УДК 37.013

Игровой метод как средство развития быстроты у обучающихся

Давзит Галина Викторовна – магистрант Новосибирского государственного педагогического университета

Аннотация: В статье обосновывается использование игрового метода, который способствуют успешному развитию быстроты на занятиях. Игровой метод развивает силу, быстроту, выносливость, улучшает подвижность суставов, позволяет приобрести широкий диапазон двигательных умений и навыков, способствует воспитанию волевых качеств. Велика роль применения игрового метода не только для улучшения здоровья и физических качеств, но и для развития умственных способностей. Дети очень активны, и эту особенность детского возраста нужно направлять в правильное русло, например в развитие быстроты и других важных физических и интеллектуальных качеств.

Ключевые слова: игровой метод, быстрота, физические качества, физические способности.

Мы знаем, что многие качества детского характера, которые используются в повседневной жизни, заложены в ребенке от природы. Но порой мы не понимаем для чего нужно их развивать, ведь кажется, что все и так хорошо.

В наш информационно-цифровой век дети зависимы от смартфонов, которые упрощают жизнь и организуют занимательный досуг. Множество аспектов повседневной жизни максимально упрощены, из-за чего большинство детей задвинули физическую активность на второй план. Мало кто из дошкольников и школьников занимается спортом, в основном все увлечены гаджетами и развиваются только интеллектуально. Много ли вы знаете детей, которые каждый день начинают с зарядки? Скорее всего, таких среди ваших знакомых нет.

А сегодня мы поговорим о развитии у школьников быстроты и целях данной работы.

Физические качества – активные двигательные действия, которые развиваются в ходе физической подготовки (например, на уроках физической культуры) с учетом биологических и психических черт личности обучающегося. Они и способствуют физическому воспитанию ребенка. Общеизвестно, что физическое воспитание укрепляет характер ребенка, делает его мужественным. С помощью физического воспитания учащиеся перебарывают свои страхи перед спортом.

Физические способности – это задатки, которые заложены в нас природой. У обучающихся они проявляются в определенных двигательных действиях, соответствующих возрасту детей, в том числе в спортивной деятельности. Самое главное для педагогов – рассмотреть и не загубить природные способности каждого ребенка.

Все знают, что организм ребенка развивается неравномерно (гетерохромно).У ребенка есть периоды, в которых отдельные физические качества развиваются лучше, чем в другие. Их называют сенситивными.

Сенситивные периоды – это самые важные периоды в жизни ребенка, когда идет развитие организма.

Если в эти периоды оказать опережающее педагогическое воздействие, то эффект будет значительно выше. Мы очень хорошо знаем, что дети в 10-12 лет очень активны, при этом очень тяжело воспринимают большие объемы информации. Они непосредственны, энергичны, добры и мудры, они великие фантазеры и неутомимые оптимисты. Чтобы развивать у детей этого возраста скоростные способности, нужно своевременно и правильно выстроить их обучение. Только так они смогут заинтересоваться спортивной деятельностью и своим физическим развитием. Если же детям постоянно твердить «ты должен», «это нужно», то у них пропадет интерес к занятиям физической культурой и потом его будет очень сложно восстановить.

Быстрота – это способность обучающегося выполнять определенное физическое задание (например, пробежать 30 метров с максимальной скоростью за минимальный отрезок времени) с большой инерцией и максимальной скоростью. Быстрота очень хорошо развивается через игровой метод, так как он подразумевает использование заданий с ускорениями, заданий на реакцию движения и т.д.

Игра – это деятельность, которая направлена на решение и достижение поставленной цели. Почти на всем протяжении жизни человека, его деятельность тесно связана с игрой. Наибольшее место игровая деятельность занимает в период самого активного формирования организма и характера – в детские и юношеские годы.

Игровой метод в пределах характерных правил игр, арсенала и технично-тактических приемов и ситуаций предусматривает выполнение двигательных действий. Он несет в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития учащихся, но и их духовного воспитания. Игровые задания для обучающихся дают мощную эмоциональную разрядку, простые и сложные упражнения выполняются с большим интересом.

Игровая деятельность требует от учащихся умения управлять своими эмоциями, инициативы и смелости, настойчивости и самостоятельности, проявления высоких координационных способностей, быстрого реагирования и мышления, способности находить неожиданные для соперников решения. Игровой метод дает возможность эффективно совершенствовать различные стороны подготовки спортсмена, увеличивает динамику развития быстроты.

Формы проведений игр очень разнообразны и разносторонни в развитие физических качеств.

Игра развивает познавательную активность и саморегуляцию, внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для мальчиков 10-12 лет – любимая форма деятельности. В игре, дети обогащают свой социальный опыт и развивают коллективизм.

Организация спортивной работы сталкивает педагога с рядом проблем, которые нужно решать в процессе работы с обучающимися. Для решения задачи при помощи средств, методов и форм организации, распределения нагрузки нужно правильно выбрать тип урока и определить его содержание. На уроках мы разучиваем технику выполнения упражнений, закрепляем ее, выявляем ошибки, совершенствуем полученные навыки. Для того чтобы проверить уровень усвоения материала, проводится контрольный урок, где оценивается техника выполнения упражнений, физическая подготовленность обучающихся. Комбинированные уроки помогают решать по содержанию различные задачи.

Успешное выполнение учебной программы по легкой атлетике сегодня немыслимо без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов обучения, в том числе и игрового.

Обучающиеся во время игры получают больше нагрузки, не замечая это. Развитие быстроты через игровую деятельность помогает совершенствовать не только физические качества, но и умственные способности, которые в дальнейшем помогают детям на других уроках. Физическая нагрузка сопровождается умственной разгрузкой. Дети как бы отдыхают, но при этом развиваются физически. Поэтому стоит задуматься, нужно ли отодвигать на второй план физическую активность. Ведь дети могут быть зависимы не от смартфона, а от спорта, что позволит им быть успешными во всех сферах жизни.

Список литературы

  1. Бурханов А.И. Физическое развитие школьников //Теория и практика физ. культуры, 1990. – № 9.
  2. Губа В., Никитушкин В., Гапеев В. Легкая атлетика. – М.: Олимпия Пресс, 2006. – 164 с.
  3. Курамшин Ю.В., Попов В.И. Теория и методика физической культуры. СПб.,1999. – 274 с.
  4. Матвеев Л.П., Озолин Э.С. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1991. – 163 с.
  5. Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология. – М.: Высшее образование, 2007. – 326 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: