УДК 351.814.28

О введении дополнительных функций в информационные системы в сфере пассажирских перевозок на воздушном транспорте

Кириллина Светлана Николаевна – магистрант института математики и информатики Северо-восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Ковров Григорий Сидорович – кандидат экономических наук, доцент, научный сотрудник НИИ «Региональная экономика Севера» Северо-восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Аннотация: Воздушное сообщение является одним из ключевых факторов обеспечения транспортной доступности для значительной части территории России, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. В этой связи изучение вопросов разработки и внедрения новых технологических решений при покупке авиационных билетов является весьма актуальной научной, практической задачей. В статье на основе анализа текущего состояния применения информационных технологий в сфере перевозки пассажиров воздушным транспорт (ВТ) предлагается внедрить новых дополнительных функций в информационные системы при покупке авиационных билетов с целью создания условий комфортной поездки в России и за границей. Рассмотрен мировой опыт применения в авиации биометрических технологий.

Ключевые слова: гражданская авиация, транспортные системы страны, воздушное судно, воздушный транспорт, цифровые технологии, цифровизация, информационные системы, авиационные билеты, блокчейн, геймизация.

Воздушное сообщение является одним из ключевых факторов обеспечения транспортной доступности для большей части территории России, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. ВТ является стратегически значимым в транспортных системах страны по многим критериям. По данным Росстата в 2021 г. на ВТ приходилось 97,1 % международных перевозок пассажиров транспортом общего пользования и 18,4 % междугородних [7]. Пассажирские авиаперевозки успешно растут в последнее десятилетие.

В настоящее время авиакомпании успешно внедряют новые цифровые технологии. Современная индустрия сервиса на борт ВС все активнее переходит на электронные системы управления сервисом, в том числе и интерактивные, ориентированные на двустороннюю коммуникацию с пассажирами.[5]

В этой связи изучение вопросов внедрения и разработки новых технологических решений при продаже авиационных билетов является актуальной научной и практической задачей. Целью проведенного обзора является разработка рекомендаций по внедрению дополнительных функций в существующие информационные системы бронирования и продажи авиационных билетов на основе анализа текущего состояния использования инновационных технологий в сфере воздушного транспорта. (ред. – рекомендуется отредактировать выделенный текст и сделать его четко и однозначно воспринимаемым) 

В настоящее время информационные технологии являются уже не вспомогательной функцией бизнеса, а жизненно важным драйвером развития предприятия. Возрастающие объемы перевозок и повышение интенсивности обслуживания рейсов, заставляют аэропорты оптимизировать бизнес-процессы и повышать качество и эффективность обслуживания. В тоже время большое внимание необходимо уделять сокращению собственных издержек за счет оптимизации производственных процессов и минимизации ручного. Это стало возможно с использованием автоматизированных программ, а именно за счет интеграции структур аэропорта в цифровой мир. Очень важно проработать программы так, чтобы обмен информацией был возможен и понятен в том числе и на мировом уровне [2].

Внедрение различных инноваций в сфере информационных технологий на воздушном транспорте позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы и сокращать непроизводительные расходы.

Так, например, для удобства и комфорта пассажиров и самих аэропортов новые возможности предлагают биометрические технологии. На входе в аэропорт пассажиры могут создать универсальный цифровой проездной документ – Single Token. Осуществляется специальным терминалом. Данное устройство фотографирует пассажира и сканирует его паспорт. Данные загружаются в систему и проходят проверку безопасности. Терминалом может служить обычный смартфон, при загрузке в него мобильного приложения. Загрузить всю необходимую информацию нужно один раз, больше предъявлять посадочный талон и паспорт пассажирам не придется. Проходить идентификацию они будут с помощью биометрических камер, фиксирующие черты лица пассажира, сравнивая данные с полученным ранее цифровым изображением. Данные технологии функционируют, начиная с регистрации и сдачи багажа и до самостоятельной посадки на самолет. Персоналу ВТ практически не нужно взаимодействовать с клиентами авиакомпаний.

В Лондонском Хитроу установлены устройства распознавания лиц. В Дубае была введена автоматизация пограничного контроля в зоне прилета. В Схипхоле (Амстердам) пассажир может сам зарегистрироваться у киоска, для этого нужно отсканировать паспорт. Когда пассажир отправляется к самолету, то фотокамеры на турникетах производят сравнительный анализ скана с исходными данными документа. Успешное тестирование системы сканирования лиц прошло и в Домодедово. С помощью видеокамер анализировались данные реальных пассажиров, которые затем сравнивались с лицами из базы данных и архива видеозаписей. Для безопасности полетов, безопасности граждан Российской Федерации дополнительно к основной информации есть возможность сделать обязательным добавление личного фото гражданина, что облегчила бы отслеживание перемещения лиц, находящихся под следствием, в розыске, а также имеющих сходство с фотороботами. Вне зависимости от направления авиаперелета.

Следующий технологический тренд, открывающий безграничные возможности передовых технологий, искусственный интеллект. С помощью искусственного интеллекта можно улучшить предсказуемость процессов в аэропорту, понимание, что в нем происходит в конкретный момент и что может произойти позже. Можно с большой точностью предсказать последствия того или иного инцидента для аэропорта, включая забастовки сотрудников, которые часто происходят в ряде стран, предсказать последствия задержки того или иного рейса и заранее предупреждать пассажиров.

Еще одна из перспективных технологий – блокчейн. У данной технологии широкий круг целей - от продажи билетов, идентификации пассажиров до отслеживания багажа и обслуживания часто летающих пассажиров. Технология блокчейна несет большие перспективы для модернизации финансовой деятельности, она позволяет обеспечить надежность любых транзакций в сети интернет, поскольку вся информация в зашифрованном виде фиксируется в распределенном (облачном) реестре, причем подделать или исправить данные невозможно - все изменения также фиксируются. Развитие блокчейна – это большой тренд. Технология позволяет оптимизировать регулярные процессы, которые авиакомпания совершает изо дня в день, таким образом, снизить издержки и трудозатраты персонала, повысить скорость расчетов.

Еще одним из новых цифровых решений выделяют направление «игрофикация». Игра, лучшее средство познания и восприятия информации. Игру маркетологи стали использовать для привлечения новых клиентов. Так в маркетинге возникло новое понятие игрофикация (геймификация) - применение подходов, характерных для игр, в неигровых процессах. Согласно статистическим данным, демонстрация бренда в виртуальном опыте клиента положительно влияет на узнаваемость (+15 %), лояльность (+22 %) и побуждает к покупке, при этом 66% людей играет с мобильных устройств и планшетов. Примером игрофикации подобного рода является довольно распространенная система начисления миль, которые компании начисляют постоянным клиентам за перелеты. Такой подход, при котором победителям предлагают сочетание виртуальных вознаграждений и материальных призов, позволяет привлечь больше пассажиров, но и снизить издержки компании.

Авиаиндустрия и геймизация, использование игровой механики и неигрового контекста, исторически тесно связаны друг с другом. Самый первый случай использования игрофикации был зарегистрирован в 1981 году, когда American Airlines представила первую программу для часто летающих пассажиров AAdvantage. С того времени, игрофикация получила более широкое распространение и достигла 5,5-миллиардной доли на рынке в 2018 году. На сегодняшний день геймизация охватывает не только продажи и маркетинг, но и обучение персонала, развитие человеческих ресурсов, инжиниринг и финансы. Вместо того, чтобы просто предоставлять повышение класса обслуживания (upgrade) для часто летающего пассажира, авиакомпании и аэропорты занимаются продвижением продуктов и услуг с помощью игр (advergaming). Фактически создаются некие квесты, которые не только развлекают клиента, но и вознаграждают самых активных лучшими местами в салоне или даже бесплатными перелетами. Для того, чтобы стать успешной компанией, необходимо не только конкурировать в ценах, но и представлять своим клиентам нечто уникальное. В ГА грамотно разработанная и внедренная игрофикация может улучшить впечатления клиентов от поездки, начиная с момента прохождения через стойку регистрации и общения с бортпроводниками, заканчивая внутренней инфраструктурой и услугами, предлагаемыми другими службами, такими как службы питания, уборки [2].

В автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (АИС ОВП) будет использоваться только российское программное обеспечение. Обновленные требования к системе и защите содержащейся в ней информации утверждены постановлением, которое подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Они начали действовать с 30 октября 2022 года. Речь идет о защите системы от возможных санкций со стороны недружественных государств и безопасности персональных данных россиян, бронирующих билеты на внутренние рейсы. Согласно этим требованиям, исключительные права на АИС ОВП должны принадлежать либо государству, либо организации, среди учредителей и руководителей которой нет иностранцев или россиян с двойным гражданством. Кроме того, автоматизированная система и все ее элементы не должны иметь функций принудительного обновления и управления из-за рубежа.

Цифровизация в сфере обслуживания пассажиров авиакомпании – одна из первостепенных задач, которая направлена на модернизацию управления и создания для клиентов удобной и практичной системы обслуживания.

Отметим, что Правительство утвердило стратегию развития туризма в России до 2035 года и важным направлением в документе названо развитие цифровых технологий. Цифровые технологии в сфере туризма включают:

  • перевод всех государственных услуг, связанных с осуществлением туристской деятельности, в электронную форму;
  • обеспечение возможности предоставления участниками туристского рынка всей установленной отчетности в электронной форме;
  • интеграцию государственных информационных систем, связанных с обеспечением туристской деятельности, для исключения двойного предоставления информации, использование цифровых решений для совершенствования взаимодействия с предпринимательским и экспертным сообществом при разработке и реализации проектов в сфере туризма [3].

Информационные технологии на ВТ позволяют эффективно использовать имеющиеся ресурсы и сокращать непроизводительные расходы. Одним из показателей развития информационных технологий и их распространения является постоянно возрастающая доля онлайн покупки авиационных билетов.

В этой связи, на основе анализа современного состояния и перспектив развития информационных технологий в сфере авиаперевозки, предлагаются рекомендации по внедрению дополнительных функций в информационные системы для комфортной поездки пассажиров:

  • функцию автоматического поиска задолженности при покупке авиабилета за границу;
  • информации о вакцинации от COVID-19;
  • личного фото гражданина для отслеживания перемещений лиц, находящихся под следствием, в розыске, а также имеющие сходство с фотороботами.

Получение достоверной, своевременной и полной информации позволит обосновывать меры для развития сферы воздушного транспорта, комфортную поездку для населения, выработать наиболее эффективный метод покупки и бронирования авиационных билетов.

Многие россияне предпочитают проводить свой отпуск за границей, но в некоторых случаях выехать за рубеж просто невозможно. Основные и самые популярные причины запрета: задолженность по налогам, долги за пользование коммунальными услугами, штрафы за нарушение правил дорожного движения, алиментным платежам, частным займам, выплатам по ссуде (включая поручительство по кредитам третьих лиц), задолженность судебным приставам. Запрет накладывается представителями судебной власти или приставами. Любой, неоплаченный штраф, превышающий тридцати тысяч рублей и десяти тысяч рублей при компенсации вреда, выплаты алиментов и долгов, если просрочка по выполнению обязательств превышает двух месяцев может привести к автоматическому установлению запрета на выезд за границу. Информация по долгам имеется в открытом доступе на сайте Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации в разделе «Банк данных исполнительных производств». Для проверки на наличие имеющихся задолженностей достаточно ввести ФИО, дату рождения и регион. Как показывает практика, о задолженностях граждане узнают, проходя пограничный контроль, имея уже на руках зря купленные авиабилеты, путевки, оплаченные отели. Всего этого возможно избежать, добавив функцию автоматического поиска задолженности при покупке авиабилета за границу. Данная функция ускорила бы процесс погашения задолженностей или помогла бы найти альтернативный выход из ситуации.

В связи с тем, что ряд стран требует обязательное наличие ПЦР-теста, либо сертификат о перенесенном Ковиде, имеется необходимость добровольного добавления информации о вакцинации от COVID-19, в первую очередь для сохранения здоровья граждан Российской Федерации, а также информации о правилах въезда касательно COVID-19 на территорию государства куда покупается авиабилет. С условиями посещения государств лучше ознакомиться заранее, правила меняются почти ежедневно.

Единая биометрическая система (ЕБС), функция «добавление личного фото гражданина», куда можно загрузить фото своего лица и запись голоса, чтобы с их помощью вместо паспорта подтверждать личность для отслеживания перемещений лиц, находящихся под следствием, в розыске, а также имеющие сходство с фотороботами функция. Для удобства и комфорта пассажиров и самих аэропортов новые возможности предлагают внедрение цифрового удостоверения личности и индивидуального ID-кода позволит пассажирам самостоятельно определять, какие аспекты их личности должны быть раскрыты во время путешествия и с какой целью. В аэропортах будущего риски утечки данных будут постоянно оцениваться специалистами по искусственному интеллекту (ИИ) использующими цифровую идентификацию пассажира. Важнейшие элементы этих данных будут предоставлены только правительствам стран, применяющих автоматизированные системы для одобрения – или, в некоторых случаях, неодобрения – различных этапов авиапутешествия.

На основании данного исследования определены задачи в области совершенствования использования на воздушном транспорте информационных систем, при бронировании и продажи авиабилетов.

Для их решения авторами предлагаются следующие дополнительные функции в существующие информационные системы бронирования и продажи авиационных билетов: функцию автоматического поиска задолженности при покупке авиабилета за границу; введение информации о вакцинации от COVID-19; личного фото гражданина для отслеживания перемещений лиц, находящихся под следствием, в розыске, а также имеющие сходство с фотороботами.

Список литературы

  1. Вишневская Е.В., Климова ТБ. Перспективы развития виртуального информационного пространства в туристской индустрии // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2017. URL: http://rrbusiness.ru/journal/article/1886/]. (дата обращения 28.11.2022).
  2. Долгова М.И., Сливинский Д.В. Продвижение инновационных информационных технологий на воздушном транспорте // Экономика и бизнес: теория и практика. Вып. 3-1 (73). – 2021. – с. 172-177. DOI:10.24412/2411-0450-2021-3-1-172-177.
  3. Косова, Е.Н., Вельц, А.Г., Обобщенная информационная модель системы управления пассажирскими перевозками/ В сборнике: Актуальные проблемы современной науки Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 177-180.
  4. Михина И.С., Ляшенко Е.Г. Современные тенденции развития электронных систем бронирования туристских услуг в России // Креативная экономика. – 2017 – Том 11 – № 6 – С. 659-666. doi: 10.18334/ce.11.6.38110.
  5. Новиков С.В., Солодова А.Д. Главные тренды в авиационной отрасли: цифровая экономика и новые технологии // Научное периодическое сетевое издание «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» 2018 № 5 С. 276-278.
  6. Официальный сайт ФАС России «Анатолий Голомолзин о динамике и перспективах развития пассажирских перевозок в Российской Федерации» http: //www. fas. gov. ru/fas-news/fas-news_3 5391. Html (дата обращения: 26.11.2022).
  7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Центральная База Статистических Данных. URL: gks.ru/dbscripts/cbsd (дата обращения: 26.11.2022).
  8. Открытые данные Росавиации России http://www.favt.ru/opendata/ (дата обращения 27.11.2022).
  9. Розанова Е.А., Капустина К.С. Анализ услуг, предоставляемых пассажирам в аэропортах // Молодой ученый. № 2(344). – 2021. – С. 280-282.
  10. Статистика Интернета 2022: трафик, сайты и блоги, домены, социальные медиа, онлайн-реклама и электронная коммерция – свежие цифры и факты. URL: https://sdvv.ru/articles/elektronnaya-kommertsiya/statistika-interneta-2022-trafik-sayty-i-blogi-domeny-sotsialnye-media-onlayn-reklama-i-elektronnaya (дата обращения: 25.11.2022).
  11. Сергеев М.И., Сливинский Д.В. Современное состояние и место информационных технологий на воздушном транспорте // Экономика и бизнес: теория и практика. Вып. 12-3 (70). – 2020. – с. 106-112. DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11137

Интересная статья? Поделись ей с другими: