УДК 7.782

История китайских образцовых опер

Чжан Хао – студент магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: «Китайские революционные оперы», также известные как «образцовые оперы» представляют собой жанр китайской оперы, который был популярен во время Культурной революции. Эти оперы были созданы для пропаганды маоистской идеологии и как средство политического воспитания масс. Они часто касались таких тем, как героизм, самопожертвование и верность Коммунистической партии. На музыку, тексты и сценографию этих опер сильно повлиял советский социалистический реализм с одной стороны и традиционное китайское искусство.

Ключевые слова: пекинская опера, китайская музыка, Китай, Культурная революция, образцовые оперы.

«Китайские революционные оперы», также известные как «образцовые оперы» или «образцовые спектакли», представляют собой жанр китайской оперы, который был популярен во время Культурной революции (1966–1976). Эти оперы были созданы для пропаганды маоистской идеологии и как средство политического воспитания масс. Они часто касались таких тем, как героизм, самопожертвование и верность Коммунистической партии. На музыку, тексты и сценографию этих опер сильно повлиял советский социалистический реализм, и в этот период они широко исполнялись по всему Китаю. Образцовые оперы потеряли популярность после окончания Культурной революции, но некоторые из них с тех пор были возрождены и до сих пор исполняются как в Китае, так и за рубежом.

Задолго до Культурной революции, летом 1964 года, в Пекине проходил Фестиваль современной пекинской оперы. Несколько опер, показанных на фестивале, а именно «Красный фонарь» в исполнении труппы Китайской пекинской оперы, «Шацзябан» в постановке труппы Пекинской оперы и «Рейд отряда Белого тигра» в постановке труппы Шаньдунской пекинской оперы, были довольно зрелыми по форме. Их музыка подверглась лишь незначительной переработке после этого фестиваля. Незадолго до начала «Культурной революции» труппа Шанхайской пекинской оперы внесла существенные изменения в две оперы, представленные на фестивале — «Ловкий захват тигровой горы» и «В доках». Партии их вокальной музыки (changqiang) стали в значительной степени фиксированными. В 1967 году эти пять пекинских опер были включены в первую партию образцовых спектаклей — «Восемь образцовых спектаклей». После 1968 года пять образцовых пекинских опер были экранизированы. «Ловкий захват тигровой горы» успешно поэкспериментировала с партитурой для китайско-западного смешанного оркестра. Все последующие образцовые пекинские оперы использовали ту же форму оркестровки. В 1970 году вышла вторая партия вновь созданных образцовых спектаклей, в том числе «Красный отряд женщин» и «Борьба на равнине» Китайской пекинской оперы, «Песнь о реке Дракона» и «Бухта валунов» Шанхайской пекинской оперы, «Гора Азалия» труппы Пекинской оперы Пекина и «Хребет Красного Облака» труппы Шаньдунской пекинской оперы. Создание образцовой пекинской оперной музыки прошло три этапа, каждый из которых унаследовал от предшествующего периода определенные творческие приемы, выработав при этом свои самобытные художественные черты.

Создание музыки в пекинских операх раннего образца достигло успеха в основном благодаря оформлению вокальной музыки. В отличие от традиционных пекинских опер, пекинские оперы раннего образца представляют собой современные драмы на современные темы. Первая проблема — это мышление и личности персонажей, особенно главных персонажей, и их развитие в истории. От таких небольших элементов, как структура вокальной фразы и мелодического оформления, до таких крупных схем, как структура арии сюиты и общий план оперы, авторы музыки работали со всеми доступными материалами, стремясь к художественному совершенству при создании персонажей. Тактика заключалась в том, чтобы продолжать условности, вводя новые разработки. Авторы музыки старались сохранить традиционные элементы пекинской оперы и умело модифицировали их при применении в новых произведениях. Таким образом, арии пекинских опер раннего образца предлагают как традиционные элементы, так и новизну. Они вырываются из привычных мелодических рамок, но все же содержат глубокое чувство пекинской оперы. Подобные оперы были крайне популярны как среди зрителей, так и критиков.

Наиболее выдающиеся представители пекинских опер средней стадии «Ловкий захват тигровой горы» и «В доках» впервые появились в 1966 г. и подверглись серьезной переработке в 1968 г. По сравнению с образцовыми пекинскими операми раннего периода многие профессиональные композиторы участвовали в написании музыки для пекинской оперы. Создатели пекинской оперной музыки на ранней стадии сосредоточились на оформлении вокальной музыки и внесли изменения в наследие традиционной пекинской оперы. Музыка образцовых пекинских опер средней стадии основана на достижениях образцовой пекинской оперы ранней стадии и включает в себя дальнейшие инновации. Новые возможности в отношении песен, инструментального сочинения и способы наполнить музыку индивидуальностью и духом времени исследовались с явно большей решимостью. Были достигнуты весьма заметные новые эффекты.

Шесть образцовых пекинских опер были выпущены в более поздний период десятилетней эры Культурной революции. С музыкальной точки зрения они в основном следовали композиционному опыту пекинских опер средней сцены. Тем не менее, «Песнь о реке драконе» и «Гора азалии» представляют собой несколько нововведений и некоторые поразительные достижения.

В заключение следует отметить, что диахроническое развитие образцовой пекинской оперной музыки представляло собой процесс непрерывного использования опыта западной оперной музыки для обогащения в написании музыки и творчестве. Заимствуя западные композиционные навыки, арии и мотивы перешли от парадигмы условной ролевой категоризации к парадигме индивидуальной персонификации. Гармония (модуляции) и полифония были введены как в пение, так и в инструментальные пассажи, чтобы драматизировать музыкальное развитие. Китайско-западная смешанная оркестровка чрезвычайно усилила жестикуляцию и выразительность аккомпанирующего оркестра. Эти большие реформы привели к значительным прорывам в традициях пекинской оперы. Особо стоит отметить, что создание эталонной пекинской оперной музыки, тем не менее, унаследовало многие традиционные музыкальные черты пекинской оперы, такие как формирование в соответствии с мелодическим ладом, фразировка и арии-сюиты с взаимосвязанными метрическими типами. Китайско-западная смешанная оркестровка и западные композиционные навыки были приняты таким образом, что это не подорвало заметно сути пекинской оперы.

Список литературы

  1. Li Song. A Chronicle of Model Opera of the Chinese Cultural Revolution. Taipei: Xiuwei, 2011–2012
  2. Dai Jiafang. Walking towards Destruction: The Ups and Downs of Yu Huiyong, Beijing: Guangming ribao chubanshe, 1994
  3. Liang Maochun. Let Music History Go Deep: Preliminary Studies of “Cultural Revolution” //Music, Music Arts, 2006, №4, Р.: 19–27
  4. Wei Jun. New Songs from the Battlefield: Historical Changes of “Cultural Revolution” // Music, Huangzhong Yellow Bell, 2009, №3б р. 111–117.

Интересная статья? Поделись ей с другими: