УДК: 7: 316 (575.2)

Особенности художественно-эстетической культуры кыргызов в период династии караханидов

Асилбекова Венера Мамановна – научный сотрудник отдела культурологии и искусствоведения Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики

Аннотация: В данной статье рассматривается трансформация художественной культуры в Средней Азии с утверждением исламской эстетики. Анализируется роль тюркского фактора в художественных процессах этого периода. В статье отмечается, что изучение тюрко-кочевых традиций в художественной культуре кыргызов при династии Караханидов встречается очень редко. Показано, что социокультурная жизнь кыргызов в каждую эпоху находила свое выражение в различных видах художественного творчества.

Ключевые слова: художественная культура, изобразительное искусство, традиция, декор, стиль, архитектура.

Занимая выгодное географическое положение на торговых путях, в исторической судьбе киргизского народа большую роль сыграл Великий Шелковый путь. Территория Кыргызской Республики в древности находились у истоков и в центре формирования этого евроазиатского культурного феномена.

Культура – такое понятие, которое определяет жизнь, мысли и чаяния, образ воспитания в жизни человека, его быт и традиции, красоту отношения человека с природой. Установлено, что уровень духовного роста определенной эпохи и отдельно взятого индивида передается через культуру. Точно так же в средние века художественная «картина мира», сфокусированная на эпической теме, известна нам как время прославления образов храбрых воинов и героических идей. Кыргызский народ с его древней историей создал богатую культуру. Кыргызская культура состоит в основном из общего культурного наследия кочевых народов Средней Азии и Западной Сибири. Духовный мир кыргызов был известен еще издревле, поэтому они быстро восприняли культурную модель других народов. Древняя культура развивалась под влиянием различных кочевых и соседних народов.

Период Караханидов (927–1212) отмечен расцветом культуры и искусства в истории Средней Азии в том числе и Кыргызстана. Впервые в истории Тюрков ислам был объявлен государственной религией. Новая религия привела к естественным изменениям в художественной жизни. В этот период синтез доисламских художественных традиций городов и степей Средней Азии изменился под влиянием новой эстетики. Об этом О. Папова пишет: “Художники, подобна философам, пытались умственным взором охватить суть, скрытую за внешним явлениями. Они искали образ невидимого, воспроизводили подобия духовных образов. В отличие от Европы, где человек был главным предметом искусства, среднеазиятское художественное осознание интересовал более всего мир в целом. Образ мудро и сложно устроенногго космоса вращался вокруг идеи бога, а человек был частью его. Перед творцами искусства стояла задача дать связаную картину бытия, прозреть духовную сущность мира” [4, с.75.]

Художественная культура в эпохе Караханидов известна, прежде всего, по литературным произведениям Юсуфа Баласагына «Куттуу-билим» и Махмуда Кашгари «Диван тюркских диалектов». Знаменитый личность эпохи Караханидов Махмуд ибн-Хусейин – Махмуд Кашгарский был уроженцем города Барсхана (Иссик-Кульский обл. Киргизии), он писал: «Хотя я происхожу из тюрок, которые говорят на самом чистом языке, которые по происхождению и роду занимают самое первое место…, я пядь за пядью исходил все города или селения, степи тюрок. Я полностью запечатлел в уме своем живую рифмованную речь тюрок, туркмен, огузов, чигилей, ягма, киргизов…» [5, с.26]. Он был из рода караханидских правителей занимался научной и литературной деятельностью.

Своеобразие духовной культуры Средней Азии, интегральной частью которой являлась Кыргызстан, определило и тип художественного сознания, способы его реализации в произведениях искусства. Философское и художественное осмысление мира глубоко переплеталось.

Кроме того, одним из важнейших вопросов были достижения в области архитектуры и искусства в этот период. В первую очередь они предусматривали преобразование облика городов: представители исламского духовенства ориентировались на новые типы культовых сооружений – мечети, минареты, мавзолеи, медресе. В результате процесс трансформации привел к изменениям в искусстве, архитектуре и архитектурном декоре. К числу шедевров караханидского культового зодчества относятся: самаркандская Шахи-Зинда, (формирование этого комплекса происходит с нач. XI в.), портальные мавзолеи Узгена (нач. XII в.), жемчужины Бухары минарет Калян (нач. XII в.) и мечеть Магоки-Аттари (XII в.), вабкентский минарет (нач. XII вв., близ Бухары), минарет в Джаркургане (XII в., Сурхандарьинская область), мавзолеи Тараза (XI в.) и прочее. Их территориальный разброс выступает ярким свидетельством активного градостроительства и экономического подъема в различных частях нового государства. Не менее важную роль в стратиграфии искусства играли его прикладные виды – керамика, чеканка, производство изделий из стекла и т.д., отражая «одно из краеугольных положений мусульманской эстетики – джамаль: красивым может быть только полезное» [3, с.16].

Ученые расходятся во мнениях относительно того, был ли тюркских фактор важен в художественных процессах рассматриваемого периода. С. Хмельницкий отмечал, что «все попытки обнаружить в искусстве Средней Азии XI-XII вв. особые «тюркские элементы» до сих пор не имели успеха» [7,с.185]. Более конкретен Л.Бретаницкий: «Лепта, внесенная кочевниками сельджукского нашествия в оседлую культуру завоеванных народов, невелика. Отчетливее всего она проявилась в характерных приемах декоративного искусства, в особенности мотивах орнаментики» [2, с. 237].

В результате некоторые исследователи пришли к выводу, что содержание и стиль искусства в X и XII веках были связаны с религиозными, а не этническими факторами, в то время как другие способствовали формированию нового средневекового персидско-тюркского стиля. Это один из неизученных вопросов в истории искусства многонациональных народов Центральной Азии.

В период Караханидов тюрки были не только кочевниками. Они были известны как прогрессивные народы, составлявшие общество средневекового исламского мира. Он также был одним из инициаторов развития архитектуры, науки, литературы и искусства. В целом государство Караханидов было одним из носителей высшей культуры Восточного Туркестана, Семиречья и других стран. Об этом пишет Л. Ремпель: «новый стиль возник не вследствие появления в XI в. очередной волны кочевников-тюрков» [6, с. 29].

С возвышением новой тюркской династии связана также востребованность универсальных официально-прокламативных тем, апробированных еще в искусстве сасанидского Ирана и Великого Тюркского каганата (классическая тема сильной монархической власти – всадники, восседающие правители, сцены дворцовой жизни). Вместе с тем, вчерашние кочевники сохраняют верность собственным идеалам, восходящим к древним «степным» художественным традициям (мотивы и приемы «звериного стиля»; реалистические изображения животных, тотемные элементы в керамике, ювелирном искусстве и проч.). Массовый приток степняков в города способствовал распространению художественных традиций степи. Устойчивость архаических мотивов в новой культурной ситуации связана с тем, что тюрки, приняв ислам, еще долго сохраняли родоплеменные обычаи и верования. Однако нельзя не заметить, что мир образов и форм кочевой культуры, интерпретированный в творчестве городских мастеров, продолжает свою жизнь в большей степени в качестве декоративных элементов, меморативных знаков, свидетельствующих о прошлом своих создателей.

Архитектурный декор эпохи характеризуется появлением в нач. XI в. нового стиля – гирих и ислими.

  • «Гирих» или «узелок» – композиция, состоящая из правильных геометрических узоров в структуре сетки; Этот орнаментальный рисунок выполнен с математической точностью. Особенность Гириха в том, что он выровнен по «модульным сеткам», совпадающим друг с другом. В основе рисунка – круглая форма: он разделен на части и совмещен с разными формами. Помещая друг на друга квадраты, треугольники, многоугольники и круги, образуется сложная композиция для создания декоративных орнаментов.
  • «Ислими» – растительный орнамент из растений, обобщенный цветами, листьями и ветвями. В растительном декоре ведущую роль играют мотивы завитка, спирали и раздвоенного волнообразного листа (собственно мотив ислими). Этот вид декора, получивший название «ислими», широко известен в средневековой архитектуре Средней Азии, во всех видах прикладного искусства Ближнего Востока.

В целом узоры в арабских орнаментах выглядят симметрично, упорядоченно и гибко. В цветовой гамме преобладают зеленый, бирюзовый и темно-синий. Поэтому можно с уверенностью сказать, что он радует глаз.

Как правило, генезис нового растительного стиля, А. Ригель связывал с влиянием эллинистического наследия: «волнистый узор является основным элементом эллинистической орнаментики и составляет основу всех арабесок, то есть всей растительной орнаментики в искусстве ислама» [4, с. 147].

Между тем, господство ажурно-декоративного рисунка на основе завитка, спиралевидных и волнообразных линий, вырезаемых по коже, войлоку или дереву, было изначально присуще художественному творчеству вчерашних кочевников. В этой связи можно привести немало примеров стилистического и иконографического совпадения орнаментов резной терракоты и керамики периода XI-XII вв. с декором изделий из текстиля и дерева кочевников. Как результат, формирование орнаментальной системы исламского искусства в Средней Азии было подсказано не столько опосредованным влиянием эллинистических и византийских традиций, сколько местными приемами орнаментального искусства, устойчиво сохранявшимися на протяжении веков.

Под влиянием новых социо-культурных условий орнамент претерпевает определенную стилистическую и смысловую трансформацию. Таким образом, художественные традиции степи – орнамент, характерные композиционные приемы узоропостроения – стали одной из важных составляющих искусства ислама в эпоху Караханидов.

Еще одно новшество эпохи – орнаменты становятся объектом науки, процветавшей в столичных городах тюрков; их иррациональное содержание воплощено путем строгих расчетов, имеет в своей основе четкую структурность и упорядоченность элементов [4, с. 20]. Известно, что средневековые узоры как растительные, так и геометрические, были продуктом «ученого». , искусства – теория арабесок была наукой, выполненные мастером.

В целом изобразительное искусство XI-нач. XIII вв. – это закономерное явление, связанное своими корнями с согдийскими, уйгуро-буддийскими и более ранними сако-скифскими изобразительными традициями. Обнаружение караханидских росписей важно в плане рассмотрения эволюции изобразительной традиции в искусстве Средней Азии, установления местного генезиса миниатюрной и монументальной живописи периода развитого средневековья.

Выводы

Эпоха Караханидов стала новым периодом в развитии художественной культуры среднеазиатского региона, характеризующимся сложением нового, орнаментального, стиля искусства, соответствующего предложенным исламом эстетическим нормам. Вместе с тем, эта эпоха ярко демонстрирует преемственность тем, форм и мотивов, «заверенного стиля» распространенных в предшествующие века. Политическое господство тюрков, их массовое оседание в городах вновь выдвинуло на первый план «тюркский фактор» в развитии художественных процессов, «тюркские элементы» отчетливо прослеживаются во всех видах искусств, как в отношении сложения нового стиля, так и в плане сохранения традиций тюрко-степной культуры. Рассмотрение искусства эпохи Караханидов с точки зрения «степных» влияний на искусство городов позволяет дать более полную и объективную картину развития художественных процессов X-нач. XIII вв.

Список литературы

  1. Бернштам А. Н. Архитектурные памятники Киргизии./ Бернштам А. Н/ М., 1950. Или Фрунзе, 1971. С. 129-131.
  2. Бретаницкий Л. Очерки истории и теории изобразительных искусств. / Л. Бретаницкий/ Баку, 1962 г. 5200 с.
  3. Иманкулов Д.Д. Мавзолей Шаха-Фазила - выдающийся памятник ранней исламской архитектуры Кыргызстана. – Б., 2002. 213с.
  4. История изобразительного искусства Киригизии. Краткий очерк / под редакцией члена-корресп. АН СССР / А.А. Салиева. Ф.: Илим, 1987. 408 с.
  5. Канонов. А. Махмуд кашкарский и его «Диваны лугат атюрк» / Канонов. А. / М., 1972, 226 с.
  6. Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока. Избранные труды по истории и теории искусств. / Ремпель Л.И / М.: Советский художник, 1972. 298 с..
  7. Хмельницкий С. Между саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии XI-начала XIII вв. Ч.II /Хмельницкий С.Г./ Берлин – Рига, 1996, 232 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: