УДК 75

Своеобразие живописного метода В.Э. Борисова-Мусатова

Ши Кэфу – аспирант Санкт-Петербургского государственного университета

Аннотация: В работе изучаются особенности живописного метода В.Э. Борисова-Мусатова в контексте искусства Серебряного века. Работы художника осмысливаются как его стремление воплотить уход из окружающего реального мира с свойственными ему диссонансами в мир идеальной природы; в мир чувств, полный душевного движения и поэзии. Изучаются символические женские образы на картинах В.Э. Борисова-Мусатова, возвысившие женщину как символ естественной целостности. Определены черты, говорящие о формировании новой художественной концепции картин В.Э. Борисова-Мусатова.

Ключевые слова: символизм, загадочный мир, фигуры персонажей.

Борисов-Мусатов – фамилия удивительного русского художника, чьи работы сразу узнаваемы. Это «Орфей ускользающей красоты» и «певец дворянских гнезд», осуществивший попытки передать исчезающую романтику древней архитектуры [10]. Его картины населены призрачными изображениями женщин в старинных одеждах. При этом стоит отметить, что вначале В.Э. Борисов-Мусатов писал портреты и пейзажи под явным влиянием импрессионистов, но позднее сосредоточился на жанровой тематике, изобразил сцены из жизни русского дворянства.

Актуальность исследования обусловлена тем, что работы В.Э. Борисова-Мусатова являются олицетворением мастерства. Эти картины объединяет необычная композиция, а также своеобразная техника, которую художник использует при нанесении краски. Его мазки хаотично создают динамичный образ.

Большая часть работ художника посвящена изображению внутреннего состояния человека, переживающего безвременье. Такой ретроспективизм свойствен искусству Серебряного века.

Картина «Осенний мотив» 1885 года отражает основную тему творчества В.Э. Борисова-Мусатова, которую вполне можно назвать тихой музыкой грусти об ушедшем. Стоит отметить, что все созданные им работы в исследуемый период времени переносят нас в мир, который наполнен особым волшебством. Так, каждая деталь свидетельствуют о том, что мы переносимся во времена 18 века, однако при этом подобная живопись не относится к категории исторической.

Исследуемый живописец достаточно осознано не копирует современный для него мир, но при этом он и не стремиться воссоздать прошлое. Каждая созданная им картина придумана художником лично. В данном случае наиболее важным является настроение, лирические мотивы, а также и особенная музыкальность.

В картине «Осенний мотив» еще можно ощутить повествовательность, которая несколько заглушает звучащую музыку. Позднее из творений Борисова-Мусатова сюжет уйдет совсем. Главное – особая гармония, которая станет концептом творчества живописца в это время.

Художник при раскрытии многих тем использовал образы женщин, как потенциальные сюжеты для фресок, предназначенных для украшения стен по периметру интерьеров салонов.  На самом деле «Осенний вечер», созданный в 1905 года, как следует из сохранившегося акварельного наброска В.Э. Борисова-Мусатова, изображающего пейзаж с густой растительностью, предназначался для фрески, которая так и не была реализована.

Под влиянием нового эмоционального течения в пейзажной живописи, проявившегося в творчестве К.А. Коровина, И.И. Левитана и В.А. Серова, сочетавшего утонченный взгляд с лирическим настроем, В.Э. Борисов-Мусатов реализовал свое представление об одухотворенной, поэтической живописи. При этом он сочетал восприятие природы русского пленэра с изучением современного французского искусства импрессионизма и символизма. Творческие устремления французских символистов, синтезировавших впечатления природы и находивших в них живописную гармонию и декоративность, были особенно близки его художественным замыслам, потому что они соответствовали его потребности перейти от живописного анализа природы, типичного для импрессионизма, к активному поиску возможности достичь синтеза субъективных впечатлений и чувств.

Его картины воплощают уход из окружающего реального мира с его диссонансами в мир идеальной природы, в мир чувств, полный душевного движения и поэзии [5]. Настроение его пейзажей соответствует эмоциональному состоянию изображенных на них людей. Отказавшись от воспроизведения непосредственных впечатлений природы и стремясь к сознательному обобщению форм, архитектурности построения изображения и локализации света, Борисов-Мусатов воплотил в своих картинах связь идеального с конкретным, мечты о красоте и гармонии с правдой жизни.

В то время поэты, такие как Бальмонт, Брюсов и Сологуб, а также художники «Мира искусства» и «Голубой розы», утвердили символизм как новую сублимированную форму искусства, а символисты, такие как Белый, Блок, Иванов, Борисов-Мусатов, Врубель и Скрябин, рассматривали символизм как художественное мировоззрение. Вторые стремились сделать искусство образцом для нового сообщества творческих личностей. Согласно романтической традиции они стремились преодолеть противопоставленность искусства и жизни. Для этих художников, веривших в волшебную и преобразующую жизнь силу искусства, личная жизнь и художественная деятельность были неразрывно связаны.

Понимание искусства как мистического откровения коренным образом отличало русский символизм от французского. Как и другие интеллектуалы, русские символисты стремились к познанию высшего мира, ища вечные ценности преимущественно в области метафизики; активно занимались спиритизмом, оккультизмом, древними мистериальными культами, теософией и антропософией.

Мистико-религиозная ориентация русских символистов находилась под сильным влиянием Ф.М. Достоевского, В. Соловьева и Н. Федорова. В. Соловьев описал стремление к красоте в искусстве как фундаментальное средство синтеза материального и духовного миров, поскольку в нем происходит объединение материализованного духа [11].

Идея мистического единения с мировой душой в образе Софии, которая принадлежит В. Соловьеву, нашла непосредственное художественное отражение в символических женских образах В.Э. Борисова-Мусатова и членов «Голубой розы», которые возвысили женщину как символ естественной целостности и в то же время как воплощение обретенного интенсивного психологического и эмоционального жизненного опыта.

Элегически-вневременные пейзажи В.Э. Борисова-Мусатова 1890-х годов были наполнены красотой и гармонией, как и идеализированные женские фигуры, созданные под влиянием Пюви де Шаванна и Мориса Дени. Эти женские грации способствовали созданию прекрасного, недостижимого женского идеала слияния неба и земли, Бога и человечества, о котором писал в своих работах В. Соловьев. Они были эстетической утопией.  В искусстве, целью которого было не изображение явлений видимого мира, а представление духовной истины и целостного мирового опыта, универсальные и независимые от сюжета художественные и музыкальные средства, такие как цвет, звук и ритм, должны были приобретать содержательное значение [2].

Природа, в творческом методе художника, играя новую роль, соответствует душевному состоянию изображаемых персонажей, поэтому ее нежные пастельные тона отражают рефлексию, глубину и часто грусть. Создается впечатление, что зритель может заглянуть в этот загадочный мир, который не имеет ничего общего с нашим миром и ни капельки на него не похож. Его картины своей подчеркнуто плоскостной живописью чем-то напоминают фрески Боннара, Мориса Дени, Вийяра.

В работах исследуемого художника можно наблюдать довольно сложные отношения цветов и оттенков. Так, картина «Водоем» была создана в один из наиболее счастливых и интересных этапов жизни художника. Любимая женщина, которая также оказалась художницей, согласилась выйти за него замуж, а задумка рассматриваемого произведения при этом возникла в имении одной из княгинь – Зубриловке, где художник пробыл весь летний период вместе со всеми своими родными людьми.

Две молодые женщины, которые изображены на картине, не являются результатом воображения В.Э. Борисова-Мусатова. Это вполне реальные люди. Посередине картины располагается сестра живописца, а справа изображена его будущая супруга. При этом озеро представляется нам максимально спокойным и неподвижным.

Водоем – это идеальный овал. Художник любил использовать геометрические формы. В связи с этим, форму овала можно увидеть на складке одежды невесты В.Э. Борисова-Мусатова, а складка при этом напоминает волну, которая контрастирует с отблесками водной глади. Подчеркивается, что ритмичная перекличка с девушкой, которая стоит, достигается посредством вертикальных отражений деревьев, которые располагаются неподалеку.

В.Э. Борисов-Мусатов применяет крайне удивительный и необычный прием: представляется, что молодые дамы изображены близко, в то время как озеро мы видим как будто с высоты. В связи с этим возникает ощущение, что озеро стоит в вертикальном положении и представляет зеркало, в котором можно увидеть отражения голубого неба и деревьев. Пейзаж, проиллюстрированный на исследуемой картине, представляется исключительно в этом водном зеркале. Художник не счел нужным изобразить линию горизонта, в результате чего он добился ощущения того, что перед нами представлен не реальный мир. Вполне может показаться, что вся эта история взята из подводного мира. Насыщенные темно-синие цвета, используемые на одежде девушки, которая находится на земле, играют в особой перекличке с отражениями неба в водной глади, а белая кружевная накидка при этом перекликается с воздушными облаками.

Следует обратить особое внимание на лица девушек, которые представлены как на упомянутой картине, так и на других картинах художника. Так, можно найти что-то очень общее между ними. Все лица девушек выражают чувство отчужденности от обычной жизни. Девушка, расположенная на земле вопросительно глядит, а другая при этом, опустила свою голову, и кажется, что ее лицо окутывает туманная нега. В результате возникает ощущение гармонии и абсолютной непревзойденной красоты. Время на картине, будто вовсе полностью остановилась.

В озере отражается полное счастье и спокойная мелодия жизни. Основная идея художника состоит в том, что красота обречена в случае, если отсутствует тот, кто может ее отразить. Стоит отметить и движущие силы, которые образуют кругообразную троичность: бездна озера, безграничность небесной синевы, а также непомерное изящество человека. Исследуемая картина вывела В.Э. Борисова-Мусатова на определенно новый уровень мастерства, а также заняла особенное место в русской живописи.

Полотно вышла строго композиционным, четкие линии и сложные формы придают ей монументальность. Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение ее на водной глади. Синева небес и зелень деревьев, написанных в импрессионистской манере, чередуются в строго задуманном художником ритме, создавая великолепный безмятежный фон для двух женских фигур. Нежно-сиреневые оттенки нарядов девушек великолепно вписываются в цветовую гамму полотна, создавая тем самым ощущение законченности и уравновешенности формы.

Легкий контраст покоя природы и волнения на лицах женщин подчеркивается композиционно: водоем имеет округлую форму, а человеческие фигуры слегка сдвинуты в сторону. Нереальности картине придают некоторые детали: овал пруда выходит за рамки холста, как и дублирующая его по форме юбка одной из девушек. Это сочетание напоминает ритм в музыке, делая структурным холст.

Подчеркивается, что такой прием, как отсутствие линии горизонта, помогает В.Э. Борисову-Мусатову сблизить изображения переднего плана картины с общим фоном. Героини картины представлены внизу картины, а водная гладь при этом оказывается над ними, как бы в приподнятом зеркале. Имеющаяся необычность используемой художником цветовой гаммы, свежесть красок, а также и интимно-лирическая подача материала довольно сильно поразила современников, поэтому они по достоинству оценили мастерство исследуемого художника.

Картина «Призраки» является завершающим штрихом к саратовскому циклу художника, написанному в период между 1902 и 1903 годом. До этого Борис-Мусатов успел написать в усадьбе другие полотна, которые мотивно соотносились с «Признаками», уступая им по мощи создаваемого настроения. Как вспоминает жена художника, сама осенняя природа с ее тоскливыми днями способствовала созданию исполненных поэтической грусти полотен. Это же настроение переживала и некогда цветущая усадьба, которая в былые времена принимала Державина и Крылова, а сейчас находилась в запустении. Именно Зубриловка, а вернее ее южная сторона, была запечатлена в «Призраках».

Полотно изображает удаляющиеся полупрозрачные фигуры женщин. На лице одной из них запечатлено печальное молчание, понимание невозможности выразить внутреннюю драму словами.

В данном произведении женщины не лишены черт таинственности, однако основной смысл, вкладываемый в их образы, другой: прощание со старым дворянским укладом, канувшим в Лету, и ожидание нового, «железного» века. Художественная манера Борисова-Мусатова оказывается близкой стилю живописцев XVIII века, Рокотова например, и символистов, потому что мир изображается как некая дымка или легкой завеса над таинственным Нечто. В «Призраках» этот эффект достигается применением особой гаммы красок, из-за которых расплываются и сливаются черты не только признаков, но и самой усадьбы. Все это создает впечатление миражности, зыбкости полотна. Кажется, что под изображением кроется еще одна реальность, однако и она сама не прочнее газовой ткани.

Художник смог наметить совершенно новые пути развития живописи. Он стал настоящим духовным отцом художников, которые продолжали развивать его идеи. Просто удивительно, насколько сильно его поэтическое дарование.

В этой картине родился абсолютно новый мир, наполненный невероятным романтизмом. Здесь живут очень красивые люди, которые находятся в полной гармонии с миром природы. Если и можно угадать какие-то черты реального мира, то они значимы только отчасти. Главное – мечта, которой все подчиненною. Именно в этом шедевре живописца был определен особый тип героини.

Уравновешенная и гармоничная композиция, тесная взаимосвязь различных элементов произведения, новое понимание пластики человеческой фигуры, целостность формы, тщательная разработка фактуры, отсутствие пестроты рефлексов, живые, экспрессивные мазки, движение от натуры к строгой системе – все эти черты говорят о новой художественной концепции картин В.Э. Борисова-Мусатова.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в первых работах художник создавал образы загадочных, мечтательных девушек, прогуливающихся по пышным изумрудным землям заброшенных усадеб. Работы позднего периода В.Э. Борисова-Мусатова стараются воплотить особенности внутреннего мира персонажей, таинственный характер женщин.

Большинство исследователей считает, что в творчестве художник уделял особое внимание цвету и формам как художественным качествам космического масштаба, поскольку они оказывают непосредственное эмоциональное воздействие на душу зрителя. Сосредоточив внимание на закономерности линий и цвета в живописи, он осуществил свой поиск чувственно-психологического содержания в искусстве. В художественном использовании цвета и звука в качестве средств выражения для изображения различных внутренних состояний художник в значительной степени руководствовался теософией и антропософией, которые связывали эти качества со специфическими эмоциональными состояниями и оценками настроения человека.

Список используемой литературы

  1. Алленов М. М. Русское искусство XIX – начала XX века // Русское искусство Х – начала ХХ века. – М., 1989. – 479 с.
  2. Борисов-Мусатов: Альбом. – Москва: Изобразительное искусство, 1971. – 18 с.
  3. Бычков В.В. Мотив Вечно Женственного в символистском искусстве // Культура и искусство. – 2019. – №2. – С. 44-56.
  4. В. Борисов-Мусатов из собрания Государственной Третьяковской галереи: [альбом]. – Москва: Изобразительное искусство, 1989. – 48 с.
  5. Васильева Н. М. Художники «Голубой розы» в маргиналиях А. Н. Бенуа (часть II) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2017. – №2. – С. 156-167.
  6. Волженина Е. В. Русский символизм в поисках будущего // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – №56. – 2012. – С. 97-106.
  7. Давыдова О. С. Вспоминая мечты: поэтические принципы в искусстве В.Э. Борисова-Мусатова // Искусствознание. – 2016. – №3. – С. 172-195.
  8. Давыдова О.С. Индивидуальный универсум: сад как поэтический мотив в изобразительном искусстве эпохи модерна // Артикульт. –2017. – №2. – С. 45-61.
  9. Киселев М. Ф. Мемуары. Виктор Борисов-Мусатов. – М.: Белый город, 2001. – 5 с.
  10. Кочик О.Я. Живописная система В. Э. Борисова-Мусатова. – Москва: Искусство, 1980. – 236 с.
  11. Мельник Н. Д. Журнал «Золотое руно» (1906-1909) как отражение художественной жизни России начала XX века // Вестник Новосибирского государственного университета. – 2021. – Т. 20. – №6. – С. 62-73.
  12. Попова Л. В. «Демоническое» в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – №3. – С. 367-375.
  13. Призраки в дворянских усадьбах России: пророчество художника // URL: https://yandex.ru/turbo/regnum.ru/s/news/2403484.html [Дата обращения: 13. 12. 2022].
  14. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 320 с.
  15. Симонова С.А. «Рыцарь красоты» (некоторые аспекты этико-эстетического синтеза в философии Владимира Соловьева) // Вестник Самарского государственного университета. – 2008. – №63. – С. 333-342.
  16. Смирнова В. Морис Дени и В. Э. Борисов-Мусатов: грани соприкосновения // URL: https://magazines.gorky.media/neva/2003/9/moris-deni-i-v-e-borisov-musatov-grani-soprikosnoveniya.html [Дата обращения: 13. 12. 2022].
  17. Шилов К.В. Борисов-Мусатов. – Москва: Молодая гвардия, 2018. – 409 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: