УДК 80

Мобильная журналистика в современной медиасистеме

Чжан Мэнхань – абитуриент магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена исследованию роли мобильной журналистики в медиасистеме. Рассматривается развитие данного направления, особенности применения мобильных устройств в журналистике. Выделяются преимущества, недостатки и возможности развития мобильной журналистики. Определяется ее место относительно традиционной журналистики.

Ключевые слова: мобильная журналистика, mojo, смартфоны, медиасистема, журналистика, контент.

В мире постоянно происходят различные изменения, технологические и научные совершенствования. Возможно, самым большим и значительным прорывом 21 века стало появление и распространение смартфонов. Хотя первые смартфоны можно отнести к началу 1990-х годов, только когда Apple выпустила первый iPhone в 2007 году, они стали важной частью повседневной жизни. Смартфоны постоянно трансформировались. За последние годы были добавлены и улучшены их различные функции: улучшенные камеры, быстрое подключение к Интернету, длительное время автономной работы, высокий запас памяти и т.д.

Появление современных смартфонов сказалось и на журналистике. В традиционной журналистике весь процесс – съемка, монтаж, трансляция – требует большого количества людей и оборудования. Сегодня журналист со смартфоном может рассказать историю от начала и до конца, самостоятельно обрабатывая каждый шаг на этом пути. Смартфон позволяет снимать видео, записывать звук, делать фотографии, редактировать видео, писать истории, подключаться и публиковать в Интернете [1]. Так, в современной медиасистеме возникло новое направление – мобильная журналистика.

Мобильная журналистика, или mojo (сокращение от mobile journalism) трактуется исследователями как создание аудиовизуального контента с помощью мобильных устройств [2].

Работа в рамках мобильной журналистики не ограничивается использованием смартфона. А. А. Гукиш выделяет 3 разновидности данной деятельности в зависимости от средств для создания мобильного контента:

  • smartphone journalism (смартфон-журналистика) – создание контента преимущественно посредством смартфона;
  • drone journalism (дрон-журналистика) – использование дрона (беспилотного летательного аппарата);
  • wearable journalism («надеваемая», «носимая» журналистика) – использование устройств с камерами, которые носятся на теле или крепятся к одежде, такие как экшн-камеры, очки, оснащенные камерой (например, Google Glass), нательные камеры (например, Narrative Clip) [2].

Мобильная журналистика активно распространяется в условиях современного мира, и в результате этого все больше свободных авторов предпочитают использовать именно данное направление [3]. Шилина М.Г. отмечает, что «Сверх­новые интернет-медиа и мобильная журналистика на основе сетевых технологий занимают в разных странах до трети объема национальных рынков СМК, являясь при этом фактически глобальными с точки зрения распространения контента (с учетом языковой доступности)» [4].

Такую популярность мобильной журналистики можно связать с ее преимуществами перед традиционной журналистикой, к которым можно отнести:

  • доступность – возможность снимать высококачественные изображения, видео и аудио на телефон без каких-либо дополнительных затрат позволяет журналисту существенно сэкономить деньги;
  • гибкость и независимость – журналист, который использует в своей работе исключительно мобильное оборудование, не привязан ни к какому рабочему месту и не ограничен редакторскими рамками [3];
  • безопасность – оснащенные мобильными телефонами журналисты менее заметны и могут проникать в «закрытые места», попасть в которые им раньше было непросто. Делая это с мобильного устройства, журналист становится менее заметным, не привлекая к себе внимание в рискованных ситуациях.
  • лояльность - использование смартфона дает возможность более близкого общения с людьми. Перед большими камерами люди, как правило, более закрыты.

Несмотря на все преимущества мобильной журналистики, вопросы конфиденциальности, этики и правдивости остаются потенциальными недостатками ее эволюции. Сегодня любой может снимать видео или записывать аудио на смартфон, но возможность публиковать, или делиться информацией приводит к отсутствию контроля над тем, что создается и распространяется [4].

К другим недостаткам можно отнести технологичные ограничения устройств, а именно:

  • ограниченная камера: камеры смартфонов плохо снимают в условиях низкой освещенности, у них нет оптического зума, а это означает, что нужно быть довольно близко к тому, кого или что приходится снимать для того, чтобы достичь хорошее качество. Без какого-либо стабилизатора они выдают «трясущееся видео».
  • ограниченный звук: качество записи значительно падает по мере удаления от объекта съемки, а при съемке на улице малейший порыв ветра может испортить любую запись;
  • зависимость от соединения с Интернетом;
  • зависимость от заряда батареи;
  • ограниченная память смартфона [1].

Мобильная журналистика является перспективным направлением. Постоянно появляются новые тренды, новые приложения, платформы, возможности. Смартфоны становятся больше в диагонали, мощнее, камеры набирают качество, поэтому мобильная журналистика в ближайшем будущем имеет все возможности для развития.

В то время, как портативные электронные устройства сделали возможным этот вид искусства, работа, проделанная журналистами отделов новостей, операторами сотовой связи и платформами социальных сетей, в равной степени способствовала дальнейшему развитию мобильной журналистики. Операторы связи также присоединяются к усилиям по поддержке данного направления. В начале 2019 года Verizon объявила о сотрудничестве с New York Times для обеспечения 5G операций компании. Первоначально только газета, New York Times, как и многие другие печатные издания, изменила свою деятельность, чтобы лучше соответствовать меняющемуся ландшафту журналистики [4].

Следует отметить, что мобильная журналистика не заменяет традиционную журналистику, а лишь дополняет ее. У каждого из данных направлений есть свои преимущества. Многие СМИ интегрировали мобильную журналистику в свою структуру в качестве дополнения к своим традиционным репортажам. В настоящее время, многие новостные корпорации используют мобильную журналистику для большей части своего освещения в социальных сетях.

Таким образом, мобильная журналистика является относительно новым, но достаточно перспективным направлением. К ее преимуществам относят гибкость, доступность, независимость и пр. В современных медиа мобильная журналистика дополняет традиционную, но не заменяет ее.

Список литературы

  1. MoJo: все, что вам нужно знать о мобильной журналистике [Электронный ресурс] URL: https://www.movophoto.com/pages/mojo-mobile-journalism (дата обращения: 16.02.2023).
  2. Гукиш А.А. Mojo в работе современных медиа [Электронный ресурс] URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/260107/1/61-64.pdf (дата обращения: 16.02.2023).
  3. Черных М. Мобильная журналистика [Электронный ресурс] URL: https://spravochnick.ru/zhurnalistika/tehnika_i_tehnologiya_smi/mobilnaya_zhurnalistika/ (дата обращения: 16.02.2023).
  4. Мир – это прямая трансляция: как мобильные телефоны меняют ландшафт журналистики [Электронный ресурс] URL: https://www.verizon.com/articles/mobile-journalism/ (дата обращения: 16.02.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: