УДК 78.03

Анализ романса "Я не пророк" С.В. Рахманинова

 

Дин Чун – магистрант Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Аннотация: Особое место в творчестве великого русского композитора Сергея Владимирович Рахманинова занимает камерная музыка. Его можно назвать прямым потомком романтичной культуры 19 века. Как и многие другие композиторы, он не мог обойти стороной тему любовной лирики. В работе проводится анализ романса Рахманинова «Я не пророк».

Ключевые слова: С.В. Рахманинов, жанр, разновидность, драматургия.

Имя Сергея Рахманинова занимает первое место в истории русской культуры и является символом высокого уровня мастерства. Этот вид деятельности принимал различные формы: блестящий пианист, он сначала проявил себя как превосходный композитор, а затем стал талантливым оперным и симфоническим дирижером. На протяжении многих лет произведения Рахманинова вобрали в себя важнейшие достижения русской культуры начала 20 века.

В этом плане, романсы Рахманинова являются одними из самых популярных в мире. Он написал около 80 романсов. Часть этих текстов написана русскими поэтами второй половины XIX века, на стихи поэтов первой половины XX столетия, и на стихи писателей начала XIX века. Однако, Рахманинов прочитал их по-своему, часто ссылаясь на менее известные стихи и используя более старые стихи в качестве источника музыки. Он считал романтизм сферой выражения лирических эмоций и настроений.

Весной 1902 года вышел цикл «Двенадцать романсов», написанный в конце кантаты «Весна». Несколько основных типов произведений для фортепиано Рахманинова некоторые из них представляют собой легкие и медитативные пейзажи или лирические зарисовки, чаще всего короткие. Вторая состоит из длинного драматического монолога с декларативной вокальной частью со значительным развитием и детализированным выражением.

К величайшим шедеврам поэтической лирики Рахманинова относятся такие романсы, как «Сирень» (сл. Е.П. Бекетова), «Здесь хорошо» (сл. С.П. Галина), несмотря на то, что два текста не имеют особой художественной ценности. На самом деле музыкальная картина гораздо шире, богаче и важнее текстов, лежащих в основе этих романсов. С точки зрения композиторов, важно не прямое значение слова и не непосредственное значение слова. Язык с их помощью угадывается внутренними органами чувств без чтения стиховых строк.

«Сирень», «Здесь хорошо», «Отрывок из А. Мюссе» и «Я не пророк» считаются лучшими достижениями Рахманинова в области вокальной музыки. Это показывает, что композитор был вовлечен в богатый и противоречивый мир человеческих эмоций. Он любил природу. «Вне природы духовная жизнь человека не является полной. Она пробуждает высокие и благородные чувства людей, побуждает к размышлениям и искренним признаниям. Помогает понять себя», – отмечал сам Рахманинов.

Так как все романсы уже лишены прелюдий, иногда можно услышать рассуждения о более полной полноте и большей определенности эмоционального содержания.

Особым образом стоит выделить роман «Я не пророк». Стихи к этому романсу написал Круглов. Этот романс очень похож на романс «Пора!». Как правило, в ранних музыкальных произведениях Рахманинова присутствует некий «программный» смысл. По его словам, он хотел бы остаться в стороне от гонки.

Я не пророк, я не боец,

Я не учитель мира;

Я – божьей милостью певец,

Мое оружье – лира.

Великолепный голос, упругий ритм марша и звон колоколов слышны в романтических музыкальных композициях. Это звучит как гимн мужества, отваги и настойчивости.

Смысл творчества и его святая природа, призвание художника – вот главные характеристики романса «Я не пророк». Стиль яркий и патетический, восклицание солиста с громкими звуками на фортепиано освещено этой «божьей искрой».

«Нет, я не пророк», – сказал Круглов. Кредо композитора удивительно вписалось Рахманинову. Он сказал: «Я обращаюсь к своему сердцу песней, я пробуждаю в нем искру Божию». Но при всем его искусстве произведение Рахманинова говорит с сердцем, обращается к сердцу. Но, несмотря на то, что в романе нет ни одной мелодии, которая бы не была написана с помощью фортепиано, роман не может похвастаться меланхолией. Произнесение текста становится все более завораживающим, и в последней серии романсов (соч. 26) в романе композитор использует базовый размер 9/8 для размеров 15/8, 12/8 и 6/8.

В соответствии с нашим анализом, мы можем сделать следующие выводы:

Вокальная манера Рахманинова сочетает в себе мелодичную длительность дыхания, широту и свободу, нежное пение и заострение драматических пиков.

Мелодия – это основной инструмент, который раскрывает лирическое и психологическое содержание Рахманинова. Он создает общий музыкальный образ в музыке композитора.

Романтический стиль Рахманинова имеет очень большое значение и разнообразие фортепианного сопровождения.

При исполнении фортепианной партии романа Рахманинова необходимо иметь превосходные пианистские навыки.

Принципы романтичного стиля в творчестве русских композиторов, таких как Чайковский или Глинка, можно проследить в произведениях Рахманова.

По мнению автора, романс является сферой выражения лирических эмоций и настроений.

Музыкальная структура романа Рахманинова – мелодии, гармония и принципы построения - представляет собой стиль сложного оригинальной и высокохудожественной композиторской работы. Его произведения вобрали основные тенденции современности.

Как правило, Рахманинов обращается к стихам малоизвестных авторов с целью придания им более глубокого смысла и долгой жизни в своих произведениях.

Музыка Рахманинова дополняет сюжет русских классических романсов, написанных в период революции.

Список литературы

  1. Асафьев Б. О русской природе и русской музыке // Избранные труды. М. : Изд-во АН СССР, 1955. Т. 4. С. 84-97.
  2. Демченко А. Творчество Рахманинова и магистрали художественного процесса его времени // Сергей Рахманинов: история и современность. Ростов н/Д : Изд-во РГК, 2005. С. 42-52.
  3. Келдыш Ю. С.В. Рахманинов // История русской музыки. М. : Музыка, 1997. Т. 10а. С. 125-133.
  4. Васина-Гроссман В. Предисловие // С.В. Рахманинов. Полное собрание романсов в грамзаписи. Л. : Мелодия, 1974. 11 с.
  5. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М. : Музыка, 1973. 467 с.
  6. Степанова И. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. М.: МГК, 1999. 288 с.
  7. Асафьев Б. С.В. Рахманинов // Избранные труды. М. : Изд-во АН СССР, 1954. Т. 2. С. 193-200; 280-305; 305-311.
  8. Степанидина Е.А. Некоторые особенности взаимосвязи вокальной и фортепианной партий в русском романсе ХХ века. Саратов, 2001. 41 с. Деп. в НИО Информкультура Российской государственной библиотеки 31.05.2001, № 3310.
  9. Советская музыка. Сборник 4. М.; Л., 1945. 246 с.
  10. Рахманинов С. Романсы. М.: Музыка, 1989. Вып. 1. 176 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: