УДК 74

Современные тенденции в дизайне логотипов IT-компаний

Ян Юйхао – магистрант Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Логотип – это ключевое средство идентификации, позволяющее отличить одну компанию от другой. Логотип должен быть не только уникальным и запоминающимся, но и современным. В статье раскрываются основные современные тенденции разработки дизайнов логотипов IT-компаний.

Ключевые слова: логотип, графика, шрифт, тенденции дизайна, IT-компании.

Логотип компании является основной частью системы ее визуальной идентификации. Логотип представляет собой индивидуальный графический знак, шрифтовое написание марки или сочетание графического знака и шрифтового написания [1]. Логотип выполняет символическую и идентификационную функции, является концентрацией корпоративного имиджа, характеристик, репутации и культуры. Грамотно разработанный логотип, соответствующий корпоративной философии, способен повысить доверие клиентов и авторитет компании.

Для графического дизайнера важно следить за современными тенденциями, так как от правильности разработки логотипа будет зависеть успех организации, ее прибыль и узнаваемость [2]. Следует отметить, что мода изменчива, но в то же время существуют направления разработки логотипов, которые складывались годами. Так, все перспективные тенденции современных IT-компаний сочетают в себе старые и новые требования.

Первой наиболее заметной, на наш взгляд, тенденцией дизайна логотипов является упрощение. Данная тенденция не является инновационной, но остается актуальной на протяжении многих лет, о чем можно судить по тому, как менялись логотипы крупнейших IT-компаний на протяжении многих лет. Например, трансформация логотипа Apple прошла чрезвычайно сложный процесс: от оригинального изображения Ньютона и дерева, к разноцветному надкусанному яблоку, а затем и к простому и лаконичному логотипу Apple, который на сегодняшний день является основным символом фирмы [3].

В логотипах сводятся к минимуму дополнительные элементы, оставляя в центре внимания ключевые моменты. Изображения становятся все более абстрактными. Например, в 2017 году компания Mozilla представила логотип Firefox, на котором с земного шара исчезли материки, шерсть самой лисы стала менее прорисованной, на логотипе 2018 года исчезли мелкие детали, от лисы остался лишь силуэт, а на логотипе 2019 года известную лису и вовсе заменила абстракция [4]. Аналогичная история и у логотипа Twitter: начиная с 2009 года птица, являющаяся символом бренда, подверглась заметному упрощению [5].

Упрощение можем наблюдать и в текстовых логотипах. Отметим тенденцию к использованию простых лаконичных шрифтов без засечек. Так, в качестве фирменного шрифта логотипа Microsoft был выбран Segoe, который выглядит намного легче и элегантней по сравнению с курсивом шрифта Helvetica, который использовался в прошлом логотипе [6]. Аналогично упростила логотип и компания Google [7].

Таким образом, упрощение дизайна логотипов не является новой тенденцией. Многие IT-компании стремились к упрощению и «облегчению» своих логотипов на протяжении всего существования. Однако эта тенденция является актуальной и по сей день, так как минималистичные логотипы являются более запоминающимися, практичными и приятными для взгляда. Как отметил Ю. Мусиенко, «сегодня нас окружает слишком много информации, ненужных деталей, а простота поможет смягчить эти обстоятельства и приглушить их» [2].

Перейдем к рассмотрению новых тенденций дизайна логотипов IT-компаний. Одной из таких тенденций является использование градиентов. Градиент делает логотип более динамичным и уникальным. Градиентные логотипы выглядят интересно и легко запоминаются. В. Майбах отмечает, что градиенты в дизайне логотипов «будут становиться только популярнее: это связано с тем, что они превращают простой логотип в сложный, продуманный знак» [8].

Следующая тенденция – нагромождение элементов. Использование данного приема может выглядеть лаконично – как в логотипе сервисных центров по ремонту техники Apple «iRazbil» [11], а может создавать яркий акцент – как сочетание в эмблеме разработчика видеоигр Ensemble Studio [12].

Еще один тренд – использование негативного пространства. Главное преимущество данного приема в том, что эффект не очевиден. Сложность логотипа привлекает внимание [12]. Его хочется рассмотреть детальнее, чтобы разгадать загадку. Так, например, в логотипе Malahit, разработчика компьютерных приложений, с помощью негативного пространства выделены буквы «it» [11], что намекает на сферу деятельности компании.

Также следует отметить использование оптических иллюзий в логотипах IT-компаний. Оптическая иллюзия делает эмблему оригинальной и объемной, заставляет задержать на ней взгляд. А значит, аудитория лучше запомнит бренд и будет узнавать его. Например, логотип UMC – компании по продаже и размещения оборудования для майнинга представляет собой куб, составленный из букв названия компании [11].

Подводя итог, отметим, что большая часть тенденций в дизайне логотипов IT-компаний – это знакомые решения, которыми дизайнеры пользуются уже не один год. Наряду с ними есть и новые идеи. Все тенденции сводятся к одному: важности создать уникальное и заметное изображение, которое выделит бренд на фоне конкурентов.

Разработка логотипа во многом зависит от сферы деятельности компании. Если компания работает в сфере развлечений (например, разработчики игр) лучше использовать яркие оттенки и образы. А если компания разрабатывает программы для бизнеса, логотип может быть более спокойным, сдержанным и авторитетным.

Список литературы

  1. Добробабенко Н. С. Фирменный стиль: принципы разработки: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2009. - 316 с.
  2. Мусиенко Ю. 10 трендов дизайна логотипов в 2022 [Электронный ресурс] URL: https://merehead.com/ru/blog/10-logo-design-trends-in-2022/ (дата обращения: 12.02.2023).
  3. Эволюция дизайна логотипов всемирно известных компаний [Электронный ресурс] URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/91634895 (дата обращения: 12.02.2023).
  4. Евдокимов Н. Mozilla представила новый логотип Firefox [Электронный ресурс] URL: https://vc.ru/design/71273-mozilla-predstavila-novyy-logotip-firefox (дата обращения: 12.02.2023).
  5. Володькин В. История Twitter [Электронный ресурс] URL: https://quokka.media/istorii-brendov/twitter/ (дата обращения: 12.02.2023).
  6. Новый логотип Microsoft [Электронный ресурс] URL: https://vist.kharkov.ua/news/software/noviy-logotip-microsoft.html (дата обращения: 12.02.2023).
  7. Эволюция логотипа Google [Электронный ресурс] URL: https://aptxt.com/evolyutsiya-logotipa-google.html (дата обращения: 12.02.2023)
  8. Майбах В. 9 трендов в дизайне логотипов 2022 года [Электронный ресурс] URL: https://turbologo.ru/blog/trendi-logo-2022/ (дата обращения: 12.02.2023).
  9. Team Asobi стала полноценной внутренней студией PlayStation [Электронный ресурс] URL: https://dtf.ru/gameindustry/752969-team-asobi-stala-polnocennoy-vnutrenney-studiey-playstation-ona-prodolzhit-rabotat-nad-igrami-dlya-vseh-vozrastov (дата обращения: 12.02.2023).
  10. Adobe обновляет свой логотип и фирменный стиль [Электронный ресурс] URL: https://www.creativosonline.org/ru/Adobe-новый-логотип.html (дата обращения: 12.02.2023).
  11. Логотипы для IT-компаний [Электронный ресурс] URL: https://korndesign.ru/logotipy-sozdanie/logotipy-dlja-it-kompanij/ (дата обращения: 12.02.2023).
  12. Лейба Д. 10 тенденций в разработке лого [Электронный ресурс] URL: https://cmsmagazine.ru/journal/items-tendencii-v-razrabotke-logo-v-etom-godu/ (дата обращения: 12.02.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: