УДК 80

Эксперимент, как метод аналитической журналистики

Ван Цяньси – абитуриент магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Эксперимент является одним из значимых методов аналитической журналистики. В статье приводится определение эксперимента, особенности и способы его реализации в журналистике. Также рассматриваются условия проведения эксперимента. 

Ключевые слова: журналистика, эксперимент, сбор данных, подготовка эксперимента, условия проведения, этика журналиста.

Объектами исследования аналитической журналистики являются реальные социальные явления и процессы, а также связанные с ними теоретические и практические вопросы общественного развития. Чтобы разобраться в поставленных вопросах, журналисты должны раскрыть причины и условия развития событий, определить мотивы и скрытые намерения действующих лиц и т.д. [1]. Для этого журналист применяет различные методы аналитической журналистики.

Эксперимент является одним из наиболее распространенных методов аналитической журналистики. Это научный тест, который формируется на основе выяснения информации о происходящих событиях, ее связи с чем-либо в определенных условиях. В аналитической журналистике эксперименты стали применяться относительно недавно – в 60-х годах XX века и используются вплоть до сегодняшнего дня [2].

Эксперимент в аналитической журналистике – это активный вид наблюдения, который зачастую сопровождается вмешательством журналиста в изучаемые процессы и явления. В отличие от научных экспериментов, многие аналитические журналистские эксперименты проводятся тайно, а само действие теряет смысл после уведомления об этом лиц, участвующих в эксперименте.

Как отмечает А. А. Тертычный: «Эксперимент – это интрига» [3]. Главный вопрос, который наталкивает журналиста на проведение эксперимента: «А что получится в результате, если я сделаю это и это?» Чтобы получить ответ на свой вопрос, журналист моделирует определенную ситуацию, например, устраивается на работу в какую-либо фирму, становится пациентом определенной больницы, или заказчиком продукции какого-либо производителя. Таким образом, журналисту удается исследовать интересующую его проблему, проанализировать ситуацию, то есть провести экспериментальную проверку своего предположения.

А. А. Тертычный сравнивает журналистский эксперимент с детской игрой. Например, школьники знают, что существует закон, запрещающий продажу детям алкогольной и табачной продукции, и решают провести эксперимент: проверяют законопослушность и добросовестность продавцов в ближайших магазинах. Но автор не только организует эксперимент, но и обращается за консультацией к начальнику отдела торговли и предпринимательства администрации своего региона. Таким образом, то, что изначально было хитрым детским экспериментом, превратилось в актуальную тему для аналитической статьи [3].

По мнению М.Н. Кима, при планировании экспериментов журналистам следует обращать внимание на ряд моментов:

  1. До начала эксперимента необходимо определить его цель и задачи. Для этого необходимо глубоко изучить ситуацию, собрать предварительную информацию, изучить различные источники, связанные с исследуемой проблемой, а также обозначить тему исследования, т.е. она будет представлять особый интерес для субъекта исследования.
  2. Необходимо определить место действия, подготовиться к эксперименту самому и подготовить других участников эксперимента, а также выбрать методы воздействия на объект.
  3. Далее журналист должен сформировать рабочую гипотезу. Только после этого может быть принято решение о том, какой метод использовать для фиксации и контроля исследовательского процесса [4].

Экспериментальная гипотеза – это предпосылка, описывающая то, что журналист в ходе эксперимента надеется продемонстрировать при соблюдении определенных условий.

В структуре экспериментальной ситуации принято выделять три элемента (рис. 1) [4].

1

Рисунок 1. Элементы эксперимента.

Так, на подготовительном этапе эксперимента журналист должен оценить исходное состояние объекта, методы воздействия, сформулировать гипотезу, которая бы предполагала конечное состояние объекта, то есть к каким выводам должен привести эксперимент.

Таким образом, по мнению М.Н. Кима, эксперимент стоит проводить только в трех случаях:

  • когда перед журналистами стоит задача более глубокого погружения в жизнь;
  • при необходимости выявления реальных поведенческих реакций людей с помощью различных воздействующих факторов;
  • когда необходимо проверить гипотезы о конкретных объектах социальной действительности [4].

Стоит отметить, что при проведении экспериментов, журналисту необходимо соблюдать этические нормы, а также требования законодательства. Например, если в ходе эксперимента были сделаны аудиозаписи с высказываниями других лиц, эта запись может попадать под действие законов о конфиденциальности. Описывать то, что журналист наблюдает в общественном месте в процессе эксперимента – это нормально. Но если речь идет о записи чьих-то слов для публикации или трансляции, цитированию кого-то по имени – журналистам следует подумать о том, чтобы представиться и запросить дополнительные комментарии. Следует помнить, что журналист имеет право собирать информацию каким угодно образом, но только до тех пор, пока это не нарушает закон и чьи-то законные интересы. В любом случае аналитическая журналистика должна быть прозрачной для зрителей и читателей, которые должны понимать, почему новостная организация решила провести тот или иной эксперимент.

Кроме того, важно помнить о собственной безопасности. Многие журналисты рискуют жизнью, если эксперимент проводится под прикрытием. Например, журналистка-фрилансер из Уганды, назвавшаяся анонимной, рассказала о том, как ее продали в рабство, а затем она стала домашней прислугой в Дубае. Целью ее эксперимента было выяснить, что происходит с людьми, похищенными в ее стране. Она обнаружила, что большинство из них было продано на так называемом «рабском рынке» в Дубае. Когда подошло время продажи, были сделаны фотографии и размещены в Интернете для потенциальных покупателей. Ее продали за шесть тысяч долларов, чтобы она стала домашней прислугой в деревне. Она рассказала, что ее прикрытие чуть не было раскрыто, и в результате ее жизнь оказалась под угрозой [6]. Поэтому необходимо оценивать, насколько проведение эксперимента необходимо и как сильно рискует журналист.

Подводя итог, отметим, что эксперимент является важным методом аналитической журналистики, применяемым для сбора информации. Этот метод тесно связан с наблюдением, однако предполагает активную позицию журналиста. Реализовывать эксперимент журналист может двумя способами: примеряя на себя новую социальную роль и скрывая свою настоящую профессию, или же моделируя необходимую ситуацию открыто. В любом случае эксперимент должен быть законным, этичным и безопасным для журналиста.

Список литературы

  1. Дуцик Д. Что такое аналитическая журналистика и как стать журналистом-аналитиком? [Электронный ресурс] URL: https://school.cabar.asia/ru/video/diana-ducik-chto-takoe-analiticheskaja-zhurnalistika-i-kak-stat-zhurnalistom-analitikom/ (дата обращения: 16.02.2023).
  2. Джабраилова М.И. Основы аналитической журналистики: учебное пособие. – Махачкала, 2019.
  3. Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Тертычный. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2013. - 352 с.
  4. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. М., 2003 – 279 с.
  5. Журналистика под прикрытием – ее потенциал и риски [Электронный ресурс] URL: https://aijc.africa/undercover-journalism-its-potential-and-risks/ (дата обращения: 16.02.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: