УДК 74

Влияние дизайна офисных помещений на продуктивность работников

Лиу Джитон – абитуриент магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию влияния дизайна офисных помещений на продуктивность работников. Рассмотрены возможные варианты организации рабочего пространства в офисе. Определены основные условия окружающей среды, влияющие на продуктивность офисных работников.

Ключевые слова: дизайн, офис, офисное помещение, организация пространства, продуктивность работников.

Цель любой коммерческой организации – получение прибыли. На прибыльность компании влияет множество факторов, одним из которых является продуктивность работников. Одним из важнейших элементов мотивации сотрудников и, как следствие, их продуктивности являются комфорт и удобство офисного пространства. Опросы, проведенные специалистами HeadHunter показали, что более 90% опрошенных отмечают прямую связь между удобством рабочего места и качеством и эффективностью их работы. И только 2% респондентов не верят в значимость такого фактора, как комфортное рабочее место, и считают, что гораздо более важными являются другие аспекты корпоративной жизни (рис.1) [1].

1

Рисунок 1. Результаты опроса о связи между удобством рабочего места и качеством, и эффективностью работы сотрудников. [1]

Хорошо спроектированное офисное пространство создает рабочую среду, которая обеспечивает ряд преимуществ для сотрудников. Однако, в целях повышения эффективности труда и оптимизации расходов необходимо понимать, каким образом дизайн интерьера и в целом обустройство помещения способно повлиять на работоспособность трудящихся, и какие дизайнерские решения лучше использовать при оформлении рабочих кабинетов и иных помещений [2].

Существуют различные подходы к организации пространства офисного помещения. Различные дизайны офисов подходят для разных рабочих сред и отраслей. Рассмотрим основные из них.

  1. Традиционный дизайн. Традиционные проекты офисов предусматривают отдельный кабинет для каждого сотрудника. Такая конструкция подходит для офисов с небольшим количеством сотрудников и раздельной работой. Это обеспечивает и устраняет отвлекающие факторы, которые замедляют работу. Однако при такой планировке необходимо много пространства под коридоры. Кроме того, командная работа становится менее эффективной.
  2. Кабинки в офисных помещениях появились в 60-е годы XX века. Такой дизайн обычно включает большое открытое пространство с рабочими местами работников, разделенными перегородками. Такая планировка позволяет работникам получить собственные импровизированные офисы и обеспечивает конфиденциальность. Подходит для организаций, в которых установлена сильная иерархия власти и не предусмотрена командная работа.
  3. Открытое пространство (open space). Данная концепция дизайна офисного помещения подразумевает единое офисное пространство без кабинок и отдельных кабинетов. Это устраняет барьеры между сотрудниками и ключевыми руководителями и открывает пространство для творчества за счет обмена идеями. Более активное взаимодействие приводит к более спокойной и здоровой обстановке, что повышает удовлетворенность сотрудников и их продуктивность.
  4. Командно-кластерный дизайн. Работники делятся на команды в зависимости от их специализации и вида работы. Сотрудники рассажены по отделам. Каждый отдел представляет собой открытое пространство, благодаря чему сотрудники развивают лидерские и командные навыки. Общение с коллегами помогает преобразовывать мысли и идеи в конкретные планы роста [3].

Таким образом, чтобы коллектив преуспевал в своей деятельности, ему требуется пространство, которое бы идеально подходило специфике работы. Например, сотрудники научного института и представители банковской сферы выполняют разные задачи, соответственно, в интерьерах этих групп будут существовать свои особенности. Как отмечает А.В. Николаева, «место должно быть, как можно более «гибким» – то есть сотрудник будет работать эффективнее в том случае, если у него будет возможность менять некоторые детали по своему усмотрению. Это может быть освещение или высота кресла, температура воздуха или другие параметры» [4].

Э.Х. Семенова отмечает, что «эффективность работы организации напрямую зависит от степени ощущения комфорта сотрудниками на рабочем месте и в офисе, требуется создание благоприятных условий для работы» [5]. К таким условиям мы можем отнести: освещение и вентиляция, эргономичная мебель, декор и цветовые решения.

Сотрудники проводят большую часть дня в офисе, поэтому полностью освещенная и хорошо проветриваемая рабочая зона — один из наиболее важных факторов повышения продуктивности работников. Хорошо освещенное и хорошо проветриваемое рабочее место повышает производительность на 16% [6].

Наличие эргономичной мебели напрямую влияет на здоровье работников. Большинство сотрудников часами сидят в течение рабочего дня, поэтому удобное кресло поможет им сохранить не только работоспособность, но и здоровье. Это повышает продуктивность работников, повышает их удовлетворенность работой и сокращает прогулы.

Добавление цвета в офисе посредством окрашивания стен или выбора цветной мебели может помочь освежить офисную среду. Кроме того, добавление цвета снижает стресс, повышает креативность работников, повышает их моральный дух, поощряет обсуждение и выражение мнений [6].

Таким образом, хорошо спроектированное офисное пространство имеет решающее значение для ведения успешного бизнеса. Дизайн офиса может помочь сотрудникам проявить себя с лучшей стороны, оставаясь при этом лояльными к компании. Есть много способов, которыми дизайн офиса может повлиять на продуктивность работников. Организация пространства, хорошее освещение и вентиляция, удобная мебель и декор – все это способно повысить производительность и моральный дух сотрудников.

Список литературы

  1. Организация рабочего места и мотивация сотрудников // Опрос HeadHunter [Электронный ресурс] URL: https://hhcdn.ru/file/5605855.pdf (дата обращения: 13.02.2023).
  2. Киселева М. Как дизайн помещения влияет на работоспособность сотрудников // онлайн издание «Делать дело» [Электронный ресурс] URL: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/kak-dizajn-pomeshheniya-vliyaet-na-rabotosposobnost-sotrudnikov.html (дата обращения: 13.02.2023).
  3. Влияние дизайна офиса на производительность сотрудников // HTM Хэ Хун Архитектурный дизайн [Электронный ресурс] URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/475240696 (дата обращения: 13.02.2023).
  4. Николаева А.В. Влияние дизайна окружающей среды на продуктивность работы сотрудников офисных помещений // Всероссийская научно-практическая конференция «Диск-2017»: сборник материалов. Том Часть 2. 2017. – с. 229-232.
  5. Семенова Э.Х. Эргономичное рабочее место как важный фактор эффективной деятельности персонала в современной организации [Электронный ресурс] URL: https://upload.pgu.ru/iblock/32e/46.pdf (дата обращения: 13.02.2023).
  6. Танедо Б. Вот как дизайн офиса влияет на производительность сотрудников // Информационный бюллетень HR Daily Advisor [Электронный ресурс] URL: https://m.easydatings.com/2018/07/11/heres-office-design-affects-employee-productivity/ (дата обращения: 13.02.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: