УДК 070.13

Визуальные коммуникации как современная тенденция развития журналистики

Чжан Кэ – студентка бакалавриата кафедры Методики преподавания иностранных языков Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема использования визуальных коммуникаций в современном информационном пространстве в сфере журналистики. Определено понятие «визуальные коммуникации» и их основные функции. Автором статьи подчеркивается важной использования визуальных коммуникаций с целью повышения эффективности процесса передачи информации, сокращении времени и удобства восприятия всеми участниками процесса. Рассмотрена совокупность факторов, влияющих на формирование визуальных коммуникаций. Изучены различные виды визуальных коммуникаций в журналистике. Разработан алгоритм по повышению эффективности использования визуальных коммуникаций в журналистике.

Ключевые слова: визуальные коммуникации, журналистика, тенденции, развитие, эффективность.

Актуальность темы заключается в том, что в современных условиях важную роль играют коммуникации. Поскольку от них зависит содержание, качество, скорость передаваемой информации между участниками основного информационного пространства. Проблема поиска каналов передачи информации, развития эффективных каналов для осуществления коммуникаций выходит на первый план для журналистики. В этой связи особого внимания заслуживают визуальные формы коммуникаций, которые находят свое широкое применение на телевидении, СМИ, страницах Интернета и т.д. Следовательно, интерес к изучению и решению данной проблемы вызван со стороны многочисленных ученых исследователей, как отечественных, так и зарубежных.

Так среди научных работ посвященных данной тематике можно отметить труды А.А. Брудного, Л.П. Буевой, В.П. Морозовой, Р. Барт, Д. Белл, Ж. Бодрийяр и других. Считаем необходимым продолжить исследование и более подробно изучить отдельные вопросы темы. 

Целью данного исследования является определение понятия «визуальные коммуникации», основных видов визуализации материалов в журналистике, а также совокупности факторов, оказывающих влияние на формирование визуальных коммуникаций.

В последнее время отрасль журналистики развивается очень быстрыми темпами. Данная сфера постоянно совершенствуется и меняется под современные требования рынка. Появляются новые платформы для публикации статей, размещения информационного материала, поля и области для размещения рекламных проспектов, а также копирайтинга, появляются новые формы коммуникаций [2, с.246].

Под визуальными коммуникациями следует понимать коммуникации (передачу информации), основанные на использовании визуального языка (ярких образов, типографики, инфографики, знаков, символов и т.д.).

Под визуальным контентом также понимается совокупность наглядной информации, которую сопровождают картинки, фотографии, видеоролики, образы для отображения реальной действительности и понимания картины мира.

Самым популярным видом передачи информации, по-прежнему, остаются картинки, фотографии. Однако, в условиях быстро меняющегося мира появляются новые средства и способы передачи информации по каналам связи. Одним из интересных способов визуализации информации при создании журналистских материалов является инфографика [4, с.34].

Инфографика представляет собой:

  1. умение лаконично сочетать большой объем информации, чисел иллюстраций;
  2. работа не только с текстом, но и с используемым для него шрифтом;
  3. не просто представление данных, а их обработка, структурирование и анализ;
  4. работа с графическими образами в качестве иллюстраций к фактическому материалу.

Особенностью применения инфорграфики в журналистике является возможность применения широкого набора инструментов, посредством которых возможно придать информации особый характер визуализации. Например, использование интерактивной графики, сочетание графического материала с аудиофайлами, текстовыми подписями и т.д.

Передача информации посредством визуальных коммуникаций в журналистике обеспечивает целостность восприятия для зрителя.

Основные функции, которые выполняют визуальные коммуникации в современном мире в сфере журналистики являются: информационная (связанная, непосредственно, с процессом передачи информации), экспрессивная (использование визуальных коммуникаций предоставляет возможность не только передачи самой информации, но и наличие возможностей и способов для ее оценки), прагматическая (существует возможность передавать коммуникационную установку, которая оказывает прямое влияние на ее получателя).

Считаем, что визуальные коммуникации в современном мире выступают одним из способов удержания внимания человека с помощью наглядных образов, представлений в общем потоке имеющейся информации. Так, целевую аудиторию всегда удерживают яркие зрительные образы в журналистике, которые очень быстро, легко и наглядно передают все имеющуюся информацию, сведения, данные.

Усвоение информации зависит от канала ее передачи: то, что передается текстовым сообщением, усваивается лишь на 7%, аудиокод увеличивает процент усвоения до 38, а визуальный образ – до 55, и процент людей, ориентированных на аудиовизуальный код, постепенно увеличивается. В целом можно сказать, что визуальные коммуникации являются не только эффективным инструментом передачи информации, но способом экономии времени [5].

Далее рассмотрим совокупность факторов, влияющих на формирование визуальных коммуникаций. К таким факторам можно отнести следующие:

  1. наличие и характер целевой аудитории, на которую направлены визуальные коммуникации;
  2. существование проблемы, ее глобальность, а также поиск путей ее решения посредством визуальных коммуникаций;
  3. наличие технических возможностей и средств для создания визуальных коммуникаций;
  4. возможности контента и его наполненность;
  5. влияние глобализации и цифровизации общества;
  6. другие внешние и внутренние факторы воздействия.

Решение проблем, связанных с применением визуальных коммуникаций в журналистике невозможно на основе индивидуального подхода, требуется интегрированный подход к комплексному решению.

Журналистика является связующим звеном в решении проблем различного характера и уровня, поскольку средства массовой коммуникации обеспечивают взаимодействие между различными представителями групп (культуры, искусства, спорта, здоровья и т.д.). Однако, проблема осложняется тем, что в настоящее время наблюдается финансирование средств массовой информации (СМИ) иностранным капиталом и как следствие этому происходит заимствование, а иногда и полное перенесение информации и своеобразных подходов ее преподнесения, нействойственных для нашего восприятия [1, с.282].

Считаем, что в этих условиях необходимо осуществлять прямой контроль за размещением информации, обеспечить ее фильтрацию и анализ посредством использования и применения визуальных коммуникаций. Причем некоторые проблемы носят глобальный характер, и они требуют совместного решения со стороны различных государств, а не только рассмотрения на уровне отдельного сообщества. Следовательно, использование визуальных коммуникаций поможет более эффективно подойти к решению возникшей проблемы в журналистике и обществе в целом.

В данной статье разработан алгоритм по повышению эффективности использования визуальных коммуникаций в журналистике, наглядно представленный на рисунке 1.

1 1

Рисунок 1. Алгоритм по повышению эффективности использования визуальных коммуникаций в журналистике [Авторская разработка].

По нашему мнению, развитие журналистики посредством визуальных коммуникаций имеет важное значение для планирования и прогнозирования деятельности в журналистике, организации эффективности работы всех ее звеньев. Следовательно, постоянная работа над созданием и совершенствованием визуальных коммуникаций является драйвером информационного развития общества.

В целом можно сделать вывод, что существует достаточно большое количество визуальных коммуникаций в журналистике. Выбор того или иного инструмента будет зависеть от множества факторов: целевой аудитории, характера поставленных задач, технических возможностей и т.д.

Список литературы

  1. Абызова А. В. Основные тенденции современного визуального искусства в контексте медиакоммуникативной среды // Молодой ученый. 2022. № 44 (439). С. 282-284.
  2. Мочалова Я.В. Влияние образования на формирование личности // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». 2017. С. 246-247.
  3. Назаров М. М. Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации. - М.: Либроком, 2019. 216 c.
  4. Симакова С.И. Инфографика как способ визуализации журналистского контента // Знак: Проблемное поле медиаобразования. 2015. №1 (15). С. 34-40.
  5. Визуальная журналистика [Электронный ресурс]. URL: http://oblako(media.ru/novosti/vizualnaya (дата обращения: 14.02.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: