УДК 339

Приоритетные направления развития таможенных органов Российской Федерации

Уриханян Ольга Цолаковна – магистрант Сочинского филиала Российского университета дружбы народов

Аннотация: В статье рассматриваются основные элементы и подходы к эффективной деятельности таможенных органов Российской Федерации. Также представлены основные проблемы и перспективы развития данной сферы на современном этапе развития. 

Ключевые слова: таможенные органы, электронная форма, стратегия развития, информационные ресурсы, искусственный интеллект.

Сегодня мир переходит в эпоху глобальных перемен, а ведущим фактором этих процессов считают новые цифровые технологии. Интеграция РФ в мировую экономику требует определенной трансформации, то есть оцифровывания практически всех направлений деятельности экономических институтов и подразделений, в том числе, конечно же, органов таможни. В рамках данного процесса началось постепенное внедрение актуальных технологий и инструментов искусственного интеллекта (ИИ) и соответственного программного обеспечения в таможенную госсистему услуг, усложнение которых предусматривает последовательное расширение использования разнообразных информационно-цифровых инструментов.

Возникновение таможенной цифровизации определяется таким быстроразвивающимся явлением, как современная цифровая экономика. Российская Федеральная служба таможни стоит в первых рядах относительно цифровизации важных процессов таможенного контроля и этапов таможенных операций в ходе предоставления услуг участникам внешнеторговой деятельности.

В основном органами таможни используются инфоресурсы многоуровневой системы ЕАИС ТО, вобравшей в себя более восьмидесяти программных средств и около семидесяти необходимых баз данных, что демонстрирует повышенное качество осуществления таможенного контроля и многочисленных таможенных операций. Алгоритмы продвижения цифровых технологий и инструментов на таможне определяются Стратегией развития ФТС вплоть до 2030-го года. Главная цель - внедрить быстро перенастраиваемую таможенную службу, функционирующую на базе искусственного интеллекта, наладить ее эффективное взаимодействие с внутренними и внешними партнерами, достигнув требуемого результата в интересах государства [3].

К сегодняшнему дню, для снижения длительности ведения различных операций на таможне и для увеличения качества госуслуг в данной области подготовлен список информационных технологий для таможенной сферы, в котором выделяют основные:

  • Это, в первую очередь, электронное декларирование. Статья 104 ТК ЕАЭС устанавливает, что теперь декларирование должно осуществляться только в электронном виде [1].

Надо сказать, что за последние годы электронное декларирование приблизилось к уровню 100 %, заключая в себе практически весь оборот документов, вместе с окончательной декларацией, которая передается в органы таможни, а также с предварительным информированием о полном перечне товаров, перевозимых определенным транспортным способом. Используя цифровое декларирование, участник внешнеэкономических действий может отослать документы на любой таможенный пост при помощи электронного носителя, которому доступен Интернет. Таким методом сокращается степень непосредственного контакта между подающим декларацию и инспектором, а защищенный канал для связи вместе с электронной подписью обеспечивают безопасность переданной достоверной информации [2]. Документы с сопутствующей декларацией архивируются, что в дальнейшем ускоряет перепроверку переданной информации и прохождение товара через таможню.

  • Во-вторых, это предварительное информирование для получения органами таможни сведений о том, какие товары планируется перемещать через границу, чтобы оценить риски и принять решения о мерах таможенного контроля еще до прибытия этих товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

Мы считаем, что заранее проведенное информирование особенно необходимо для действий, связанных с декларированием, предупреждением о прибытии товаров к территории ЕАЭС, либо размещением на хранение. Главную роль здесь играет снижение длительности нахождения транспорта и товаров на пропускном пункте; заметное снижение времени, потраченного на выполнение торговых операций; и, вследствие этого, увеличение оборота товаров.

  • В-третьих, автовыпуск деклараций, автоматизация процедуры их регистрации.

Отметим, что такая возможность отражена в ст. 82 ТК ЕАЭС, в которой говорится, что ряд таможенных операций может выполняться информационными операционными системами таможни, не задействуя напрямую должностные лица. Немалым преимуществом этого считается уменьшение количества времени - тех стандартных 20-ти секунд, затрачиваемых обычно на проведение декларирования. Второе преимущество – возможность производить определенные действия без участия инспектора, к примеру, выпускать товары для экспорта либо внутреннего потребления.

  • Среди других используемых информационных технологий: удаленный выпуск товаров; работа с согласованиями и разрешительной документацией; проведение таможенных платежей.

Следовательно, использование новых цифровых технологий на таможне является явной причиной уменьшения длительности хода таможенного контроля и различных операций.

Предварительное информирование при помощи цифровых инфоресурсов способствует правильному принятию решений, касающихся выполнения тех или иных операций. Авторегистрация деклараций и декларирование электронным способом заметно ускоряют оформление товаров, увеличивая тем самым их оборот. Кроме того, эти технологии уменьшают трудоемкость деятельности должностных лиц таможни, делают быстрее поступления платежей оттуда в госбюджет и понижают влияние различных субъективно-личностных факторов на процесс проведения таможенного контроля и других этапов оформления товаров. 

Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/71652992/ (дата обращения: 03.03.2023).
  2. Логинова Н.А. Траектория развития цифровых технологий в таможенных органах Российской Федерации // Научный журнал «Управленческий учет». № 7. 2021. С. 341- 346.
  3. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс] Точка доступа: https://costoms.gov.ru (дата обращения: 03.03.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: