УДК 070

Анализ стратегий формирования общественного мнения в молодежных интернет-СМИ

Воронина Екатерина Витальевна – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации

Аннотация: Информационная осведомленность является неотъемлемой частью развития современного общества, его культурных ценностей, политический и идеологических убеждений, социальных норм поведения. Обеспечение социума информацией является задачей средств массовой коммуникации и информации. Нарастающее регулирование в законодательном и юридическом отношении, касающееся работы средств массовой информации, является прямым и косвенным подтверждением эффективности его влияния на мыслительные процессы, их направленность каждого индивидуума, так и социума в целом. Особо примечательным стоит выделить тот факт, что по прошествии времени степень и эффективность применения такого инструмента, как СМИ в формировании общественного мнения не то, чтобы не снижается, а наоборот принимает все более активный характер.

Ключевые слова: общественное мнение, молодежные медиа, интернет-издания, СМИ, стратегии формирования, целевая аудитория.

Определением целевой аудитории медийных продуктов являются зачастую большие социальные группы, исключая феномен малых групп, объединяющихся друг с другом на почве возникновения идентично схожих интересов. Так же данное определение хорошо сформулировал известный публицист И.В. Блохин «появление массовой аудитории было бы невозможным без определенных социальных предпосылок. Во-первых, первостепенное условие ее возникновения – достижение такого уровня жизни, при котором большая масса людей получает возможность обращаться к СМИ, а потребление массовой информации становится насущной потребностью. Во-вторых, необходимо наличие большой массы грамотных людей. В-третьих, у них должно быть достаточно свободного времени» [1, с. 236].

Целевую заинтересованную аудиторию средств массовой информации имеет возможность разделить между собой по способам и методам потребления медийного продукта. Делящихся между собой на аудиторию радиовещания, читателей интернет-изданий, зрителей телевизионного инфо-продукта, а также аудиторию газет и журналов. Так же существует еще один способ деления целевой аудитории средств массовой информации, основывающийся на предпочтениях и выборе конкретных медийных редакций и изданий.

Основной спецификой больших социальных групп, является их схожий идеологический тип социального поведения, в отличии от тех групп, которые по каким-либо причинам находятся в информационном вакууме, современное общество поголовно находятся под влияниям потоков информационного воздействия исходящих от различных медийных изданий средств массовой информации. Каждый индивидуум в таком обществе имеет схожие убеждения со своим соратников. В такой ситуации, имеет смысл обозначить, что современная социальная группа – это структурированная группа, возникшая в результате общего предпочтения потребляемого контента.

Таким образом, многие способны сделать вывод, что любая социальная аудитория может иметь место быть, только основываясь на информационном характере медийного продукта, однако, зачастую любой индивидуум существует, ставя в основу свои личные убеждения и предпочтения, парадокс заключается в том, что именно они поддаются трансформационному воздействию СМИ.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что, составляя свою индивидуальную медийную составляющую редакционного содержимого, средства массовой информации, изучают информационные предпочтения своей целевой аудитории. В последнее время, прослеживается четкая связь того, что новые редакционные издания, зачастую стараются специализироваться на конкретной тематике, тем самым набирая свою индивидуальную целевую аудиторию.

В результате проведения многократных исследований, было выделено три основных типа работы средств массовой информации по формированию общественного мнения, которые представлены на рисунке:

1

Рисунок 1. Эффекты воздействия СМИ на сознание индивида [1, с. 81].

Средства массовой информации в своей работе постоянно прибегают к инструментам по формированию общественного мнения, которых существует не один десяток, среди них мы остановимся на двух из них, это явление пропаганды и методика лингвистического воздействия

Лингвистические методы по формированию общественного мнения, по своей эффективности являются наиболее сильными инструментами средств массовой коммуникации в данном направлении и затрагивают за собой почти все основные сферы общественной жизни.

Методика пропагандистского воздействия применяется, как правила в материалах политического характера, направлена на изменения политического сознания общества, приносит за собой, различные аргументы, доказательства,

Методика манипуляции – это основной инструмент ведения информационных войн, используемый средствами массовой информации применяемые в формировании общественного мнения, а также в его трансформировании

Методики по воздействию на общественное мнение средствами массовой информации так же подразделяются по технологии своей работы на узконаправленные (индивидуальные), а так на обширные. Узконаправленные методики обращены к конкретному индивидууму и выражаются зачастую к рассылке личных сообщений в социальных сетях, к примеру. Обширные же методики направлены сразу на работу с большой группой социума и принимают привычный для нас вид, в виде медийных продуктов различных издательств.

Сетевые медиа проекты и интернет-издания в 21 веке приобрели немыслимую популярность, еще в 1998 году интернет трафик превысил традиционные печатные издания. Основным и главным преимуществом интернет-СМИ является мобильность и оперативность, так же успеха интернет-изданиям добавляет слабый контроль и практически отсутствие какой-либо цензуры, что предоставляет возможность появления открытых СМИ.

Обращая внимание на изменения, произошедшие в молодежных СМИ и молодежной среде в последние годы, можно с уверенностью сказать, что печатные издания больше не актуальные для современных молодых людей. Все большую роль начинает играть интернет-СМИ, для которых более выполнимой, чем для традиционных СМИ, является задача привлекать молодую аудиторию и конкурировать с другими информационными площадками. При этом, молодежь остается одной из самых востребованных аудиторий, так как служит залогом «обновления», именно эта социальная группа во все времена была двигателем прогресса.

Список литературы

  1. Блохин И. Н. Социологические исследования аудитории и рынка СМИ // Социология журналистики / под ред. С. Н. Корконосенко. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – С. 243.
  2. Вербицкая О.Ю. Анализ политической информации в американских СМИ: современный образ России // Теории и проблемы политических исследований. – 2017. – Т. 6. – № 1А. – С. 39-47.
  3. Волкова И.И., Гужвий Д.А. Интегративный подход к измерению эффективности контента в новых медиа: постановка проблемы // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. – 2017. – Т. 22. – № 3. – С. 532-543.
  4. Квашенко Н.Ю. Принципы типологии СМИ по критерию качества в России: исторический аспект // Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2018. – С. 214-216.
  5. Квернадзе Э. Эффекты и технологии социально-психологического воздействия СМИ на целевую аудиторию // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2019. – Т. 4. – № 1. – С. 79-87.
  6. Ким М.Н. Стратегия и тактика СМИ в зависимости от типа аудитории // Научный труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2019. – Т. 10. – № 4 (41). – С. 136-139.
  7. Конопельнюк Г.В. Об особенностях влияния СМИ на аудиторию // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. – 2019. – № 3 (21). – С. 69-73.
  8. Лободенко Л.К. Медиаконтент интернет-СМИ в информационно-коммуникативной системе региона // Вестник ЮурГУ. – 2015. – № 2. – С. 33-38.
  9. Медиасоюз: Медиапоколение – 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediasoyuz.ru/actions/pokolenie20106 (дата обращения: 12.03.2020).
  10. Мельников Э.Р. Парадоксы медиа. Информация. Журналистика. Медиа. Общество. Основы медиаграмотности: популярно о сложном. Вильнюс: Артефактас, 2017. – 348 с.
  11. Микаелян Д.А. Современные методы исследования аудитории СМИ // Концепция «Общества знаний» в современной науке. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. – С. 103-106.
  12. Молодежные СМИ: издания и порталы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moeobrazovanie.ru/partners_molodejnie_smi.htm (дата обращения: 14.03.2020).
  13. Поколение Y выбирает креативность, скорость и большие деньги: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cosmo.ru/ psychology/career/pokolenie-y-vybiraet-kreativnost-skorost-i-bolshiedengi/ (дата обращения: 14.03.2020).
  14. Свитич Л.Г. Социология журналистики: Учебник для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2017. – 397 c.
  15. Соколов А.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности. СПб.: Алетейя, 2017. – 352 с.
  16. Солдаткина Я.В. Проблемы сегментации контента в СМИ и новые возможности мобильных мессенджеров // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. – 2018. – Т. 23. – № 3. – С. 323-330.
  17. Сысолятина К.В., Лисик Т.В. Привлечение внимания молодежной аудитории как стратегическая задача СМИ // Молодежь и выборы Игошина Ю.В. Материалы VIII межрегионального форума. Отв. ред. Игошина Ю.В. 2019. – С. 100-107.
  18. Туголукова Е.Н. Средства массовой информации как инструмент воспитания современной молодежи // Век информации (сетевое издание). – 2019. – Т. 3. – № 1 (6). – С. 86-91.
  19. Хворова В.А. Современные молодежные онлайн-издания: основные возмодности и воспитательный потенциал // Медиаисследования. – 2019. – № 6. – С. 386-391.
  20. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2016. – 336 c.
  21. Янгспейс. Журнал о молодежной культуре: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youngspace.ru/ (дата обращения: 14.02.2023).

{socia;}