УДК 7.033/.038

Символизм в искусстве

Баскакова Марина Борисовна – доцент кафедры Декоративной живописи и графики Института дизайна Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Аннотация: На протяжении всей истории человечества искусство всегда было символично в той или иной степени. В прошлом в символы зашифровывали повествование какой-либо истории. Современное символичное искусство направлено на создание новых форм в искусстве и способствует вовлеченности зрителя в творческий процесс.

Ключевые слова: символ, знак, современное искусство, мифология, предмет-символ.

Ценители искусства часто задают вопрос: каким будет искусство будущего, в каком приоритетном направлении оно будет развиваться? И с большей долей вероятности приходят к мнению, что лидером будет абстрактный символизм. Уже сегодня мы встречаем интерьерные картины, написанные в этом жанре.

Символизм появился с момента рождения цивилизации как универсальный язык соединяющий духовный мир человека с материальным. Само слово «symbolon» в переводе с греческого языка означает знак. Памятники знаковой живописи относятся ко временам позднего палеолита. С помощью знаков древний художник изображал реальные предметы, явления, события, понятные всем людям этого времени. Такие рисунки были своего рода универсальным способом передачи информации, в тоже время не лишены художественного начала.

В дальнейшем элементы символизма можно увидеть в памятниках искусства Древнего Египта, Вавилона, эпохи Античности и средних веков. Иконопись вся состоит из символов, с помощью которых неграмотные люди могли познать бога, а значение символов передавалось из уст в уста. Символом в иконах было все: и цвет, и расположение персонажей, их размер и атрибуты, и даже времена года.

Картины на религиозную и мифологическую тему появлялись и в эпоху Возрождения. Они были наполнены множеством таинственных аллегорических знаков. Одним из ярких мастеров Золотого века в голландской живописи, работающий в стиле символизма, был Иероним Босх. Его аллегорические триптихи заполнены множеством причудливых знаков. В голландской живописи также был популярен жанр натюрморта – «Суета сует» с такими предметами-символами как погасшие свечи, черепа, увядшие цветы.

В XVIII-XIX веках происходит слияние символизма и романтизма. Благодаря этому символизм сформировался в отдельное направление в искусстве. В таких работах соединялись разнообразные символы: абсолютного Бытия, упаднического настроения, недостижимого идеала, культа красоты. (1)

А на рубеже XIX-XX веков элементы символизма прослеживаются в работах импрессионистов. Новаторством было то, что символы использовали не для раскрытия или зашифрованного повествования истории, а с их помощью автор выражали свои идеи, свое мировосприятие и настроение. Символизм хоть и строился на противостоянии миру вещей и урбанизации, но в тоже время являелся мостом между двумя мирами, внося свой философский, духовный смысл в искусство. Внутренние переживания автора, его настроения стали главным смыслом символизма. Это прослеживается в работах Редона, Моро, Врубеля, Рериха. (2)

Идеи символизма нашли свое отражение в школах Баухаус и ВХУТЕМАС - родоначальников дизайна. В.В. Кандинский широко использовал в своих работах символику цвета и разработал условные правила линеарно-плоскостно-цветовые взаимосвязи, когда из абстрактной формы рождается новая предметная среда. Преподаватели этих школ вместе со своими учениками разработали свой стиль, в основе которого лежали формы собранные из простых символичных знаковых элементов. Этот стиль охватил все виды визуального искусства: от фотографии и театра до живописи и архитектуры. (3)

На смену импрессионизму пришло авангардное искусство. В двадцатых годах данное направление было широко отражено в работах художников 20-60-х годов ХХ века. Соединение абстракционизма и символизма выражалось в выборе необычных цветов и символов, что позволяло наполнить работы новым смыслом и качеством. Теперь он полностью отрицает натурализм и природные формы. В таких работах цвет тоже символ со множеством значений. (4)

Итак, мы видим, что искусство в целом всегда было символично в той или иной степени. Современный символизм тесно связан с дизайном, вероятно поэтому сегодня он нашел свое воплощение в интерьерной живописи. В этих картинах замысловатым образом переплетаются между собой знаки и образы. Инсталляции тоже являются одним из современных проявлений символизма, где нематериальные идеи соединяются в материальное и одновременно в абстрактное. Многие современные художники работают в стиле концептуального символизма. В их картинах выражение аллегоричности отображаемого символа доходит порой до полной абстракции. Характерными особенностями данного направления являются следующие факторы: изображение всегда наполнено информацией и смыслом, существует стилизация образа, разнообразное трактование цветов и символов.

Современное символичное искусство направлено на взаимодействие с современностью, на создание новых форм в искусстве. Такие работы духовно развивают зрителя, помогая взглянуть на привычные вещи с другой стороны. Очень важно активное участие зрителя в трактовке замысла картины. Он становится полноценным ее «соавтором», со своим пониманием тех или иных символов. Его восприятие и трактовка символов вовсе не обязательно должны совпадать с замыслом художника. Восприятие современного искусства зависит от уровня подготовки зрителя художественно осмыслить произведение, его настроения, способности абстрактного восприятия. В момент созерцания картины он расшифровывает сюжет по-своему. Это и является главной идеей современного символизма, когда зритель на основе предложенной автором темы строит свою собственную историю, являясь ее творцом. Именно эта вовлеченность зрителя в процесс восприятия и со своей собственной трактовкой произведения доказывает нам, что появилось новое направление в искусстве и оно имеет будущее.

Список литературы

  1. Суджич Д., В как Bauhaus: Азбука современного мира / Пер. с англ. – М.; Strelka Press, 2017. – 400 с.
  2. Гомперц У., Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси / Уилл Гомперц; (пер. с англ. И. Литвиновой). – М.: Синдбад, 2019. – 464 с., ил.
  3. Символизм: суть термина, история в живописи, отличительные черты, знаменитые символисты [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/simvolizm-kak-napravlenie-zhivopisi.
  4. Символизм как стиль в живописи [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://artrecept.com/zhivopis/stili/simvolizm.

Интересная статья? Поделись ей с другими: