УДК 82-31

Новаторство Николая Михайловича Карамзина в повести

«Бедная Лиза»

Погодина Мария Сергеевна – преподаватель Российского государственного социального университета

Аннотация: В представленной статье рассматривается новаторство Н.М. Карамзина на примере его повести «Бедная Лиза». Отмечается, что новаторство в данном случае нашло свое проявление в том, что автор достаточно описал место произошедших событий, что придало повести большую степень достоверности и правдивости. Более того, в повести свое отражение нашла история несчастной любви, выгодно отличавшейся от западных романов приближенностью к реалиям нашей страны. Не меньший интерес вызывает наличие в указанной повести автора – рассказчика, которому не безразлична судьба героев и который сопереживает им и думает о них, но в то же время, не допускает осуждения или порицания. Вообще в данном произведении нет морали или назидания, а оценка произошедших событий полностью дана на откуп читателям, что также представляло собой необычный литературных ход. Идейная новация видится в том, что любовь в данной повести выходит за рамки сословного разделения, что формирует образ цельной личности человека без предрассудков. Системный анализ повести показывает и языковые новации, так как Карамзин отказался от высокопарных или устаревших слов и вся повесть написана простым и «гладким» языком, упрощающим ее восприятие. Как следствие, данная повесть, действительно позволяет говорить о Н.М. Карамзине, как о новаторе русской литературы. Формулируется вывод о том, что повесть «Бедная Лиза» стала основой для тем «маленького человека» и «лишнего человека» в русской литературе.

Ключевые слова: Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза», повесть, новаторство, сентиментализм.

Николай Михайлович Карамзин по праву считается новатором отечественной литературы, что свое проявление нашло в широко известной повести «Бедная Лиза».

Известно, что Н.М. Карамзин является основателем сентиментализма в нашей стране, а повесть «Бедная Лиза», в свою очередь, является первой сентиментальной новеллой, написанной на русском языке. Среди современников указанная повесть произвела настоящий фурор и широкое распространение среди массового читателя, в частности, среди образованных дворян, которые начали читать на русском языке на фоне наличия достойных произведений, коим является анализируемая повесть. Однако возникает закономерный вопрос, чем же данная повесть так привлекла и поразила своего читателя и в чем именно состоит новаторство Н.М. Карамзина?

Отвечая на данный вопрос, стоит указать на то, что действие данной повести происходит в окрестности Симонова монастыря на окраине Москвы. Отметим, что в период написания данного произведения, Н.М. Карамзин сам проживал в указанной местности, в связи с чем, очень хорошо ее знал. В повести эти места описаны очень четко, например, автор указывает: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей…». Отмечается, что именно в данной местности жила крестьянка Лиза. Очевидно, что описание Москвы и окрестностей создали весьма достоверный образ, что было новаторством для литературы того времени, так как ранее говорили «об одном городе» или городе N» [3]. Также интерес представляет тот факт, что данная местность была описана настолько точно, что после выхода повести в свет, в данные места началось паломничество читателей, что также не было видано ранее.

Несмотря на то, что сюжет о несчастной любви не является новацией, данная повесть отличается новаторством также на фоне того, что образ несчастной любви крестьянки и дворянина был приближен к русским реалиям и отличался от романов, написанных в европейских странах. Стоит отметить, что именно на этом фоне эта повесть по праву стала образцом русской сентиментальной литературы, а понятие «чувствительность», обозначающее способность героев тонко чувствовать, вошла в широкий оборот. Также стоит отметить такую отличительную черту этой повести, что действующими лицами в ней являются не только Лиза и Эраст, но и рассказчик. Ранее рассказчик всегда оставался в тени и какого-либо отношения к происходящим событиям не проявлял, что нельзя сказать о повести «Бедная Лиза». Так, в данном случае мы можем наблюдать образ автора-рассказчика, которому не безразлична судьба главных героев, что также является новацией своего времени, но привычным для сентиментализма в целом [1].

Создавая образы главных героев, автор повести обращается в первую очередь к их внутреннему миру – к чувствам и переживаниям, в которых проявляется их сущность. Так, Лиза в повести бедная, но чистая, труженица, которая всеми силами помогает своей семье. Таким же образом она и любит Эраста – чисто и бескорыстно, со всей душой и восхищением. Такая любовь облагораживает и Эраста, забывшего все развлечения и удовольствия, которые были у него ранее. Однако их внутренние чувства раскрываются в динамике, свойственные скорее Эрасту, так как если Лиза любит самозабвенно и живет любовью, то у Эраста все сложнее и изменение его отношения к Лизе проходит красной нитью через все повествование. Если сначала он хочет полюбить Лизу просто и естественно, то потом обнаруживает у себя к ней физическое влечение, а затем и вовсе, охладевает к ней, хоть и не желает признаться в этом даже самому себе. Новаторством является сентиментальная манера описания чувств героев, так как они передаются через вздохи, вскрики и восторги, однако эти чувства не лишены психологизма. Например, бледность и молчание Эраста, те сто рублей, которые он протягивает ей в кабинете – данные детали емко характеризуют изменившиеся к Лизе чувства. На этом фоне Карамзин анализирует и достаточно точно с психологической точки зрения изображает динамику внутреннего мира героев повести. Это особо отчетливо прослеживается в чувствах Лизы, вышедшей из кабинета и осознавшей предательство Эраста: «Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!». «Мне нельзя жить, – думала Лиза, – нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!»

Известно, что в конце данной повести главная героиня гибнет, что достаточно существенно отличало данную новеллу от иных романов и повестей, в которых был неизбежен счастливый конец. Более того, главная героиня гибнет несмотря на то, что она являлась образцом честности и добродетели, что вызывает у читателя еще больший когнитивный диссонанс. Отметим, что сентиментальное направление этой повести с трагической развязкой стало образцом для подражания многих писателей, так как впоследствии было напечатано множество аналогичных повестей, которые стремились повторить стиль и сюжетную особенность Н.М. Карамзина. Полагаем, что именно в связи с этим, повесть «Бедная Лиза» была принята с таким восторгом и в данном произведении Н.М. Карамзин высказал «новое слово», характерное для Гёте в его «Вертере». Этим новым словом в данном случае выступило самоубийство главной героини, олицетворяющее собой «правду жизни», с которой публика нашей страны ранее в романах и повестях не сталкивалась [4].

Идейное новаторство Н.М. Карамзина усматривается в том, что в указанном произведении высказана идея о том, что живое чувство Лизы не имеет сословной принадлежности, так как писатель показал, что способность к глубоким и сильным чувствам не находится в зависимости от сословия. В данном аспекте целесообразно привести высказывание матери Лизы, которая, рассказывая о своем супруге Иване, произносит «и крестьянки любить умеют» – фразу, которая стала крылатой. Отсюда следует, что изображая мир чувств крестьян, Н.М. Карамзин впервые поднял такую проблему – как ценность человека как личности, вне зависимости от его сословной принадлежности. Стоит отметить, что впоследствии данная проблема получит широкое распространение и будет названа в литературоведении темой «маленького человека» [2].

В конце произведения рассказчик, рассказавший историю 30-летней давности, вновь возвращается в настоящее время и вспоминает на могиле Лизы Эраста: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». По словам рассказчика, Эраст страдал от мук раскаяния до конца своей жизни, а открыл эту историю рассказчику только за год до своей смерти. Стоит отметить, что впоследствии еще многие герои в отечественной литературе будут представлены в образе «лишнего человека», которые не находят в жизни своего места и совершающие нечаянное зло, приводящее, однако, к трагедии [5]. В то же время, в повести «Бедная Лиза» нет морали или назидательности, так как в рамках повествования Н.М. Карамзин никого не осуждает и сопереживает как Лизе, так и Эрасту, что также являлось новацией, так как ранее авторская позиция была выражена достаточно четко.

Можно констатировать, что в повести «Бедная Лиза» автор достаточно ново подходит к идее любви, описанной им через тематику «заблуждений сердца». Так, в данном произведении автор акцентирует внимание на ценности чувств, но в то же время, на слабости страстей, что является неотъемлемым элементом нашей жизни. С одной стороны, писатель оставил читателю право самостоятельно сделать выводы об истории, которая им была рассказана, однако с другой стороны, привлек внимание тех читателей, кому тема «заблудшего сердца» являлась близкой и как мы знаем по истории, отклик это нашло у тысяч людей. В завершении также можно указать на то, что внимание читателей к этой повести также привлек и совершенно новый язык данного произведения, так как для него была свойственна простота и поэтичность, а также «гладкий» язык и ритмическая организация текста. Так, одним из первых Карамзин стал писать гладко и просто. В частности, отказался от старославянизмов и высокопарности, что сделало произведение легким для чтения и восприятия. Как следствие, Карамзин также стал новатором и в вопросе литературного языка, что позволяет говорить о нем как о новаторе русской литературы в целом.

Список литературы

  1. Гуминский В.М. «Бедная Лиза» как манифест новой светской литературы / В.М. Гуминский // В книге: сборник тезисов докладов Международной научной конференции «Духовное и культурное наследие монастырей Русской Православной Церкви». – 2019. – С.51-53.
  2. Комар Н.Г. Древнерусские духовно-нравственные ценности в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» / Н.Г. Комар // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – Т.159. – № 1. – С.66-76.
  3. Краснова О.Н. Художественно-психологический образ Замоскворечья в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» в аспекте эстетического функционирования репрезентативных систем / О.Н. Краснова // В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых-2017. – 2017. – С.351-355.
  4. Краснова О.Н. Психологические особенности образа повествователя в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» / О.Н. Краснова // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 9(17). – С.595-597.
  5. Марков А.В. Образность «Бедной Лизы» в прозе «второй культуры» / А.В. Марков // Филология в ΧΧІ веке. – 2021. – № 1(7). – С.116-122.

 

Интересная статья? Поделись ей с другими: