УДК 75

Феминистическое искусство на примере женского искусства в Китае в 1990-е годы

Лю Лутэн – студент Академии искусств Ци Байши Хунаньского института науки и технологий (Китай).

Аннотация: В 1970-х годах на Западе начало активно развиваться феминистское движение, которое привело к эмансипации женской мысли и активизации женщин-художников в области искусства. Работы, созданные женщинами-художницами с их собственной точки зрения, полны «женским сознанием». В данной статье феминизм берется в качестве отправной точки, исследуется процесс пробуждения женского сознания в китайском искусстве, процесс развития и социальный контекст китайского феминистского искусства, а также кратко описываются художественные особенности и значение женского искусства в Китае.

Ключевые слова: женское искусство, живопись, женщины, феминизм, сознание.

В XX веке, с постепенным улучшением положения женщин, в 1970-х годах появилось искусство, связанное с феминизмом, а с 1990-х годов феминистское искусство стало отдельной формой искусства, вызывавшей интенсивные споры. Связано это с тем, что феминистское искусство не относится к «женской живописи» в традиционном смысле, а скорее к произведениям искусства, созданным женщинами, которые заинтересованы вопросами положения женщин в обществе и женскими исследованиями.

С течением времени и пробуждением женского сознания, женское искусство стало новым вопросом развития современного искусства, а непрерывная интеграция западного и китайского искусства побудили некоторых женщин-художниц к инновациям и экспериментам в своих работах. С середины 1990-х годов женское искусство характеризуется тем, что некоторые художницы выражают проблемы женщин, опираясь на реалистические техники, а некоторые – исследуют способы выражения, выходящие за рамки традиционного языка, находя новые формы через собственный опыт и переживания [2].

Изначально женщины были признаны в области искусства только в одном качестве. В большинстве случаев это была роль музы художника-мужчины. Образ женщины чаще всего был фантастическим, романтическим, сексуализировался, а также использовался для приукрашивания картины. Образы женщин были в основном мягкими и бездумными, в отличие от более богатых образов мужчин, которые часто изображались как обладатели сильных, крепких тел, независимого ума, превосходного интеллекта и так далее, в отличие от образов женщин [3].

В литературе и искусстве женщины часто изображаются как любовница или жена того, кого приветствуют или порицают, женщины не контролируют ход рассуждений, и женщины должны быть покорными, чтобы добиться той или иной цели.

Широко распространено мнение, что интеллектуальное развитие женщин значительно отстает от развития мужчин, поэтому женский интеллект на протяжение долго времени избирательно игнорировался обществом. Только в конце XIX века впервые возникло феминистское движение, которое разрушило эти предрассудки и сосредоточило внимание на том, должны ли женщины иметь право на образование. Это привело к созданию феминистского искусства, среди которого создание женского искусства является важной формой сопротивления и борьбы за равноправие полов. Феминистское женское искусство ориентировано на женщин и подчеркивает, что женский персонаж – это, прежде всего, независимая и целостная личность с независимым сознанием, исторической миссией и социальной ответственностью. Пол женщины не должен влиять на смысл ее жизни, а ее независимая идентичность должна быть выше, чем роль жены или матери.

Чувство самосознания у женщин

Тема феминизма много изучалась в последние годы, но существует три основных заблуждения о феминизме: одни считают, что феминизм – это движение женщин, требующих для себя больше прав; другие считают, что феминизм – это уклонение женщин от своих социальных обязательств, а третьи считают, что феминизм – это развязывание гендерной дихотомии между женщинами и мужчинами [5]. Из этих заблуждений следует, что феминизм направлен на достижение равенства между мужчинами и женщинами в человеческом масштабе. Дело в том, что женщины живут в социальной среде, построенной в соответствии с мужской идеологией и призванной поддерживать мужские стремления и нормы жизни. Поэтому, для того чтобы из объекта мужского желания женщина превратилась в полноправного члена общества – субъект, она должна выйти за рамки мышления, традиционно направленного на покрытие мужских потребностей. На протяжении тысячелетий женщины считались подчиненными мужчинам. В патриархальном обществе, где основные сферы деятельности были монополизированы мужчинами, женщины были ограничены рамками семьи, а их единственной ролью была роль «хорошей жены и матери». И до того, как сформировалось женское сознание, положение женщины называлось «женской ролью» [5].

 Пробуждение в женщинах стремления к равенству и свободе называется женским самосознанием, оно характеризуется пониманием, что помимо роли хорошей жены и матери, для женщин важно играть роль «человека» и осознавать свою социальную ценность в дополнение к семье, тем самым реализуя свою ценность в жизни. Пробуждение современного женского сознания связано с отношением к женщине как личности, осознанием того, что женщина также является «человеческим существом», имеющим такую же социальную ценность и значение, как и мужчина, и обладающим таким же правом на свободу [6]. Женское самосознание способствует осознанию женщинами того факта, что они не являются приложением к мужчинам, не должны исполнять функцию обслуживающего персонала, а могут участвовать в жизни общества как личности. Уникальные личности, имеющие собственные желания, стремления и ценности.

Женское самосознание – это также восприятие друг друга самими женщинами. Женское сообщество постоянно осознает независимость самопознания, и в процессе этого осознания женщины начинают жить, ориентируясь на эстетические ценности, отличные от мужской точки зрения. Формирование женского самосознания претерпело исторические изменения и социальный прогресс в процессе исследования. Известны две точки исследования феминистских идеологических эмансипационных движений. Феминизм «первой волны» зарождался во второй половине 19 века, когда под влиянием Французской революции в обществе стали появляться мысли о свободе, равенстве и эмансипации, женщины начали борьбу за право на образование наравне с мужчинами, за политические права женщин. Второе феминистское движение, в 1960-х и 1970-х годах, было направлено на устранение гендерного разрыва и существенной разницы в статусе мужчин и женщин, на изменение представления о женщинах как о подчиненных мужчинам, на развенчание представления о женщинах как о подчиненных мужчинам. Женщины стремились быть равными в обществе в традиционном смысле этого слова [1].

Появление термина «женское сознание» во многом связано с феминистским движением и представляет собой осознание женщинами независимости своего социального статуса и обладание некоторыми социальными правами. Важной составляющей движения стала идея об автономии женщин, идущая в разрыв с традиционной идеей неполноценности женщин без мужчин – феминизм бросал вызов патриархальному обществу. В эпоху господства мужчин женщинам не было места в истории искусства. В истории искусства женщины фиксировались как подчиненные мужчинам, как музы – источник вдохновения для художников-мужчин, а низкий статус женщин был результатом традиционных представлений, которые невозможно было искоренить во времена гегемонии патриархата [1]. После зарождения и развития женского движения сознание женщин изменилось, что позволило трансформировать традиционные идеи и улучшить положение женщин в обществе и дать им право на полноценную самодостаточную жизнь.

Процесс развития и социальный контекст феминистского искусства в Китае

Концепция феминистского искусства возникла в 1970-х годах и к настоящему времени феминистское искусство вошло в относительно стабильное и рациональное состояние развития, при этом исследователи обычно считают, что до 1990-х годов в мире искусства не существовало обособленного «женского искусства» . Лишь после того, как «женское искусство» получило признание в мире искусства, в 1990-е годы феминистское мышление вошло в китайское искусство, став незаменимой составляющей в художественной жизни государства [4]. В прошлом многие женщины-художницы были активны на китайской художественной сцене, но понятия «женское искусство» не существовало до 1990-х годов. Пробуждение женского сознания ознаменовалось эпохой, в которую женщины осознали свою уникальную сущность и стали сознательно выносить суждения, исходя из своих собственных перспектив и опыта. Фокусируясь на своих собственных интересах и желаниях, воспринимая различия в обществе со своей точки зрения, женщины стали творить, создавая краеугольные камни собственного искусства и подчеркивая свое уникальное художественное очарование.

Наиболее очевидной особенностью феминистского искусства является то, что сами женщины постепенно отстраняются от мужского дискурса в процессе создания произведений искусства. Таким образом, фокус внимания смещается на исследование собственных ценностей и стремлений, женщины начинают выявлять и исследовать свой собственный способ выражения современного дискурса, исследуя себя и мир с уникальной женской точки зрения. Группа женщин-художниц, которые исследовали новые концепции живописи и экспериментировали с различными выразительными средствами, была представлена такими художницами, как Юй Хун, Сян Цзин и Чэнь Антилопа. В этот период новаторская природа женского искусства стала более очевидной, и его развитие шло параллельно с современным искусством. Большинство художниц не считали себя занимающимися именно феминистским искусством, а их художественный язык и концептуальная перспектива не были характеризованы с феминистского дискурса. В двадцатом веке статус китайских женщин-художниц в искусстве значительно повысился, но в действительности положение китайских женщин по-прежнему было ущемлено по сравнению с положением мужчин [7]. В силу социальных потребностей на некоторых рабочих позициях предпочтение по-прежнему отдается мужчинам. Поэтому до сих пор существует гендерная дискриминация в отношении женщин на рабочем месте.

Художественная идентичность и смысл в женском искусстве

Стиль живописи – это эстетическая концепция, а также художественный подход для созданий произведений искусства, один из способов исследования художественных различий. Что касается художников, то в процессе изучения творчества все они постоянно ищут собственный способ художественного выражения. Каждый художник выбирает свой путь, позволяющий использовать художественную деятельность для самовыражения, чтобы иметь возможность дать голос своему творчеству. Содержание работ женщин-художниц в основном находится в тени личности самих художниц. Работы художниц особенно самореферентны, они иллюстрируют женские ценности через изображение определенного круга тем и образов, проникнуты эмоциями и переживаниями. красоту.

Феминистское искусство разнообразно по своей тематике. Во-первых, по мере того, как феминистское движение набирает силу, женщины-художницы начинают еще глубже изучать себя. Они часто изображают на своих произведениях самих женщин в разных образах, размышляя о социальных ролях матери, дочери, подруги и т.д. Так художницы выражают собственный жизненный опыт с женской точки зрения. Искусство становится проявлением заботы о себе, а произведения искусства несут в себе исповедь женской души и сердца. Китайские художницы часто воспринимают личный жизненный опыт как возможность создавать темы и концепции для своих картин, используя состояние души в качестве основного источника вдохновения. Такой подход создает реалистичное изображение социальной и культурной среды, в которой они существуют.

Во-вторых, не менее важным моментом в китайском женском искусстве является самоанализ материнского сознания. У женщины-художницы помимо самосознания может быть роль матери, и эта роль побуждает художницу воплощать в своих работах темы материнства, используя устойчивые образы матери и ребенка. Третий момент – это чувственная природа женского сущности. В процессе творчества художницы уделяют больше внимания выражению чувственных эмоций, изображая внутренние переживания и личный опыт. Четвертый момент – это разнообразие материалов, используемых художницами в живописи. При создании произведений искусства женщины-художницы часто любят использовать выразительные материалы, такие как ткань, хлопок, шелк и другие приятные наощупь мягкие материалы. В силу своих индивидуальных особенностей, женщины нежны и великодушны, но при этом обладают сильным духом. Значение женского искусства заключается в гендерной перспективе, предоставляемой обществу. Распространению женщин-художниц в мире искусства способствовало феминистское движение, сделавшее достижения женщин видимыми для общества. Женское искусство оказало значимое влияние на индустрию творчества, формируя традиционную историю искусства, художественное осмысление и критику с феминисткой оптикой.

Заключение

Не все женщины-художницы спонтанно раскрывают женскую природу в своих произведениях, но эта «природа» является важнейшим выражением чувств, эмоций и женских ценностей, которые художницы воплощают в творчестве. На протяжении всей истории человечества из-за политических, социальных и культурных аспектов женское сознание в искусстве часто скрывалось или подавлялось. Однако с развитием времени благодаря движению смелых и отважных феминисток женское сознание постепенно пробуждалось, а женское искусство стало неотъемлемой частью в современном китайском искусстве. С первых дней «официального» появления женского искусства включение женщин-художниц в художественную жизнь Китая привело к развитию современного искусства в государстве, добавив яркие краски в развитие китайского искусства. После 1990-х годов феминистское искусство с его отличительными художественными характеристиками открыло новые горизонты в китайском искусстве, и китайское феминистское искусство стало неотъемлемой и важной частью современного китайского искусства.

Список литературы

  1. Бай Си. Текущая ситуация современного женского искусства в Китае. // Art Appreciation, 2022, №7. С.142-147.
  2. Лю Юэ. Характеристика современного женского искусства в Китае. // Художественное образование, 2012, №8. С. 38-39.
  3. Сунь Яньран. Феминистское искусство - женское сознание в традиционной живописи. Art Sea, 2019. С. 27-29.
  4. Сяо Вэйвэй. Пробуждение женского сознания и современное феминистское искусство. Хубэйская академия изящных искусств, 2022. С. 38-46.
  5. Тао Юнбай. Феминистское искусство в Китае. // Изобразительное искусство, 2017, №3. С. 94-95.
  6. Чжоу Лунмин. Экспериментальная дискуссия о развитии феминистского искусства в современном Китае. // Исследования в области художественного образования, 2014, №8. С.13.
  7. Чжу Инйи. Исследование феминистского искусства в современном Китае. Хунаньский нормальный университет, 2019. С. 36-42.

Интересная статья? Поделись ей с другими: