УДК 74

Влияние промышленной революции на развитие декоративно-прикладного искусства в США

Ян Эньюй – студент магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Статья раскрывает особенности влияния промышленной революции на развитие декоративно-прикладного искусства в США в конце 19 – начале 20 вв. Даны примеры известных деятелей в области декоративно-прикладного искусства. Сделан вывод о реакции на промышленную революцию деятелей искусства США.

Ключевые слова: промышленная революция, США, искусство, декоративно-прикладное искусство.

Процесс промышленной революции, суть которого заключается в переходе от ручного труда к машинному и от мануфактуры к фабрике, начался еще в конце 18-го века и плавно перешёл во второй этап в течение 19-го века. Переходное время между этапами промышленного переворота было отмечено серьезными изменениями как в промышленности, так и в обществе. Технологические прорывы, научные достижения, создание новых материалов привели к тому, что людей на фабриках во многом заменили машины. Появилась возможность производить товары дешевле и быстрее, возникло массовое производство. Все эти изменения волновали и деятелей искусства, вызывая у них важный вопрос - каково же место ремесленника или художника, если их постепенно заменяют машины?

Некоторые из источников датируют начало промышленной революции в США 1793-м годом, когда в Потакете, штат Род-Айленд, открылась первая текстильная фабрика с роликовым прядением. Фабрика была основана английским подмастерьем-текстильщиком. Он досконально изучил образцы британских фабрик (вопреки британским законам, запрещающим их экспорт), а затем иммигрировал в Соединенные Штаты. В этой истории фигурируют две темы, знаковые для описания процесса индустриализации: предпринимательство и механизация. В них сосредоточены главные ведущие силы промышленной революции в Новой Англии, где текстильные фабрики процветали благодаря быстротекущим рекам и где рабочие покидали фермы ради фабрик во второй половине 19-го века.

Однако стремление к индустриализации, конкуренции и быстрому увеличению богатства в Соединенных Штатах сказалось на людях и землях неравномерно. Художников, особенно фотографов, нанимали для того, чтобы запечатлеть промышленные достижения, в частности, строительство железных дорог. Подобные произведения искусства часто отражали беспокойство, напряженность и чувство потери, которые стали закономерным результатом развития событий. Нужно отметить, что на этом деятели искусства не остановились. Из рассуждений о месте художника в мире промышленного переворота появилось обновленное художественное движение - декоративно-прикладное искусство.

Под декоративно-прикладным искусством понимают раздел изобразительного искусства, который соединяет в себе разные виды профессиональной творческой деятельности. Суть творчества заключается в создании таких изделий, которые совмещают утилитарную, эстетическую и художественную функции. В 1870-80-х годах декоративно-прикладные формы искусства начали бурно развиваться на территории Соединенных Штатов. В Бостоне в 1897 году прошла первая выставка, посвященная новому стилю, что способствовало его дальнейшему продвижению в Северной Америке. Позднее, в 1900-1925 гг. процветало так называемое Движение искусств и ремесел. Американские дизайнеры и художники переосмыслили декоративно-прикладной стиль, разрабатывая прочную художественно оформленную мебель, следуя деревенским и природным мотивам и используя для нее местные материалы, например, дуб. Применение станков для резки дерева при обработке декоративных элементов дало возможность создавать эстетичные дизайны по доступным для многих ценам.

Среди известных представителей свежего декоративно-прикладного направления можно назвать Густава Стикли – одного из лидеров Движения искусств и ремесел в США. Стикли был изготовителем мебели, американским дизайнером немецкого происхождения, выражавшим теорию и практику новых декоративно-прикладных форм в предметах интерьера с ведущими сельскими и природными мотивами. Данный стиль называют «миссионерским стилем», поскольку творения Стикли на первый взгляд напоминают простые предметы быта испанских миссий в Калифорнии. Пройдя обучение ремеслу создания мебели на производстве дяди и совершив поездку по Европе для изучения работ в интересующей его области, Стикли открыл свою мебельную фабрику, которую назвал Мастерские ремесленников (Craftsman Workshops).

Вдохновение Густав черпал в идеях британского дизайнера Уильяма Морриса. Для своих проектов он использовал в основном белый американский дуб в сочетании со светлой краской, которая подчеркивала текстуру древесины. Кресло с регулируемой спинкой – яркий пример его творений. Задумка Стикли заключалась в том, чтобы смастерить прочное и очень удобное кресло, применяя для подготовки древесины наряду с ручной работой станки и механизмы с паровыми либо электрическими двигателями перед более тонкой ручной отделкой. В 1901-м году Густав Стикли начал выпускать иллюстрированный журнал «Ремесленник» (The Craftsman), издаваемый с целью популяризации его работы и устранения предубеждений по поводу его подхода к производству и разработке мебели. Журнал помогал распространению информации о важности статуса ремесленника и знакомил с основами философии дизайна. 

Фрэнк Ллойд Райт, который считается одним из основателей современной архитектуры, также развивал философию декоративно-прикладных форм искусства, органично сочетающихся с достигнутыми промышленными технологиями. В статье «Искусство и ремесло машины» (The Art and Craft of the Machine, 1901) он отстаивает преимущества машинного труда для будущих разновидностей декоративно-прикладного искусства. Райт верит, что машина под управлением творческой личности способна служить и подчиняться идеалам искусства.

Подводя итог, можно сказать, что в США производители мебели, дизайнеры и художники заняли благосклонную позицию относительно технических достижений и возможностей промышленной революции. Главные теоретики и практики этого движения решили в полной мере пользоваться преимуществами, которые давала машинная работа для упрощения подготовки материалов, завершая затем окончательную отделку своими руками. Подобный подход позволил создавать более дешевые, качественные и эстетически наполненные вещи и предметы интерьера, расширять и популяризировать своё творчество.

Список литературы

  1. «Idustrial History of European Countries» European Route of Industrial Heritage. Council of Europe.
  2. White G. S. — Memoir of Samuel Slater. — Philadelphia: 1836 (переизд.: Augustus M. Kelly. — Everett et al. (Slater Study Group), 1967)
  3. Neil Heath. — Samuel Slater: American hero or British traitor? — BBC News, 22 сент., 2011
  4. Cathers, David M. (1981). Мебель американского движения искусств и ремесел. Новая американская библиотека.
  5. Хьюитт, Марк Алан. (2001). Фермы ремесленников Густава Стикли: В поисках утопии декоративно-прикладного искусства. Издательство Сиракузского университета.
  6. Brooks, H. Allen (2005). «Architecture: The Prairie School». Encyclopedia of Chicago. Chicago Historical Society.

Интересная статья? Поделись ей с другими: