УДК 75

Анализ женского сознания в произведениях Марлен Дюма

Лю Лутэн – студент Академии искусств Ци Байши Хунаньского института науки и технологий (Китай).

Аннотация: В связи с эмансипацией женщин в обществе и активизацией деятельности женщин в современном искусстве, на Западе в середине ХХ века получило свое развитие феминистское движение. Женщины-художницы создавали произведения, наполненные «женским сознанием» через призму своего собственного восприятия роли женщины в мире. Данная статья посвящена исследованию творчества художниц, анализу роли женщин в обществе и их влиянию на искусство. Особое внимание уделено анализу произведений Марлен Дюма – современной голландской художницы южноафриканского происхождения. Данная статья посвящена тематике женщин-художниц, месту женщины в обществе и величию материнства, а также Марлен Дюма как репрезентативной художнице.

Ключевые слова: женское искусство, женское сознание, эмансипация, материнство, Марлен Дюма.

В 1980-х годах появились виды искусства, связанные с постепенным развитием идей феминистского движения и концепции «женской сущности». Вплоть до 1990-х годов появление «женского искусства» как отличительной формы искусства вызывало множество споров, интенсивных дебатов об искажении устоявшихся в патриархальных традициях понятий «женщины». Женское искусство не является «женской живописью» в традиционном смысле этого слова, и поэтому любое произведение искусства, созданное женщинами, попадает во внимание исследователей данной области искусства и культуры. С прогрессом времени и пробуждением женского сознания, женское искусство стало новым направлением в современном искусстве, что связано также и с непрерывной интеграцией западного и китайского искусства. Зарождение женского искусства началось в середине 1990-х годов: одни художницы изображали женские образы на основе реалистических техник, другие исследовали способы выражения, выходящие за рамки публичного языка, через собственный опыт и переживания.

Феминистское сознание в творчестве Марлен Дюма

По мере развития экономики в начале XX века происходили едва уловимые изменения в традиционных представлениях общества о роли женщины в современном мире. Женщины, долгое время подвергавшиеся социальному давлению, в этот период перестали мириться с несправедливостью и дискриминацией в обществе. Женщины начали объединяться в феминистские движения и бороться за предоставление им необходимых прав и обретение желаемой свободы от тягостного влияния патриархальных традиций.

Голландская художница южноафриканского происхождения Марлен Дюма создала большое количество работ, посвященных теме пробуждения женского сознания. Ее работы дают зрителю большой простор для размышлений о роли женщины в обществе, поскольку женские работы на картинах Дюма очаровывают своей живостью и непосредственностью. Художница изображает реальное положение вещей в жизни женщины, не используя традиционные эстетические концепции привлекательности. В серии художественных работ «Начало человека» цветовая палитра решена смесью грязных и мутных оттенков с большой площадью серого цвета, чтобы показать бедственное положение женщины с новорожденной дочерью. Сочетание плавных и грубых линий добавляет картинам экспрессивности, демонстрирует реальное течение времени, подчёркивая контраст красоты новой жизни и неизбежности увядания.

Живопись – это выразительный акт эмоций творца с помощью визуальных образов, интуитивное выражение чувств которого меняется от зрителя к зрителю. В зависимости от жизненного опыта зрителя изменяется и существование, приписываемое выразительной форме творческого субъекта. Для Дюма фотография является одной из отправных точек живописи, а ее искусство способно тронуть зрителя, потому что художница без прикрас демонстрирует боль и страдания людей из низших слоев общества, полностью обнажая недостатки человеческой природы [3]. Дюма изображает общество без преувеличения или чрезмерной репрезентации, и ее работы тем более трогательны, что показывают человеческую природу низшего класса во всей ее «красе». Художница не приемлет фальши и искусственной привлекательности, оттого ее работы по-настоящему правдивы.

Исследование темы материнства в творчестве Марлен Дюма

В современном обществе материнство до сих пор кажется одним из самых законных аспектов существования женщины. Многие женщины-художницы 1990-х годов использовали тему материнства и личный опыт в основе своих произведений, а «тема взаимоотношений матери и ребенка стала классической для женщин-художниц, которые были очарованы состоянием жизни и духовным миром» [2]. Марлен Дюма в 1980-х и 1990-х годах создала большое количество работ на тему материнства и детства, которые были основаны на ее собственном опыте. Художница изобразила все грани материнства как сложного и ответственного процесса: от радости быть матерью до тоски о прошлом при переходе к материнству.

Работы Марлен Дюма были созданы для того, чтобы исследовать связь между женщиной в состоянии беременности и ее новой жизнью. Ее серия из четырех картин «Начало человека», на каждой из которых изображен младенец, была создана в 1990 году и написана в стиле предыдущих работ художницы. Изображения детей решены в преимущественно темной гамме сложных оттенков, образы детей одиноки и вызывают жалость: ребенок лежит в кроватке, не окруженный мягкими одеялами для защиты, как будто он лежит в маленькой и темной коробке. Фон однотонный и темный, центр картины – младенец, тело которого кажется освещенным, а лицо – не по возрасту озадаченным и даже задумчивым. На каждой картине образ ребенка отличается от всех остальных в серии работ, Дюма изображает индивидуальность маленькой жизни. С помощью цветовой палитры разных оттенков от желтого до голубого художница создает ощущение беспомощности, подчеркивая очень светлые и едва уловимые оттенки бледной кожи младенцев. Дюма уже рассказывала о создании серии картин «Начала человека», как о работах, непосредственно связанных с ее личным опытом материнства [1]. Художница писала свои картины как напоминание о тех днях, когда крошечный ребенок был всем, что у нее было, занимал всю ее жизнь.

Большой формат картин серии «Начало человека» был выбран для того, чтобы полнее выразить эмоции художницы, ее чувства и сомнения в этот непростой период. Изображая мать в образе ребенка, Дюма дает зрителю возможность по-новому взглянуть на становление новой жизни. Художница демонстрирует неистовое и пугающее чувство, сочетая в образе невинного новорожденного ребенка, не только естественную красоту самой природы, но и полную неизвестность от появления в столь нестабильном мире.

Во многих случаях вдохновение для работ художниц исходит от личного опыта материнства самих женщин. Китайская художница Янь Пин также создает работы на тему «мать и дитя», в своих произведениях она выражает разные грани материнской любви: любовь матери к своему ребенку иногда похожа на огромную волну воды, но она также может быть мягкой и нежной, как маленький мостик через ручей. Работы Янь Пин привлекают внимание зрителей яркостью цветовой палитры и глубиной чувственных образов.

Такие трогательные темы, как привязанность между матерью и ребенком и репрезентация семейного счастья также находят отражение в традиционной живописи, и женщины-художницы вносят большой вклад в создании этого тематического пласта в искусстве. Женщины-художницы интерпретируют тему материнства в своем творчестве, не просто изображая счастливые семьи на своих картинах. Они демонстрируют всю многогранность отношений между матерью и ребенком, которые так важны в жизни каждого человека. Художницы тем самым поднимаются на социальный уровень и налаживают равный диалог с мужчинами.

Влияние эмансипации женского сознания на искусство Марлен Дюма

Сознание – это способ анализа ситуаций и принятия решений о собственном поведении, который функционирует в мозге человека с момента рождения. Первое проявление «женского сознания» произошло во второй половине XIX века, когда на женщин в Европе повлияла Французская революция и идея свободы и равенства. Женщины начали борьбу за расширение и уравнивание своих социальных, экономических, политических и личных прав. Второе феминистское движение в 1960-х и 1970-х годах было направлено на устранение гендерного разрыва и существенной разницы в статусе мужчин и женщин и на изменение восприятия женщин как подчиненных мужчинам. В 1971 году американская историк искусств Линда Нохлин опубликовала в журнале Art News статью под названием «Почему нет великих женщин-художников?». Это был первый случай в истории искусства, когда женщина бросила вызов мужскому авторитету.

Появление термина «женское сознание», которое в значительной степени было спровоцировано феминистским движением, также является осознанием независимости социального статуса женщин. Феномен женского сознания основан на чувстве женской автономии, разрыве с традиционным представлением о неполноценности женщин и вызове патриархальному обществу [5]. В эпоху господства мужчин женщинам не было места в истории искусства. В истории искусства женщины были записаны как подчиненные мужчинам и являлись лишь источником вдохновения для художников-мужчин. Женское движение привело к изменению сознания женщин, что позволило трансформировать традиционные представления и улучшить положение женщин [4].

Стиль в живописи – это эстетическая концепция, а также художественный подход, один из способов исследования художественных различий. Что касается художников, то в процессе изучения творчества они постоянно ищут собственный способ художественного выражения, позволяющий творческому субъекту использовать художественное творчество для самовыражения. Содержание работ женщин-художниц в основном находится под влиянием личностей самих художниц, это больше похоже на выражение их собственных эмоций, чем на опосредованное произведение. Работы художниц особенно самореферентны: иллюстрируя личный опыт через изображение знакомых тем и образов, женщины создают работы неповторимой красоты и уникальной ценности.

Список литературы

  1. Чжан Цижан. Исследование метафорической природы образов в произведениях Марлен Дюма. Синьцзянский институт искусств, 2021. 89 с.
  2. Шу Цзяцзя. Художественное выражение самосознания. Сычуаньская академия изящных искусств, 2021. С. 28-39 .
  3. Ли Цзяцзя. Исследование женского самосознания в работах Марлен Дюма. Шаньсийский университет, 2018. С. 57-61.
  4. Бянь Цзян. Desire portrayed. Столичный нормальный университет, 2012. 178 с.
  5. Дзин Лиян. Интерпретация "идентичности" в произведениях Марлен Дюма. Шанхайский нормальный университет, 2012. С. 23-52.
  6. Хуан Ячунь. Метафора в живописи Марлен Дюма. Университет Циндао, 2021. С. 26-34.

Интересная статья? Поделись ей с другими: