УДК 78

Развитие фортепианной музыки в Китае

Чжан Хао – студент магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Статья раскрывает особенности китайского музыкального творчества в целом. Приведена историческая справка о возникновении музыкального инструмента фортепиано в Китае. Проанализировано развитие фортепианной музыки в Китае и отмечены его особенности.

Ключевые слова: фортепиано, фортепианная музыка, Китай, история искусства, китайская музыка.

Музыка зародилась в Китае более 1000 лет назад, о чем свидетельствуют раскопки в Хэнани, где в ходе археологических раскопок были обнаружены костяные флейты возрастом 8000 лет, а глиняные музыкальные инструменты в Сиане возрастом 6000 лет. С такой многовековой историей китайская музыка сильно отличается от западной. Одной из отличительных особенностей является самобытность музыкальных инструментов. Традиционно музыкальные инструменты подразделялись на «8 тембров» и разделялись по используемым для изготовления материалам:

  • шелковые – струнные
  • бамбуковые – деревянные духовые
  • деревянные – ксилофоны
  • каменные – литофоны
  • металлические – колокола, металлофоны, цимбалы, гонги
  • глиняные – окарина сюнь, ударный фоу.
  • тыквенные – духовые со свободной тростью,
  • кожаные – ударные-мембранофоны

Среди традиционных музыкальных инструментов Китая не было ни одного, который был похож на распространенный европейский инструмент фортепиано. Несмотря на это, в настоящее время фортепиано является популярным инструментом в Китае, а фортепианная музыка китайских композиторов заслужила мировое признание. В этой статье рассмотрим развитие фортепианной музыки в Китае.

На протяжении последних шестидесяти лет музыканты Китая прикладывали огромные усилия для развития китайской фортепианной музыки и повышения уровня китайского фортепианного исполнения и композиции. Учёные и журналисты описывают становление фортепианной музыки в Китае как «фортепианный бум» не случайно. Действительно, период становления китайской фортепианной музыки был сравнительно коротким и развивался стремительно.

Вообще, существуют несколько мнений относительно того, какие обстоятельства привели к появлению фортепиано в Китае. Первое было высказано двумя известными личностями: Ван Пэй Юанем и Цянь Рен Каном. Они заметили упоминание в книге «Биография Го Кана» о том, что на седьмом году правления императора Сяо Чжуна в династии Юань генерал Го Кан вместе с братом императора Сюй Ли отправился в Западную Азию, а вернулся домой с клавишным инструментом под названием "семидесяти двух струнная Пипа (или же китайская лютня)". Ван и Цянь считали, что этот инструмент был предшественником фортепиано.

Вэй Тин Гэ, руководитель исследовательского отдела Китайской академии литературы и искусства выдвинул иную точку зрения. Он указывает, что ранними формами фортепиано, как правило, признаются клавесин и клавикорд. Кроме того, согласно Музыкальному словарю под редакцией Ван Пей Жэня, клавесин был популяризирован в Европе в период с шестнадцатого по восемнадцатый века, а клавикорд в период с четырнадцатого по восемнадцатый. Так как самый ранний период этих двух клавишных инструментов датируется четырнадцатым веком, Вэй Тин Гэ ставит под сомнение то, что ранние формы фортепиано проникли в Китай в тринадцатом веке. А значит, теория о том, что семидесяти двух струнная Пипа была ранней формой клавишного инструмента не верна.

В другой статье Ван Роу «Распространение западной музыки в Китае» упоминается, что во времена династии Мин итальянский христианский священник Маттео Риччи приехал в Китай в качестве миссионера. И среди его подарков императору Чжу Ицзюню был западный клавишный инструмент. После того, как Маттео Риччи привез этот инструмент в Китай, появились другие, которые импортировали западные клавишные инструменты – клавесины и клавикорды.

Из истории известно, что в августе 1842 года Китай и Англия подписали «Нанкинский договор». С этого времени английские бизнесмены стали интересоваться китайским рынком, и одна торговая компания решила экспортировать в Китай фортепиано.

Однако пианино не получило широкого распространения в Китае вплоть до начала двадцатого века. Только после 1905 года, с созданием миссионерских школ, пение в школах под аккомпанемент западного фортепиано получило развитие. Некоторые школы предлагали музыкальные курсы с использованием учебников, включавших метод игры на фортепиано, а некоторые школы даже предлагали практические курсы игры на фортепиано. Далее, рассмотрим несколько благоприятных факторов для развития фортепианной музыки в Китае в XX веке.

В 1915 году была опубликована первая китайская фортепианная композиция. Этим событием ознаменовался начальный этап развития пианино в Китае. После Октябрьской революции в России в 1918 году многие русские бежали на север Китая и поселились в городе Харбин. Там группа русских музыкантов основала музыкальную школу. Несколько позже японцы оккупировали часть Северного Китая и также основали музыкальную школу в Дарьене и музыкальный факультет в университете. Эти три учреждения предлагали изучение фортепианной музыки и обучали исполнению на этом музыкальном инструменте.

С 1930 года, когда в Шанхае состоялся первый фортепианный концерт, активность в области фортепианной музыки выросла ещё больше. Многие китайские пианисты стали лауреатами музыкальных конкурсов, как в Китае, так и за рубежом. Несколько музыкантов получили международное признание и были приглашены участвовать в международных конкурсах. В это же время активизировался обмен пианистами между Китаем и другими странами.

После создания Национальной музыкальной консерватории в период между 1927 и 1949 годами ряд пианистов приехали в Шанхай преподавать. Среди них были: Б.Захаров, А.Черепнин, Б.Лазарев, И.Шевцов, С.Аксаков, Е.Левитин, Е.Вэлэнс, Бай и З.Прибыткова из России, М.Пачи из Италии.

В период между основанием КНР в 1949 году и Культурной революцией в 1966 году деятельность пианистов заметно возросла. В 1952 году композитор Хэ Лютинг и пианист Чжоу Гуанжэнь приняли участие в Международном фестивале «Пражская весна» в Венгрии. В феврале 1956 года Польская Народная Республика представила Китаю несколько произведений для фортепиано, в том числе несколько произведений Шопена.

С 80-х годов двадцатого века по настоящее время в Китае проходит тот самый фортепианный «бум». Так, в июле 1985 года Министерство культуры Китая поручило Центральной консерватории музыки провести конференцию по фортепианной педагогике, в которой приняли участие девяносто семь преподавателей фортепиано из двадцати одного учебного заведения по всему Китаю. Эта конференция включала дискуссии о повышении качества преподавания и скорости прогресса студентов; она также позволила участникам обменяться учебными материалами и идеями. После начала политики реформ и открытости китайское общество вступило в новую стадию развития. В этот период в Китае последовательно было выпущено большое количество фортепианных произведений различной тематики, таких как «Красочные Облака, преследующие Луну» Ван Цзяньчжуна, «Восемь фортепианных пьес для детей» Дин Шанде и «Весенний танец» Сунь Ицян. Некоторые из этих работ создали сами музыканты, а некоторые были адаптированы с использованием акустической или народной музыки.

На основании вышеизложенного, историю китайского фортепианного искусства можно разделить на три этапа:

  1. с 1915 и до 1950-х заимствование опыта иных культур;
  2. 1950-е – 1970-е интеграция в мировое сообщество;
  3. 1980-е – настоящее время, становление собственного творчества.

Итак, интерес к музыкальному инструменту фортепиано в Китае появился сравнительно недавно – в начале XX века. Однако благодаря высокому энтузиазму китайского народа, фортепианная музыка и занятия ею быстро развивались и стали самыми популярными по всему Китаю.

Список литературы

  1. Чжао Цзюнь. Культурная интерпретация и создание музыкальных образовательных курсов игры на фортепиано в китайском обществе. Хунаньский педагогический университет. 2013.
  2. Хуан Симин. Краткий анализ процесса развития создания фортепианной музыки в китайском стиле. №6, стр.57.
  3. Дай Байшэн. «Китайский стиль» китайской фортепианной музыки. Хуан Чжун (Журнал Уханьского музыкального колледжа). 2013. №2 стр.3-13, 26.
  4. Ван Ин. Национальные традиции в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков. СПб.: Ut, 2008. 184 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: