УДК 78.03

Музыкальная эклектика и использование техники в контексте рок-музыки

Лу Лу – Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Аннотация: За последние два десятилетия сформировалось и установилось большое количество стилей музыки на основе синтеза джаза и рока. При этом исследовательских трудов и монографий по этому вопросу мало, проблема взаимодействия музыкальных языков джаза и рока освящена недостаточно. В данной статье автор анализирует особенности взаимовлияния средств выразительности джаз и рок-музыки, специфику стилей на их основе.

Ключевые слова: рок, музыка, эклектика, техника, стили.

Даже с музыковедческой точки зрения любое описание рока должно начинаться с его эклектики. Начиная со смешения кантри и блюза, составлявшего рок-н-ролл (первое воплощение рока), рок был по сути своей гибридной формой. Афро-американская музыка была в центре этого микса, но рок возник в результате того, что белые музыканты с их собственными фольклорными историями и поп-традициями сделали с афроамериканской музыкой, а также с проблемами расы и межрасовых отношений.

Музыкальный эклектизм рока отражает географическую мобильность рок-музыкантов по Соединенным Штатам, через Атлантический океан и по всей Европе. Пресли был уникален как рок-звезда, которая не отошла от своих корней; Хендрикс был более типичен в своем беспокойстве. И если рок-н-ролл имел сельское происхождение, то рок-аудитория с самого начала была городской, анонимной толпой, которая искала идеализированное чувство общности и общительности в танцевальных залах и клубах, на радиостанциях и в наушниках. Главная привлекательность рока как популярной музыки заключается в его способности вызывать во всем мире сильное ощущение принадлежности, будь то местная сцена или субкультура. Таким образом, история рока может быть организована как вокруг звучания городов (Филадельфия и Детройт, Нью-Йорк и Сан-Франциско, Ливерпуль и Манчестер), так и вокруг распространения молодежных культов (рок-н-ролла, хэви-метала, панка и гранжа).

Таким образом, рок лучше определяется его эклектизмом, чем ссылкой на какую-то музыкальную сущность, и его лучше понимать с точки зрения общего использования технологий, а не использования конкретных инструментов (например, гитары). Ранние звезды рок-н-ролла, такие как Пресли и Бадди Холли, зависели в своем звучании от уловок инженеров в студии звукозаписи не меньше, чем от собственных вокальных навыков, и гитара стала центральным рок-инструментом из-за того, что она усиливалась, а не звучала.

История рока связана с технологическими сдвигами в хранении, извлечении и передаче звуков: многодорожечная запись на магнитную ленту сделала возможным экспериментальный процесс композиции, превративший студию звукозаписи в студию художника; цифровая запись сделала возможным манипулирование звуком, которое сместило границы между музыкой и шумом. Рок-музыканты нарушили технические ограничения усиления звука и вдохновили на разработку новых электронных инструментов, таких как драм-машина. Даже относительно примитивные технологии, такие как двухпалубный проигрыватель виниловых пластинок, были инструментами для создания новых видов музыки в руках «скретч-диджеев», и одним из способов отличия рока от других популярных музыкальных форм было его постоянное стремление к новому, звуки и новые звуковые устройства.

Это стремление к новому можно связать с центральной социологической характеристикой рока - его ассоциацией с молодежью. В 1950-х и начале 1960-х годов это было простое рыночное уравнение: рок-н-ролл играли молодые музыканты для молодой аудитории и отвечали интересам молодых людей (быстрый секс и щенячья любовь). Поэтому многие представители музыкальной индустрии отвергли его как мимолетную новинку, «жевательную резинку», сродни йо-йо или хула-хупу. Но к середине 1960-х молодежь стала идеологической категорией, относящейся к особому виду гедонизма, индивидуализма и модернизма. В то время как молодежь раньше называлась старшеклассниками, теперь к ней стали относиться и студенты колледжей. Более того, рок стал многофункциональным – танцевальная и развлекательная музыка, с одной стороны, предмет серьезного внимания и интимного самовыражения, с другой. Поскольку рок распространился по всему миру, это имело разные последствия в разных странах, но в целом это позволило року продолжать определять себя как молодое, даже когда его исполнители и слушатели росли и успокаивались. И это означало, что радикальное заявление этого рока – предположение о том, что музыка каким-то образом оставалась против истеблишмента, даже когда она стала его частью – было поддержано подростковой безответственностью, приверженностью немедленным острым ощущениям от секса, наркотиков и возмущения не говоря уже о последствиях. Политика рок-веселья имеет свою собственную структуру власти, и, возможно, неудивительно, что Мадонна была первой женщиной, которая произвела значительный фурор в истории рока. И она сделала это, сосредоточившись именно на сексуальных устоях рока.

Мадонну можно охарактеризовать как рок-звезду (а не только как дискотеку или кумира подростков), потому что она сформулировала определяющий парадокс рок-культуры: вера в то, что эта музыка, созданная, продвигаемая и проданная чрезвычайно успешными и сложными транснациональными корпорациями, тем не менее каким-то образом является некоммерческий. Это некоммерческий процесс не в производственных процессах, а в мотивах создателей и слушателей, а также в том, что в роке делает музыкальное произведение или музыканта ценным. Определяющий термин в идеологии рока – аутентичность. Рок отличается от поп-музыки как подлинное выражение чувств исполнителя или композитора и подлинное представление социальной ситуации. Рок – это одновременно мейнстрим коммерческой музыки и романтическая форма искусства, голос маргиналов. Первый альбом Пресли для RCA в 1956 году был так же тщательно упакован, чтобы представить его как аутентичного, заслуживающего доверия музыканта (играющего на акустической гитаре на обложке альбома), как и выпущенный классический альбом Public Enemy It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back. Def Jam, поддерживаемый CBS, в 1988 году; Мадонна была так же озабочена раскрытием своего искусства как искусства в 1980-х, как Дилан в 60-х.

Список литературы

  1. Бондаренко, В. В. История рок-музыки: Европа, Америка, Австралия / В. В. Бондаренко, Ю. В. Дроздов. - Минск: Амалфея, 1997. – 176 с.
  2. Буркин, Ю. Осколки неба или подлинная история Битлз / Ю. С. Буркин, К.В. Фадеев. – М.: Эксмо – Пресс, 2001. – 479 с.: ил.
  3. Верморел, Ф. Секс Пистолз: история изнутри / Ф. Верморел, Д. Верморел; пер. с англ.- СПб.: Б. и., 1994.-271 с.: ил.
  4. Кокарев, А. И. Панк-рок от А до Я / А. И. Кокарев.-М.: Музыка, 1992.- 80 с.: ил.
  5. Маббет, Э. Пинк Флойд: Путеводитель / Э. Маббетпер; с англ. – М.: Локид, 1997. –190 с.: ил. – (Полный путеводитель по музыке)

 

Интересная статья? Поделись ей с другими: