УДК 94

Освещение в СМИ «неудобных эпизодов» Афганской войны 

1979-1989 гг.

Зорькин Александр Александрович – аспирант Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина

Аннотация: Конфликт, проходивший в Афганистане между официальной властью и оппозицией, активно освещался в СМИ Советского Союза. Однако действия нашей армии особенно в период 1980-1984 годов, преподносились крайне скудно, и зачастую показывая только героическую часть той войны – основная часть новостей касалась достижений советских специалистов, участвующих в развитии экономики и благосостояния Афганистана. И тем не менее, даже они подвергались немалой опасности, и нередко гибли. Да и в самой молодой республике все было не так однозначно, даже оставалось довольно много событий, которые не стали освещать по разным причинам-зачастую из-за больших потерь личного состава или невозможности объяснить гражданскому населению-что на самом деле произошло.

Ключевые слова: Афганистан, СМИ, инцидент, война.

Первый серьезный инцидент наступил 23 февраля 1980 года. В этот момент вовсю советская пресса освещала тяжелую ситуацию в Кабуле, где шли антиправительственные восстания. Но в то время трагедия разгорелась на одном из крупнейших проектов, созданным советскими специалистами – перевале Саланг. Несмотря на довольно хорошую охрану, и неоднократные успешные отражения атак местных бандформирований, в связи с отсутствием регулировки движения, плохого освещения тоннеля и системы вентиляции была спровоцирована авария. При появившемся заторе многие не глушили машины, что вызвало образование большого количества угарного газа в тоннеле и неразбериху, в которой «… четыре человека получили ранения, а 16 человек отравились угарным газом.» [с. 56, 5; c. 84, 9]. О данной трагедии не было сообщено в массовых СМИ, поскольку, как было отмечено выше, в это время, почти на протяжении месяца шли антиправительственные восстания, которые советская пресса характеризовала как «…явно выраженный проимпериалистический характер» [с. 7, 2]. И несмотря даже на появление в августе 1980 года начальника дорожной службы Туркестанского военного округа и проработки комплекса мер, чтобы снова не допустить подобных инцидентов, в ноябре 1982 оказалось, что этого было недостаточно. На перевале всегда были довольно большие пробки, но в связи с ухудшающейся тогда в горах погодой, ситуация еще больше усугубилась. Поэтому 3 ноября трагедия повторилась, но в этот раз жертв было куда больше: 178 советских и афганских солдат задохнулись угарным газом. Но СМИ не подняли эту тему, поскольку и то время описывали совершенно противоположную точку о неучастии наших солдат в операции. О трагедии не сообщалось и по довольно объективной причине: столько жертв, среди которых треть были советские солдаты, могли существенно ослабить поддержку простого населения в интернациональной помощи, а также показать существенные проблемы и в самих войсках. Это позже в своих мемуарах отметит и генерал Гареев: «… для создания комендатуры нет возможности выделить 30-40 человек, а для отправки людей на тот свет штатная численность находилась». [с. 54,1].

Сразу после нового года 1983 произошел новый инцидент: 2 января автобус с советскими специалистами был захвачен несколькими моджахедами, один специалист убит на месте, остальные уведены в горы. Эта информация была получена практически сразу, когда остальная колонна прибыла в городок. Командующий и участник этой операции, генерал-лейтенант Вахренев Василий Николаевич говорил, что «… командование принимало все меры, чтобы спасти каждого советского человека, будь то военнослужащий или гражданский специалист. «…» Во имя спасения человека не считались ни с чем» [8].  Тем не менее, даже при помощи ВС ДРА, царандоя (народной полиции ДРА) и советских подразделений, на поиск и спасение специалистов потребовался целый месяц. «Группа военнослужащих на вертолётах, возглавляемая подполковником В.Н. Вахреневым, после блокирования кишлака, внезапно, под огнём противника высадилась у места нахождения заложников и с боем освободила их …» [7].  1 февраля 1983 года, но из 16 специалистов 6 были убиты в ходе перестрелки. Сам же генерал отметил, что причины затягивания инцидента было два; «… слабая помощь местного населения, недоверие. А из-за него колоссальные усилия – впустую», и тот факт, что «…афганское руководство не владеет обстановкой, не способно организовать безопасный труд. А еще – слабая дисциплина, крайняя беспечность» [8].

Советские СМИ на протяжении всего месяца никак не реагировали на данный инцидент –снова все ограничивалось упоминаниями об открытии новых фабрик или удачных действиях правительственных войск против оппозиции. Более того, двумя годами позже генерал Вахромеев за эту операцию должен был быть представлен к званию Героя Советского Союза. Однако это представление было отменено, поскольку, как отметил Крушинский «… Здесь стало решаться не по заслугам, а по личному отношению к нему (речь идет о главе данной провинции)» [4].

Само собой, в этой войне нередки были и теракты со стороны афганской оппозиции. Хаджи Мохаммад Якуб, один из лидеров оппозиции, организовал четыре теракта на территории Кабула, о которых он позже рассказал в своем интервью. С его слов, первый произошел в апреле 1980 года в здании Радио Афганистана, в ходе которого погибли два активиста НДПА и два советских специалиста. Второй был организован в Кабульском университете в январе 1981. Данный взрыв стоил жизни одному советскому специалисту и десяти афганским специалистам. Третий взрыв произошел 6 мая 1983 года в здании Министерства Внутренних дел. Бомбы убили четверых дежурных офицеров и повредили кабинет министра.  Последний был нанесен по советскому кварталу в Кабуле 2 октября 1983 года. Взрывом убило 13 советских специалистов, ранило 12 и повредило магазин по соседству [6]. Из четырех взрывов, осветили в газете «Правда» только третий, названный очередной провокацией со стороны бандформирований. Это довольно легко объяснить – как бы цинично это не звучало, в этом взрыве не погибли советские специалисты, поэтому не было преуменьшения факта теракта. Остальные три не были даже упомянуты.

Стоит отметить, что возникали соответствующие «вбросы» о неприятных инцидентах с западной стороны, направленные на придание советской армии образа жестоких интервентов и захватчиков. В 1982 в американских газетах The New York Times и Washington Post появились заголовки о массовом убийстве в кишлаке Падхваб-э-Шана.  Якобы советские солдаты за обман местного населения, что они не укрывают моджахедов, сожгли кишлак, наблюдая со смехом за процессом (When the people below refused, the Russian a flammable liquid through three vertical well shafts that lead to the qanat.  The Soviet soldiers laughed and cheered after the explosions) [с. 2, 11].  Позже, в 1985, западному читателю снова рассказали о «геноциде» афганского народа. На этот раз речь шла о массовых репрессиях в провинции Лангмар, где несколько кишлаков были сметены. Для придания большей трагедии, в газете было упомянуты жестокие пытки в отношении детей, воровство вещей у местного населения, и последующая ковровая бомбардировка советско-афганскими ВВС. (According to the reports from Laghman, the soldiers disfigured children, while a bayonet on a tree stabbed a hung baby, and later its parents were killed) [с. 2, 10]. Однако в обоих случаях не было никаких задокументированных подтверждений со стороны американского правительства об утверждаемых массовых убийствах. Поэтому принято считать, что эти события были выдуманы или существенно приукрашены американской прессой для негативного образа СССР. На это Советский Союз уже не мог не реагировать, и с самого начала афганской спецоперации старался урегулировать данный вопрос, приводя аргументы о соблюдении международных требований и что подобным образом «… США хотят замести все чудовищные разрушения, нанесенные ими…» в отношении других государств – Индокитая, Вьетнама, Лаоса и т.д.

Последний инцидент, на котором стоило заострить внимание – восстание советских и афганских военнопленных в пакистанском лагере Бадабер в 1985 году. Устранив часовых, пленные смогли завладеть оружейным складом, и смогли организовать оборону. Пакистанские силы окружили лагерь, и предложили пленным сдаться. Отказав, советско-афганские солдаты почти сутки оказывали сопротивление, но почти все погибли, так как пакистанские силы решили применить РСЗО. И уже в мае весь мир знал, что в Пакистане произошло восстание военнопленных из СССР и Афганистана. И даже Советский Союз постепенно признал этот факт; «… 27 мая даже агентство печати «Новости», хотя до этого наши власти весьма неохотно признавали участие советских военных в афганских событиях» [с. 145, 3].

Таким образом, из представленных событий 1980-1985 годов можно обратить внимание, что ни одно из них, которые так или иначе касались советских сил, вообще не афишировались – даже среди военных, принимавших активное участие в афганской кампании, были определенные «недосказанности». Чаще всего, если происходили подобные события, советская СМИ писали о достижениях афганского народа или армии в борьбе с бандформированиями – борьба шла в основном с «утками» американской прессы. Пришедший к власти в 1985 Горбачёв, используя политику гласности, приоткрыл для простых людей реальную ситуацию вокруг Афганистана, и что на самом деле наши войска делают там. Скорее всего, катализатором этого стало восстание в лагере Бадабер, о котором в тот момент говорил весь мир. Но большинство прошедших событий доперестроечного периода оставались скрытыми для всех до конца существования Советского Союза. Только начиная с 90-х годов, когда частично открыли государственные архивы и стали появляться мемуары ветеранов, и эти события также были описаны.

Список литературы

  1. Гареев М.А. Афганская страда (с советскими войсками и без них). М.; ИНСАН, РФК, 1999. С. 261.
  2. Демченко П., Миронов Л. Афганистан: о чем говорят факты. Кабул, январь, газета «Правда».
  3. Гродненский Н.Н. Засекреченные войны и их герои. Минск: Современная школа, 2009, 288 с.
  4. Крушинский Ю.Д. Гибель советских специалистов в Мазари-Шарифе.
  5. Ловеров И.А. Советско-афганские отношения накануне ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан, 1999. С. 146-155.
  6. По другую сторону горы: Тактика моджахедов в советско-афганской войне Али Ахмад Джалали и Лестер В. Грау. Четыре взрыва. Боевые действия в черте города под командованием Хаджи Мохаммад Якуба (из главы 14 "Боевые действия в городе").
  7. По обе стороны границы (Афганистан: 1979-1989). М.: Граница, 1999. С. 22-27.
  8. По периметру границы Афганистана: Записки генерала пограничных войск КГБ СССР/ И.Д. Ярков. -2-е изд., испр. – Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2010, 352 с.
  9. Прямицын В. Проблема номер один. Перевал Саланг в истории Афганской войны (1979-1989). М., Вече, пятый Рим, 2022, 336 с.
  10. Diplomats report massacre in AfghanistanUnited Press International. 14 May 1985.
  11. Tyler, Patrick E.(13 February 1983). The Horrors and Rewards of the Soviet Occupation of Afghanistan. Washington Post. Retrieved 12 September 2020.

Интересная статья? Поделись ей с другими: