УДК 004
Разработка методики применения интеллектуальных самоорганизующихся систем в учебном процессе
Латорцев Роман Сергеевич – магистрант кафедры Прикладной информатики и информационных систем Сибирского государственного университета геосистем и технологий.
Бугаков Петр Юрьевич – кандидат технических наук, доцент кафедры Картографии и геоинформатики Сибирского государственного университета геосистем и технологий.
Аннотация: В статье приводится анализ возможностей применения интеллектуальных самоорганизующихся систем в учебном процессе. Рассматриваются принципы функционирования системы и организация её агентов. Предложена структура данных агентов. Практическая значимость системы заключается в том, что внедрение разработанной интеллектуальной системы будет способствовать повышению уровня профессиональной подготовки обучающихся за счет перехода к более персонифицированному подходу в процессе подачи учебного материала и контроля его усвоения.
Ключевые слова: самоорганизующиеся система, мультиагентная система, учебный процесс, агент.
Введение
В настоящее время искусственный интеллект является настоящим трамплином для поиска решений по оптимизации и улучшению процессов обучения и преподавания [3-5].
С каждым годом увеличивается количество абитуриентов с разным уровнем подготовки. В 2016 году высшее образование на бюджетных местах получили 304,2 тысячи, в 2024 году ожидается 590 тысяч, а общее количество заявок на поступление – свыше 6 миллионов [1]. У поступивших абитуриентов разная база знаний и подготовки. Преподавателю необходимо проанализировать и нивелировать данную разницу в знаниях и подготовки абитуриентов в каждой группе для дальнейшего чтения курса, однако данный процесс занимает большое количество времени.
В последние годы проявилась также проблема непрерывного образования, то есть появилась потребность постоянно увеличивающегося количества курсов, рассчитанная на конкретный момент времени и конкретных специалистов. Все это выдвигает на первое место самоорганизацию информационных образовательных систем и их саморазвитие. Соответственно, необходима методическая работа по созданию технологии разработки и поддержания таких систем [2].
Несмотря на все возникающие проблемы, тема внедрения интеллектуальных технологий в образование наиболее актуальна. Учёные находят все новые идеи применения искусственного интеллекта, для достижения лучшего качества учебного процесса и образования, снизить нагрузку с преподавателей, вовлечь в образовательный процесс обучающихся.
Методы и материалы
Ключевыми элементами при разработке интеллектуальной системы являются поддержка методик построения преподавателем учебных курсов и информационный ресурс, применяемый во время обучения обучающихся [3].
В связи с этим необходимо учитывать ключевые части системы для построения эффективной информационной модели и информационной среды в образовании.
Учитывая вышеописанные требования, интеллектуальная самоорганизующаяся система должно реализовывать следующие функции (таблица 1).
Таблица 1. Функции интеллектуальной самоорганизующейся системы.
Функции |
Предназначение |
Функция поддержки образовательной среды |
|
1. Возможность объединения имеющейся структуры вуза с разрабатываемой систмей и обеспечение административной поддержки |
Обеспечение единой информационной среды |
2. Использовать единый метод сбора документов и материалов |
Повышение производительности системы |
3. Создание единой базы учащихся |
Оптимизация административной деятельности |
4. Обеспечение безопасности хранимой информации |
Обеспечение надежности данных |
5. Разграничение прав доступа |
Обеспечение сохранения конфиденциальности |
Функция поддержки методик преподавателей |
|
1. Создание автоматического учебного курса |
Снижение трудозатрат на разработку методической работы преподавателей |
2. Соблюдение требований стандартов согласно государственным и университетским регламентам [6] |
Обеспечение качественной методики согласно правилам и стандартам образовательного комитета |
3. Возможность использования различных видов работ (групповых. одиночных) |
Обеспечение различных методик |
4. Обеспечивать возможность проведения контроля обучения |
Установление контроля качества образовательной деятельности |
5. Допускать автоматический и интеллектуальный анализ содержания учебного процесса |
Повышение внедрения современных технологий |
Функции сбора и актуализации информации |
|
1. Обеспечить возможность сбора и передачи информации в информационную среду |
Актуализация данных |
2. Обеспечивать сбор информации о всех учащихся и их обучении |
Сбор статистики контроля качества обучения |
Функции интеллектуализации |
|
1. Обеспечивать взаимодействие между системой и обучающимся |
Обеспечение в комфортном режиме коммуникацию с системой |
2. Использовать базы знаний для составления алгоритмов для решения задач, соответствующих запросу обучающегося [7] |
Способность автоматического подбора к классу задач |
3. Иметь способность к автоматическому контролю учебных материалов |
Обеспечение актуальными учебными материалами. |
4. Иметь способность к самоорганизации |
Обеспечение порядка в системе между объектами |
Каждый агент самостоятельно отвечает за свои реакции и взаимодействия с другими агентами. Нет точных правил для глобального поведения агентов и поведение зависит только от локальных взаимодействий. Здесь механизмы направлены на решение как сложных задач, так и небольших проектов (рисунок 1).
Построение самоорганизации таким образом позволяет системе гибко реагировать на изменение объектов в системе, а также способствует решению как крупных проектов, так и односложных запросов.
Рисунок 1. Принцип самоорганизации системы.
Результаты
В случае, когда преподаватель работает с одним обучающимся, процесс обучения начинается с агента «Преподаватель». Происходит анализ модели обучающегося и определяется подцель обучения/учебная задача. Анализ модели может осуществляться посредством диалога, решение тестов и т.д.
После получения задачи, агент «Преподаватель», в зависимости от выполняемой задачи, осуществляет наблюдение за действиями обучающегося, отвечает на задающие вопросы, выставляет оценки. Цикл обучения может инициироваться как самим обучающимся, так и преподавателем и длится это до тех пор, пока одна задача на обучение не завершится (рисунок 3).
Агент «Обучающийся» в начале обучения заходит в интеллектуальную систему с конкретным запросом. Это может быть изучение полноценного курса по предмету, повышения уровень знаний по теме из курса, объяснения, как решаются. В любом случае, перед тем как задача попадет к преподавателю, агент «Обучающийся» проходит тест/решает задачу для оценки уровня знаний. Это необходимо прежде всего для преподавателя. Некоторые обучающиеся могут работать только с начальным уровнем знаний, кто-то работает только с сильными.
После определения уровня знаний, агент «Обучающийся» получает список учебной литературы, пояснения и задачи на ту тему, которую он запрашивал.
Агент «Обучающийся» по истечению времени, которое ему задал преподаватель, должен предоставить отчет/решенную задачу по теме. Далее происходит анализ ответа со стороны агента «Преподаватель» и в форме отчета отдается обучающемуся.
Цикл обучения проходит до тех пор, пока тема не будет усвоена или задача не будет решена (рисунок 4).
Рисунок 2. Диаграмма взаимодействия агента «Преподаватель» с обучающимися.
Рисунок 3. Диаграмма взаимодействия агента «Обучающийся» с преподавателем.
Заключение
Разрабатываемая методика самоорганизующейся интеллектуальной системы позволит привнести новое в образовательный процесс, а именно:
- поможет обучающимся осваивать материал в комфортной для них форме;
- поможет неуспевающим обучающимся повысить уровень своих знаний;
- обеспечит индивидуальный подход в обучении;
- автоматизирует процесс определения пробелов в восприятии учебного материала обучающимися и составления статистики по персональной успеваемости;
- позволит определить вектор корректировки методического материала учебных курсов для наиболее эффективного формирования нужных компетенций у обучающихся.
Список литературы
- Минобрнауки России подвело итоги распределения бюджетных мест вузам и научным организациям на 2023-2024 учебный год [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/50956/ 2023
- О.В. Башун, И.И. Прошина. Проблемы и перспективы непрерывного образования взрослых // Ярославский педагогический вестник, 2016 – С.1-5
- Суконщиков А.А., Швецов А.Н. Мультиагентные интеллектуальные системы и сети. М.: Вологда: ВоГУ, 2019. – 171 с.
- Лихтенштейн В.Е., Конявский В.А., Лось В.П., Росс Г.В. Мультиагентные системы. Самоорганизация и развитие. М.: Москва: Финансы и статистика, – 264 с.
- Гафиатуллина О.А. Эволюция обратных связей в самоорганизующихся системах. М.: Уфа: БГПУ, 2019. – 150 с.
- Швецов А.Н. Агентно-ориентированные системы: методологии проектирования М.:Вологда: ВоГУ, 2016. –191 с.
- Межиева Б.А., Моисеенко Н.А. Развитие информационных технологий в системе образования // Universum, 2021. – №11. – С. 62-65.