УДК 75

Изобразительное искусство Европы в Новое время в условиях мировых эпидемий

Лагутин Александр Олегович – доцент кафедры Философии, психологии и педагогики

Яровая Полина Евгеньевна – студентка кафедры Философии, психологии и педагогики Лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета.

Аннотация: В настоящее время большая часть государств пошла на беспрецедентные меры по ограничению свободы граждан. Причиной тому стала страшная вспышка вируса COVID-19, распространяющаяся семимильными шагами. Человечеству не раз приходилось переживать подобную эпидемиологическую ситуацию, вызванную распространением вирусов разного характера. Многие инфекционные заболевания, приводящие к пандемиям, вызываются зоонозными патогенами, которые были переданы человеку из-за увеличения контактов с животными в результате разведения, охоты и глобальной торговли. Понимание механизмов передачи патогенов человеку позволило разработать методы профилактики инфекций и борьбы с ними. На протяжении веков такие меры общественного здравоохранения, как изоляция, карантин и пограничный контроль помогли сдержать распространение инфекционных заболеваний и сохранить структуру общества. В настоящее время эти методы сдерживания активно используются для борьбы с пандемией COVID-19. На разных этапах истории человечества случались масштабные эпидемии, на каждую из которых живо реагировало изобразительное искусство. Живопись является настоящим элементом трансляции происходящего в общественной и политической жизни государства. Творческий порыв побуждает художников на рефлексию в виде написания произведений, что является некой защитной реакцией от того, что угнетает человечество.

Ключевые слова: аномия, эпидемия, изобразительное искусство, история, произведение, картина, пандемия, живопись, заболевание, чума, доктор.

Введение

Как правило, в условиях мировых эпидемий приходит в необратимое разложение социальный и политический порядок общества. В рамках того, или иного всемирного бедствия и разрухи уместно применить термин Эмиля Дюргейма «аномия», которая бывает двух видов: острая и хроническая. Для европейского общества Нового времени, которое перенесло множество эпидемических катастроф, больше подходит понятия «острая аномия» . Причинами острой аномии являются различные виды кризиса, которые нарушают сложившийся уклад жизни социума и могут привести, в итоге, как к его деградации, так и процветанию. Аномия, как термин подразумевает под собой определенное состояние общества, в котором преобладает нестабильная обстановка человеческой реальности , расхождении между провозглашаемыми обществом целями и доступностью для массы людей законных средств их достижения. Эпидемии мирового характера, такие как чума, холера, оспа или грипп усугубляют нестабильную социальную, политическую и культурную жизнь мира. Деятели искусства того времени транслируют в своем творчестве издержки временного периода. Аномическое состояние общества вдохновляет живописцев на создание своих работ, посвященных эпидемиям.[3]

В условиях карантинных мер предосторожности от вирусного заболевания меняется привычный ритм жизни человека. Такая принудительная, но действенная мера так же неизбежно воздействует на психологическое состояние людей, подверженных изоляции. Художники как главные представители визуального творчества более других подвластны всяческим изменениям в силу своей тонкой, чувственной натуры.

Данное исследование нацелено на детальный анализ произведений живописцев, которые являются визуальным источником информации о мировых эпидемия Европы в Новое время.

Обратимся к эпидемии чумы – долгое время вокруг нее существовало много суеверий, мифов и предубеждений. В Средневековье в силу своей недостаточной осведомленности люди верили в мифологию вируса и в смерть по Божьей воле. Каждое поколение по-разному представляло себе эпидемию, в частности художники разных эпох и разных времен смотрели на чуму как с мифологической точки зрения, так и с реалистической, отражая свое видение в работах.

Самой масштабной в истории человечества историки считаю эпидемию чумы под названием «Черная смерть», пиком которой считаются года с 1346 по 1353 гг. Именно эта эпидемия оказала огромное влияние на искусство, в первую очередь на изобразительное, породив специфическую иконографию Европы. Историк Ж. Делюмо считает, что эта эпидемия и все последующие перевернули все европейское искусство, которое все чаще изображало мотивы садизма, мракобесия, страха смерти, страдания и пожертвования. Все это нашло отражения в знаменитом изображении эпидемии чумы Питера Брейгеля «Триумф Смерти», написанного около 1562 г. Анализ этой картины необходим для сравнительно-визуального анализа с картинами, посвященными эпидемиям в Лондоне и Марселе.[1]

Особый интерес представляет образ «чумного доктора», устоявшееся в средневековой и ренессансной Европе определение врача, основной задачей которого было лечение больных бубонной чумой или «черной смертью», в особенности во время эпидемий. Чума в искусстве встречается достаточно часто и изображение чумного доктора также является не редким явлением. Специфический внешний вид чумного доктора с мистической окраской оказал заметное влияние на европейскую культуру Нового Времени.

Специального термина, обозначающего врачевателя чумы долгое время не существовало. Впервые термин «чумной доктор» упоминается в 1348 г., когда Папа Римский Климент VI пригласил врачей для лечения в свою папскую резиденцию. Это повлекло популяризацию врачевателей чумы и их начали приглашать в разные города. В последствии они становятся необходимыми и ценными специалистами в борьбе с болезнью. Важным атрибутом такого врача являлось его одеяние, которое весьма специфично. Считается, что единый образ изобрел француз Шарль де Лорм в 1619 г. До XVII в. костюм постоянно менялся и был неоднозначным. Полноценный образ чумного доктора – продукт раннего Нового времени. Костюм был разработан на основе теории миазматических заболеваний, которая гласила о том, что болезнь была вызвана «миазмами» или вирусными парами в воздухе.[2]

Черный плащ из темной толстой и прочной кожей покрывал все тело, а в клюв, как правило, клали различные травы с целью очищения воздуха которым дышал врач. Современный защитный костюм Hazmat и костюм чумного доктора, в принципе, основаны на одной идее. В силу непросвещенности в вопросе санитарии и правильной защите от вируса костюм имел своеобразные детали, которые считались необходимыми по тем меркам. Например, врачи постоянно жевали чеснок, а уши затыкали губками, пропитанными ладаном. Широта полей шляпы, во-первых, указывала на статус врача, но также считалось, что поля защищают от болезни. При себе врачеватель всегда носил длинную трость, который он прикасался к больному, проверял пульс. Часто этой же трость врачи отбивались от людей, которые просили их избавить от мучительных болей. Под огромной плотной мантией скрывались не менее плотные брюки и массивная обувь. Лечение представляло собой некий обряд, который был далек от медицины, состоящий в основном из экспериментальных методов, базирующихся на теологических и языческих верованиях.

При любой эпидемии, низкий уровень личной гигиены и антисанитария приводили к беспрепятственному самораспространению заболевания. Проблема с водоканалами была как в средние века, так и в Новое время, но в первую очередь сильно загрязнены были именно реки, в которых люди купались и куда, в тоже время, сбрасывали отходы. Популярно было прижигание бубонной. Порой к бубону прикладывали кожу жабы, считалось, что она способна заживлять раны. В домашних условиях человек Нового времени наливал молоко в блюдце, которое якобы абсорбировало вирус. Действительно, методы борьбы с вирусом были самые разнообразные и редко действенные, но все обществу, охваченному ужасом и страхом перед смертью, приходилось обращаться к чумным докторам, которые, как правило, и популяризировали таковые способы борьбы с заболеванием. Образ чумного доктора, или врачевателя чумы, довольно, часто встречается литературе и живописи. В современном искусстве такой образ лекаря, который был создан в раннем Новом времени, встречается в кинематографе и видеоиграх.[4]

В XVII в. изобразительное искусство Европы было малоразвитым, а на фоне все губительных политических событий и эпидемий, многие художники либо умирали, либо были подвержены гонениям со стороны власти. Огромные масштабы Великой Лондонской чумы в 1665-1666 гг., повлекли за собой беспрецедентные ответные меры. Паника заставила короля, двор и всех, кто имел средства, бежать из Лондона, оставив город, чтобы разобраться с оставшимся населением. В мэрии не хватало средств массовой информации, но печатные станки выпускали листовки для общественной информации. Они были обильно наклеены на стены, наряду с шарлатанскими лекарствами и мольбами к благочестию. Данную эпидемию, как правило, документировали и фиксировали события в мемуарах и дневниках. Изобразительное наследие не богато. Визуально эпидемию чумы в Лондоне обрисовал английский художник и гравёр Р. Поллард в своей знаменитой гравюре «Мёртвые женщины на улице Лондона во время Великой чумы 1665 г.». В этой работе художник учел исторические факты эпидемии и, можно сказать, что данный сюжет является одни из реалистичных работ, описывающий повальную необратимую смертность.[5]

Во времена Великой лондонской чумы 1665-1666 гг. захоронение людей, погибших от чумы, проводилось исключительно ночью, поэтому на улицах Лондона было много мертвых. На гравюре видно, что уже сумерки, а в дальнем левом углу угадывается повозка с мертвыми. Сюжет передней правой части гравюры ужасает младенец, который лежит на груди мертвой матери. Эта зарисовка говорит о том, что шанса выжить не было как у взрослых, так и у детей. На первых взгляд кажется, что в этом сюжете только одна погибшая женщина, но при детальном анализе картины видно, что женщины лежат друг на друге, что повествует нам о масштабности эпидемии. Несмотря на то, что картина создана около ста лет после эпидемии, она является существенным источником и ценным визуальным материалом Великой Лондонской эпидемии.[4]

Цель исследования

Сегодня большая часть стран проходит сложный период, переживая пандемию COVID-19, поэтому наиболее важно уделить внимание событиям прошлых веков, связанным с историей мировых эпидемий Европы в новое время. Исторические исследования пандемий могут дать представление о характере передачи и смертности и помочь в планировании будущей пандемии. Целью данной работы является попытка анализа эпидемиологической ситуации в Европе в период Нового времени и выявление влияния пандемий на изобразительное искусство.

Материалы и методы

Методологическая база исследования основывается на синтезе методов и принципов необходимых для полного исторического анализа. Принцип историзма позволяет проследить как развиваются события в Европе в эпоху Нового времени, а также для раскрывает историческую картину мировых эпидемий. Данный метод позволяет изучить важный фактический материал из европейской истории Нового времени, необходимый при последующем анализе живописи в условиях мировых эпидемий. Для изложения исторических фактов этот принцип историзма важен для первичного анализа исторических событий. Принцип объективности предполагает максимальное выявление всей совокупности разнообразных точек зрения и тенденций, в том числе и взаимно включающих последующее непредвзятое исследование, собранного материала и его аргументированная критическая оценка. Исследование мировых эпидемий Европы в Новое время базируется на принципе объективности, который предполагает минимизирование субъективной оценки, искажающей реальное положение дел, а также опору на факты учитывая их содержание с положительными и отрицательными чертами. Для сопоставления всех мировых эпидемий Европы в Новое время был применен метод типологии. Историко-сравнительный метод исследования предполагает рассмотрение мировых эпидемий в Европе Нового времени в динамике. Позволяет сделать вывод о влиянии эпидемии на деятелей искусства и их творчество [6].

Результаты и обсуждения

Пандемии обладают невероятной силой воздействия на человечество. Актуальность данной темы вызвана современными реалиями, с которыми столкнулся мир из-за распространения нового вируса COVID-19. Исследование опыта прошлых столетий позволяет проанализировать пандемии в хронологических рамках Нового времени. Изучение масштабных эпидемии чумы, холеры, натуральной оспы и гриппа может помочь в прогнозировании примерных результатов пандемии настоящего времени.

Обращение к истории Нового времени является исходным моментов в исследовании европейской живописи в данных хронологических рамках. Эпоха Нового времени богата на исторические события политического, социального и культурного характера. Непрерывность событий принуждает людей к адаптации в обществе. История и искусство – два неразрывно связанных понятия, которые откликаются друг в друге, являются дополняющими элементами. Европейская живопись Нового времени, обогащенная множеством стилей, имеет особенность в четкой передаче реальности. Рассвет культуры Нового времени пришелся на XVII в. Быстрыми темпами в культуре формируются и развиваются различные художественные стили, которые имеют выраженные национальные черты. Все эти связанные между собой процессы создавали новую культурную среду, отличную от эпохи Средневековья. Новое время – это эпоха длительного и сложного процесса модернизации, охватившей все области жизни западноевропейской цивилизации. Стоит уточнить, что каждый век этой эпохи имеет свою специфику, свое историческое лицо. История европейской цивилизации Нового времени – это эволюционные и революционные события, которые приводили к переворотам в экономике, политике и искусстве. Резкие болезненные скачки, которые преследовали европейское общество практически все Новое время не прошли бесследно. Мировые эпидемии меняли как судьбы людей, так и творчество [7].

В Новое время эпидемии различных вирусов приходили в Европу, как правило, из южных стран, где долгое время население не могло научиться стандартным санитарным нормам. С определенной цикличностью и индивидуальной продолжительностью, каждая эпидемия разнокалиберно влияла на здоровье человека, и конечно, на жизнедеятельность внутри государств, что снижало в значительной степени уровень благоустройства населения. Дошедшая до нас статистика смертности при определенной мировой эпидемии неточная и условная, но это не мешает нам представить и изучить губительность и масштабность заболеваемости. Первичную информацию несут сохранившиеся источники в виде мемуаров и дневников, написанные современниками Нового времени, из которых нам открываются подробности и факты из истории. В работе на основе первоисточников и научных исследований в области эпидемиологии, были выделены и охарактеризованы мировые эпидемии Европы в Новое время. Детальному анализу были подвергнуты эпидемии чумы, холеры, оспы и гриппа. Анализ исторической картины мировых эпидемий Нового времени дает основу для исследования влияния эпидемиологической обстановки на искусство Нового времени. Каждая эпидемия имеет как физическое влияние на людей, так и психологическое. Физическое воздействие эпидемии состоит в пагубном влиянии на здоровье, которое чаще всего приводило к летальному исходу. Но и психологическое давление эпидемиологической обстановки неизбежно. Любая мировая эпидемия подразумевает под собой самоизоляцию от больших скоплений людей в целях обезопасить себя таким способом. Изоляция от общества чревата для психического здоровья людей. Деятели искусства в силу своей чрезмерной творческой натуры, именно они были подвержены психологическому давления временных обстоятельств. Бедственное положение государства тоже являлось источником вдохновения для людей искусства. Данное исследование нацелено на изучение сохранившихся художественных источников, то есть картин, которые были созданы под воздействием эпидемиологической обстановки в Европе в Новое время.[3]

Выводы

При изменении привычного ритма жизни, ухудшается физическое и психологическое состояние человека. В таких условиях открывается творческий потенциал художников. Рассмотрев изобразительное искусство во время мировых эпидемий в Европе, можно сделать вывод о всеобъемлющем характере пандемий. Это доказано обширными иллюстрированными источниками. Во время болезни общество подвержено аномическому состоянию, когда все сферы нарушены и находятся в кризисном состоянии. Аномия возникает вследствие губительной силы эпидемии. Когда государство и общество в целом находятся в кризисном состоянии, творческие люди не могут не реагировать на происходящее. Каждый политический и социальный переворот фиксировался документально и визуально. Эпидемия, как одна из сложнейших кризисных ситуаций, вызывает бурю эмоций у художников. Анализ картин, отражающих эпидемии в Новое время, позволяет глубже изучить повседневность во времена эпидемии, а также реакцию определенной группы людей на сложившиеся обстоятельства. Каждая из картин, представленных в данном исследовании, отражает повседневность и эпидемиологическую обстановку в Европе.[1]

Список литературы

  1. Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов / Ф. О. Айсина и др.; под ред. Н.О. Воскресенской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. URL: http://www.alleng.ru/d/cult/culthtm.
  2. Маныкин А. С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки. – / А.С. Маныкин. - Москва: «Слово», 2004. - 607 с.
  3. Бодров А. В. История эпидемий. От чёрной чумы до COVID-19 / А. В. Бодров – «Центрполиграф», 2020. – 211 с.
  4. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки в 3 ч. М., 2000. Ч.1. 288 с.
  5. Черняк Е.А. Детский портрет в европейской живописи XV - XVI веков: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: специальность 17.00.04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура / Черняк Елена Александровна ; [Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. – Москва, 2013. – 39 с.
  6. Duncan, S. R., et al. «The Dynamics of Smallpox Epidemics in Britain, 1550-1800.» Demography, vol. 30, no. 3, 1993, pp. 405–423. 
  7. Faruque S. M., Albert M. J., Mekalanos J. J. (1998). Epidemiology, genetics, and ecology of toxigenic.// Vibrio cholerae. Microbiol. [Электронный ресурс] https://habr.com/ru/post/399379/ Piret J, Boivin G. Pandemics Throughout History. Front Microbiol. 2021.

Интересная статья? Поделись ей с другими: