УДК 72

Влияние национальных традиций на современную китайскую архитектуру

Ян Эньюй – студент магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Современная китайская архитектура включает в себя как черты европейской архитектурной мысли, так и традиционные для Китая национальные элементы. Данная статья делает исторический экскурс и дает понятие об основных чертах традиционной китайской архитектуры. Также она описывает наиболее яркие примеры использование традиционных элементов дизайна в современных зданиях как ХХ, так и XXI веков, раскрывая самобытность и уникальность китайской современной архитектуры.

Ключевые слова: архитектура Китая, архитектура Шанхая, архитектура Пекина, история архитектуры, современная архитектура, дизайн.

В последние годы быстрое городское развитие Китая привело к появлению новых смелых архитектурных проектов. Китайская архитектура отличается разнообразием и включает в себя множество стилей. Она черпает вдохновении как в Китае, так за границей, и включает в себя как традиционные, так и современные элементы дизайна. Из-за масштаба и скорости городского развития китайская архитектура все чаще воплощает в себе технологические инновации, в первую очередь влияние цифровых технологий и «зеленую» архитектуру, направленную на энергосбережение. Таким образом, модерн можно считать мейнстримом, а жилые и офисные здания доминируют в городском пейзаже большинства китайских городов, особенно вдоль высокоразвитой восточной береговой линии.

Китайские архитекторы осознают, что многим современным городам Китая не хватает четкого чувства идентичности. В результате все больше и больше из них стремятся выразить свое уважение к традициям, используя элементы древнекитайских архитектурных стилей.

Стоит уделить внимание тому, какими характерными чертами обладает китайская архитектура. Традиционная китайская архитектура характеризуется своеобразным стилем и методом строительства, которые развивались на протяжении тысячелетий. Он отражает культурные, философские и религиозные убеждения китайского общества и оказывает глубокое влияние на архитектурные стили других стран Восточной Азии. Некоторые из ключевых особенностей традиционной китайской архитектуры включают в себя следующие элементы. Во-первых, это симметрия. Традиционные китайские здания спроектированы с сильным чувством баланса и симметрии, с дверями, окнами и архитектурными элементами, расположенными гармонично и эстетически приятно. Во-вторых, это крыши. Крыши традиционных китайских зданий часто бывают крутыми и покрыты черепицей, а также имеют уникальные формы и украшения, такие как перевернутые карнизы, навершие и красочная керамическая плитка. В-третьих, это внутренние дворы. Многие традиционные китайские здания организованы вокруг центрального внутреннего двора, который служит открытым жилым пространством и обеспечивает естественное освещение и вентиляцию внутренних помещений. В-четвертых, это деревянные конструкции. Дерево является традиционным строительным материалом в Китае, и в традиционных китайских зданиях часто широко используются деревянные балки, колонны и кронштейны для поддержки конструкции. В-пятых, это фэн-шуй. Традиционная китайская архитектура включает в себя принципы фэн-шуй, направленные на создание гармоничных отношений между застроенной средой и миром природы. Это можно увидеть в размещении зданий, использовании материалов и дизайне пространств. Примеры традиционной китайской архитектуры включают Запретный город в Пекине, Храм Неба в Пекине и Старый город Лицзян в провинции Юньнань. Эти здания представляют собой богатое культурное наследие и являются важной частью архитектурного наследия Китая.

Некоторые архитекторы применяют концепцию традиционной китайской архитектуры к современным проектам, в то время как другие используют элементы современной архитектуры, чтобы подчеркнуть особенности традиционной культуры.[1] Хотя архитекторы, естественно, имеют разные мнения и подходы в этом аспекте, наследие традиционной китайской культуры объединяет их и всегда лежит в основе их проектов. Например, в китайском павильоне на Всемирной выставке в Шанхае в 2010 году использовалась традиционный китайский дизайн.

63-метровый Шанхайский выставочный павильон Восточная корона», также известный как Китайский павильон, был одним из самых знаковых сооружений на всемирной выставке 2010 г. Дизайн павильона был вдохновлен традиционной китайской короной и символизирует богатое культурное наследие Китая. [2] Форма павильона должна была напоминать форму королевской короны с рядом взаимосвязанных круглых структур, увенчанных золотым куполом. Купол был покрыт слоем золотой краски и освещался ночью, что делало его хорошо заметным ориентиром на выставке. Интерьер павильона также был разработан, чтобы продемонстрировать культурные и технологические достижения Китая. Посетители отправились в путешествие по различным экспонатам, рассказывающим об истории, культуре и технологических достижениях Китая. Интерактивные дисплеи, мультимедийные презентации и интерактивные игры позволили посетителям узнать о богатом культурном наследии Китая, а также о его вкладе в мир технологий. В целом, дизайн шанхайского выставочного павильона Восточной короны был потрясающей демонстрацией китайской культуры, архитектуры и технологий. Это был подходящий символ растущего глобального присутствия Китая и свидетельство богатого культурного наследия страны.

Другим примером может служить Шанхайский музей, построенный в 1996 г. Спроектированное местным архитектором Син Тунхэ, здание выполнено в форме древнего бронзового сосуда для приготовления пищи, называемого дин. Говорят, что вдохновением для дизайна послужил дин Да Кэ (древнекитайский бронзовый круглый сосуд династии Западная Чжоу (1046–771 до н. э.)), который сейчас выставлен в музее. Здание имеет круглую вершину и квадратное основание, что символизирует древнекитайское восприятие мира как «круглое небо, квадратная земля» (天圆地方) [3].

Более ранним примером могут считаться так называемые «десять великих зданий», построенных в Пекине в 1959 г. Здания были спроектированы членами Пекинского института архитектурного дизайна в сотрудничестве с Пекинским бюро планирования и Министерством строительства. Архитекторы использовали строгое сочетание трех основных стилей: модернизма в интернациональном стиле, социалистического реализма, выраженного в сталинской архитектуре, и формы историзма, основанного на традиционной китайской архитектуре. Некоторые из зданий напоминали возвышающуюся форму пагоды.[4] Еще одна особенность – загнутые вверх углы и изогнутые гребни на вальмовых кромках. Под этими толстыми композитными покрытиями находятся слои балок и кронштейнов, известных как доугун. Примерами этого типа архитектуры среди десяти великих сооружений являются железнодорожный вокзал Пекина, Дворец культуры национальностей и Национальный сельскохозяйственный выставочный зал.

Таким образом, можно заключить, что традиции китайской архитектуры сохраняют свою актуальность и по сей день. Черты, свойственные классической китайской архитектуре, можно встретить в архитектуре как середины ХХ в., так и на самых современных постройках в крупных городах Китая. Важно понимать, что вместе с формой наследуется и философия национальной идентичности, отражая наследие тысячелетней китайской культуры.

Список литературы

  1. Sun L. Architecture of modern China //Urban Des Int, 2012,#17, p.76–77
  2. Chinese Wisdom in Urban Development. Wenhui Publishing. May 2010.
  3. Zhao Z. Round Sky and Square Earth (Tian Yuan Di Fang): Ancient Chinese Geographical Thought and its Influence" // GeoJournal. 1992, # 26 (2), p. 149–152.
  4. Sang Ye, Miriam Lang. China Candid: The People on the People's Republic. University of California Press. 2006. p.

Интересная статья? Поделись ей с другими: