УДК 78.03

Исследование и анализ романса Алябьева «Соловей»

Тан Тяньтянь – магистрант Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию и анализу романса Александра Александровича Алябьева «Соловей». Также в этой статье уделяется внимание и автору стихов к «Соловью» – Антону Антоновичу Дельвигу.

Ключевые слова: Алябьев, Дельвиг, Соловей, романс, анализ.

В 20-30-х годах в русском пении был создан очень художественный поэтический мотив, связанный с именем поэта пушкинской плеяды Антона Дельвига.

Дельвиг, вдохновленный русской народной поэзией, создавал трогательные и душевные слова для русских композиторов.

Подбором стихотворений для своих произведений А.Алябьев занимался сам, он был очень выборочен в подборе литературных текстов. Он влюбился в чистоту, гармонию и мелодичность поэзии Дельвига.

Вокальное произведение Алябьева на стихи Дельвига является одним из шедевров мирового музыкального искусства. Это Русская песня "Соловей".

Алябьев – это имя, которое связано с его песней «Соловей», которая была написана и распространена по всему миру. В эту песню полностью интегрирована русская лирика, рожденная из восприятия русской природы.

«Соловей» – одна из любимых песен колоратурного сопрано. «Соловей» был включен в программу концертных и оркестровых произведений. На втором месте находится постановка, которая была написана композитором Глинкой и либреттистом Листом. Сейчас «Соловей» является частью коллекции, которая была создана для образовательных целей.

Это удивительное произведение автора в стиле русских народных песен, говорит о разочаровании в любви. Это история с точки зрения молодой девушки, объясняющая ее страдания и горе от несчастной любви. Главная героиня попала в ловушку коварного предательства: пылкие друзья полюбили и питали нежные чувства к прекрасным людям, которые остались после расставания с любимыми.

С глубоким отчаянием покинутая красавица превратилась в соловья, символа романтических уз. Она изливает духовную горечь и просит птицу отправиться в далекие страны, но девушка уверена что Соловей не найдет никого более несчастного, чем она. Когда молодожены разошлись весной, героине было предсказано что украшения ее друга испортятся: осенью крупные бусы на груди поблекли, а зимой исчезло кольцо.

Генеалогическая ветвь «Соловья» Дельвига восходит к глубокой древности, и ее корни лежат в истории поэзии российского государства.

В фольклорной традиции Соловей, «Вольная птица», является другом и советником, а также верным крылатым послом. В народном фольклоре это символ чувственности и чуткости к человеческим чувствам. Это коллективное лирическое произведение имеет нежное и ласковое название: «Соловей, заблудшая птица».

В 1771 году в устных преданиях были старые народные песни «Мой соловей, соловей, молодой соловей» и другие варианты «Соловья», начиная с первого сборника народных песен Трутовским (впоследствии он был издан как второй сборник)

Стихи Дельвига – это не просто образы и мотивы народной поэзии, но также образ или мотив народной поэзии, который свободно разрабатывается и творчески обобщается. Творческий вариант исполнения народного романса Алябьева был создан по мотивам народной песни “Соловей”. У этого произведения великолепный музыкальный талант композитора нашел удивительно богатое и яркое выражение. Очаровательное дыхание, невероятно широкое сердцебиение и удивительная пластика мелодий, все это придает песне особую поэтичность и выразительность.

Романс "Соловей" – уникальное произведение русской музыки, поэтической прозы и поэзии, созданный под влиянием национально-освободительного движения пушкинской эпохи.

Биографы Алябьева называют разные годы создания "Соловья". Однако все версии сходятся в одном: «Соловей» был написан в тюрьме, во время трехлетнего заключения композитора по делу об убийстве.

"Соловей", который приобрел такую широкую популярность в народе и до сих пор пользуется влиянием на сегодняшний день. Благодаря своей очаровательной лирической свежести, искренности и интриге.

Припевом к роману является хоровой вариант исполнения, который состоит из двух частей, а также минорной тональности. Начинается она с небольшого изучения инструментов, затем сдержанная композиция сменилась мелодичными линиями свободной песни. Она удивительно пластична и выразительна.

Это тема мягкого голоса с четырьмя тонами, которая завораживает своей простотой и искренностью. Музыкальная композиция произведения постоянно обновлялась модальными вариациями композитора для украшения музыкальной ткани композиции народной песней. Также, стихотворение песни о любви и нежности помещено в припев пылкой грации с ослепительными контрастами, которые можно сравнить со словами главной тональности. Нарастание шестого интервала от пятого к третьему тону звучит очень выразительно.

Не смотря на то, что «Соловей» по-разному аранжировался и менялся, он все равно получился очень трогательным. Сам Алябьев написал две аранжировки для хора и симфонического оркестра, а также для а-капеллы.

Что касается вокальных исполнителей, то в большинстве своем они лишь частично читают романс и не всегда полностью его поют. Чаще всего певец выбирает только несколько строк, а первый куплет обычно бывает написан в два раза чаще. Следует также отметить то обстоятельство, что в оригинальной версии композитора нет припева и своеобразной шутки, украшенной трелями и наполненной повторением репетиции.

Исполнитель, который повторяет стихи Дельвига в куплетах, часто использует только 1 вариант мелодии: первый из двух или более повторяющихся песен Соловья украшает его имитацией виртуозной песни Соловья. Народные мелодии состоят из духа народных песен.

Композитор в музыке смог объединить типичные черты чувственных лирических песен – романтику городской жизни и сохранить при этом благородную простоту, утонченность и элегантность своего стиля.

Настроение музыки “Соловей” отличается своей эмоциональностью. Ее мягкость и чувствительность, восприимчивость, эластичность – это ее отличительные особенности. Уникальность этой песни заключается в том, что она не похожа на другие песни – настолько неповторима ее музыкальный облик.

Опираясь на музыку исполнения в русской народной песне “Соловей”, Алябьев тонко передал модальные вариации, присущие народному творчеству русских народных песен. В этом месте начинается музыка из де Минор.

После этого широкая песня возвращается к мажорной тональности и переходит в доминантную тональность, а затем подготавливает возвращение на параллельную минорную тонику.

Как основной тон песни подтверждает основную мелодическую гамму русской народной музыки и романса с русским хором, так же характерной стилистической особенностью русского пения является переход с 5-го на 3-й лад.

Творчество Алябьева существенно изменило общий вид ранних романтических текстов, добавив в них новые черты.

По его мнению, в своих романсах он решал важные философские и социальные проблемы, которые не затрагивались ни одним из предшественников.

Сложная и глубокая психологическая глубина и богатство творчества Алябьева сблизили его с классиками русского романтизма – Глинкой и Даргомыжским, а в некоторых произведениях зрелого возраста путь к реализму 1960-70 годов стал реальностью.

Алябьев сохранил в своей поэзии мотив изгнания, одиночества и ностальгии – один из самых любимых жанров эпохи романтизма.

«Соловей» Алябьева-Дельвига является музыкальным произведением, которое несомненно можно назвать бессмертным.

Эта композиция, полная тонких лирических переживаний, которые сам Петр Ильич Чайковский не мог слышать без слез, завоевала любовь вокально искренних людей современного мира, выдержала испытание временем и теперь она покоряет слушателей. Ее звучание полоны эмоциональной свежести, искренности и страсти.

Список литературы

  1. Алябьев А.Н. Романсы и песни [Ноты]: Полное собрание для голоса в сопровождении фортепиано / Сост. Б. Доброхотов. – М.: Музыка, 1974-1977. Т.1. – 1974. – 156 с.; Т.2. – 1975. – 140 с.; Т.3. – 1976. – 170 с.; Т.4. – 1977. – 152 с.
  2. Букринская М.А. Алябьев в кругу современников (в контексте взаимоотношений русского и иностранного в российской культуре XIX века) // Музыковедение. 2010. №12. М: Научтехлитиздат, 2010. С.17-22.
  3. Букринская М.А. Ранние романсы Алябьева. Эстетические грани // Музыковедение. 2010. №1. М: Научтехлитиздат, 2010. С. 28-32.
  4. Букринская МА. Стилистический спектр романсов А.А. Алябьева в годы сибирской ссылки // Музыка и время. 2010. №12. М: Научтехлитиздат, 2010. С.14-18.
  5. Доброхотов Б.В. Александр Алябьев. Творческий путь. – М., 1966. – С. 90.
  6. Лаво Р.С. - История русской музыки IX - начала XX веков. Учебное пособие для вузов культуры и искусств. - Краснодар: КГУКИ, 2010. – 294 с.
  7. Попов С.С. Алябьев. Биографический очерк / С.С. Попов // Сов. музыка. – 1937. – №5. – С. 75-81.
  8. Хавторин Б. История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII-XX века) / Б. Хавторин. – Оренбург: Южный Урал, 2004. – 632 с.