Республика, г. Бишкек)

Аннотация: Данная статья рассматривает использование компьютера в процессе обучения чтению на иностранном языке. Компьютер при этом может выполнять следующие функции: 1. Служить справочником, подавая на экран дисплей любую языковую информацию по запросу студентов. 2. Является контролирующим устройством, определяет правильность понимания прочитанного и индивидуальные трудности каждого обучающего. 3. Дает возможность осуществлять дифференцированный подход в подборе текстов и видов упражнений для каждого студента. 4.Таким образом, компьютер может управлять процессом чтения и эффективно тренировать разнообразные навыки и умения в чтении.

Ключевые слова: компьютер, чтение, возможности, навыки, умения учащийся, текст, информация, обучение.

Внедрение компьютеров в процесс обучения иностранным языкам в не языковом вузе формирует навыки общения, повышает мотивацию обучения. В последнее время появился ряд публикаций, отражающих подходы к организации обучения этому предмету с помощью компьютеров, требования к компьютерным обучающим программам (коп). Внимание исследователей было обращено прежде всего на такие технические и методические возможности компьютера, как способность моделирования условий коммуникативной деятельности, увеличение объема языковой тренировки в процессе овладения лексико-грамматическими навыками, индивидуализации и дифференциации обучения, реализации принципа обратной связи, объективного и полного контроля навыков и умений; возможность унификации учебного процесса в различных учебных заведениях, стимулирования учителя к применению различных новаторских приемов. Компьютер мог бы решать, и такие задачи, как отбор содержания обучения, адекватного поставленным целям, введение отобранного материала в учебный процесс, управление процессом усвоения знаний и даже реализации основной обучающей программы, обеспечивающей намеченные цели обучения. Компьютер способен моделировать планируемое иноязычное речевое поведение обучаемых, мотивировать их овладение иноязычной речью, оптимизировать самообучение, обеспечить перенос языкового материала в другие виды речевой деятельности.

Однако на практике далеко не все эти возможности используются. Достаточно сказать, что в большинстве публикаций в качестве примеров использования компьютеров приводятся чисто тренировочные упражнения, направленные, например, на усвоение форм глаголов, числительных, местоимений, тематической лексики, порядка слов в предложении, алфавита и т.д. Некоторые из этих упражнений, составленные в виде занимательных игр, обеспечивающие наглядную, развернутую ориентировку , действительно вполне эффективно решают поставленные задачи – за счет дополнительной мотивации учащиеся прочнее запоминают материал, глубже его осознают, лучше используют в речевой деятельности. И тем не менее мы имеем много возможностей применение компьютеров и нет оснований ограничиваться лишь формированием навыков. Поэтому важной задачей мы считаем использование уникальных возможностей компьютера в области обучению чтению и письму на иностранном языке. В чем состоят эти возможности? Основная задача обучению чтению на иностранном языке – научить обучаемого читать про себя несложный оригинальный текст, самостоятельно справляясь с трудностями, которые при этом встречаются. Но управлять процессом обучения чтению про себя очень трудно – этот вид чтения не имеет механизма внешне выраженного оформления, реализуется во внутреннем плане. Когда студент читает текст, о процессе этой работы, может судить только по результату: понят текст или не понят. Учитель не в состоянии определить, где произошел сбой, если текст не понят; какого рода помощь была нужна студенту. Для более эффективного формирования умения читать, необходим поиск новых форм и средств обучения, позволяющих вынести действия обучаемого во внешний план непосредственно в процессе самого чтения. На наш взгляд такой возможностью обладает компьютер. Использование компьютера в процессе обучения чтению, разумеется, не будет означать, что экран компьютера призван заменить собой печатный текст. Компьютер – лишь вспомогательное средство, которое решает определенные задачи, а по мере того, как учащийся обучается самостоятельно справляться с трудностями чтения, надобность в компьютере отпадает.

Использование компьютера в обучении предполагает одновременно широкую практику в чтении обычных печатных текстов (как это было всегда). При этом предполагается, что уже сформированные с помощью компьютера умение самостоятельно преодолевать трудности учащийся будет переносить и на чтение обычного текста.

Какими же преимуществами обладает компьютер как средство обучения? В процессе чтения текста с экрана компьютера при любом возникшем у него затруднении учащийся имеет возможность получить немедленную помощь и разъяснение, не отвлекаясь на поиск слова в словаре и не мешая другим, не обращаюсь к учителю. Компьютер при этом будет выполнять следующие функции:

  1. служить справочником, подавая на экран дисплея любую языковую информацию по запросу учащегося;
  2. является контролирующим устройством, определяющим правильность понимания прочитанного и индивидуальные трудности каждого обучающего;
  3. быть обучающим устройством, регулирующим степень самостоятельности обучаемого в процессе смысловой отработки текста;
  4. обеспечивать индивидуализацию характера смысловой обработки текста, ее этапов;
  5. давать возможность осуществлять дифференцированный подход в подборе текстов и видов упражнений для каждого учащегося;
  6. служить средством формирования умений самоконтроля в процессе чтения, способствуя осознанию учащимся программы действий при чтении;
  7. быть источником дополнительной мотивации.

Таким образом, компьютер может дать возможность управлять процессом чтения группы учащихся. С помощью компьютера можно эффективно тренировать разнообразные навыки и умения в чтении: научить правильно интонировать текст, помочь освоить необходимые навыки техники чтения, расширить поле восприятия при чтении, увеличить индивидуальный темп чтения учащихся, сформировать умение пользоваться словарем и справочной литературой, научить самостоятельно преодолевать разнообразные языковые трудности, не прибегая к справочнику. Работа над текстом включает в себя инструкцию, опоры в виде ключей (на уровне лексики и грамматики), куда входят все слова текста, и упражнения на контроль понимания прочитанного. Читая текст, который подается на экран дисплея либо абзацами (с возможностью возврата к любому из ранее прочитанных абзацев), либо движущимся текстом (также с возможностью возврата), студент может обращаться к ключам в момент затруднения в процессе чтения. При этом инструкция ориентирует его таким образом, чтобы к справочному аппарату он обращался только в случае, если без этого не может понять содержание текста.

Тем не менее, обращение к ключам не ограничивается. Студент имеет возможность подвести курсор к любому слову текста, вызвавшему у него затруднения. Подводя курсор к нужному слову, студент нажимает на пробел, и на экране загорается ключ 1, который представляет собой выборку из словарной статьи, т.е. искомое значение слова в его исходной форме. Если недостаточно ключа 1, студента, вероятно, затрудняет грамматическая форма слова. В этом случае он может нажать клавишу «пробел» вторично. На экране загорается перевод формы слова, реально стоящей в предложении. После чтения текста студент сигнализирует о том, что работа закончена, и компьютер предлагает ему тест на понимание прочитанного. Вопрос предъявляется на родном языке, чтобы исключить возможность затруднений при понимании формы самого вопроса. Обычно используются тесты множественного выбора. По окончании работы на экране дисплея каждого студента загорается результат, который фиксируется на компьютере преподавателя. В него входят: время чтения текста, обращение к ключам (слова, вызвавшие затруднения, и тип помощи), возвраты к абзацам и результаты тестов. Тем самым выявляется полная картина работы каждого студента, его затруднений, что дает возможность дифференцированно строить обучение самостоятельному преодолению трудностей.

Постепенно студенты учатся преодолевать разнообразные трудности в процессе чтения: понимать слово, образованное по конверсии, догадываться о его значении по контексту, не обращаться за помощью к компьютеру, когда не знакомое им слово не содержит важной смысловой нагрузки и не играет существенной роли для понимания текста.

Преподаватель может самостоятельно закладывать в компьютер любой необходимый текст и программировать работу с ним на том или ином уровне владения приемами самостоятельного преодоления трудностей. Для этого ему достаточно набрать сам текст на клавиатуре компьютера и определить тип опоры для каждого слово текста. После этого компьютер создаст словарик данного текста, используя общий словарь, имеющийся в его памяти. Преподаватель просматривает этот словарик, вставляет в него переводы тех слов, которых нет в общем словаре, дополняет значения многозначных слов в тех случая, когда это необходимо. После этого общий словарь может быть пополнен вновь введенными словами. Таким образом, общий словарь непостоянно увеличивается, а работа преподавателя постепенно уменьшается. Можно анализировать такие слова, как lives – life, dresses – dress, snakes – snake, flied – fly, played – play, bigger – big, rolling – roll, prettily – pretty, nobly – noble, realist – real. При запросе подсказки на такие слова на первом уровне автоматически выдается подсказка, выделяющая начальную форму слова, например: lives=live+s, а на следующем уровне появляется подсказка для начальной формы слова: life –жизнь.

Сложные слова вводятся в специальных предтекстовых упражнениях. Систематическая работа подобного характера вырабатывает у студентов навык правильного членения сложных слов в процессе чтения , что имеет для обучения чтению и особенно для развития языковой догадки исключительно большое значение. Большая часть текстов рассчитана на самостоятельную работу учащихся под руководством учителя на уроке. Отдельные, наиболее легкие тексты могут быть предложены студентам для самостоятельной работы дома с последующей проверкой на занятии. Упражнения, которыми сопровождаются тексты, позволяют преподавателю проверять полноту и точность понимания прочитанного. Студенты также могут контролировать друг друга, работая в парах. Задания творческого характера (упражнения – ситуации, ролевые игры) выполняются на занятии под непосредственным контролем учителя. Текст и упражнения могут служить основой для проведения уроков-диспутов, уроков-конференций. В такой работе принимают активное участие как преподаватель, так и все студенты группы или нескольких групп, одни из которых готовят небольшие сообщения по вопросам компьютеризации, другие чертят схемы, диаграммы, таблицы, подбирают иллюстративный материал, свидетельствующий о важной роли компьютеров в обучении чтению и пониманию прочитанного материала.

Предлагаемые ниже материалы, можно также перевести на язык программирования и это может служить основой для своеобразной обучающей программы, с которой студенты будут работать полностью самостоятельно в послеурочное время. Работа с программой носит пошаговый характер. Каждый шаг состоит из кадров, предназначенных для овладения какой-либо одной операцией, например: прочитать фрагмент текста (абзац) и выделить опорные слова или же найти значение уже выделенных терминов, выбрать наиболее точный ответ из 5 вариантов и т.д.

В программе можно предусматривать возможные ошибки студентов и определить пути их устранения (включить дополнительно ориентиры и т.д.) Общаясь с машиной, студенты самостоятельно приходят к правильному решению. Более тесному контакту студента с компьютером способствуют слова приветствия и прощания, оценка работы студентов, которую дает после выполнения задания. В процессе работы с предложенными выше материалами студенты получают определенную сумму сведений из области информатики и электронно-вычислительной техники на английском языке, знакомятся с новой лексикой по компьютерной тематике, что в свою очередь облегчит овладение языком программирования, приобщит студентов к чтению специальной литературы по профилю и научит их беседовать по данной тематике.

Список литературы

  1. Носенко Э. ЭВМ в обучении иностранным языкам в ВУЗе. М., 1998.
  2. Кадыркулова З. Учебное пособие по английскому языку. г. Бишкек, 2001.
  3. Орлова З. Большой народный самоучитель.
  4. Гладкий А. Самоучитель слепой печати.
  5. Жуков И. Компьютер и ноутбук для любого возраста.

Интересная статья? Поделись ей с другими: