УДК 311.4

Статистический обзор продаж мебели в Российской Федерации

Казакова Алена Викторовна – студентка факультета Экономики и менеджмента Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Федина Вера Владимировна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджменты Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В данной статье дана оценка мебельному рынку в Российской Федерации за период 2017-2021 гг. Рассмотрены основные тенденции на российском рынке мебели, выявлены проблемы.

Ключевые слова: мебельный рынок, спрос, продажи, товарооборот, конкуренция, внутреннее производство, импорт.

В настоящее время, как мировой, так и российский рынок мебели развивается довольно активно. За последние несколько лет он претерпел немало изменений. Консолидация национальных рынков и расширение производства мебели устанавливают на современном этапе существенные сдвиги, как в динамике, так и в структуре международной торговли данной продукцией.
Миланским Центром промышленных исследований SHIL был проведен анализ мирового рынка мебельной продукции, который показал, что объем мебельного рынка достиг почти 500 млрд. долларов.

Миланским Центром промышленных исследований SHIL был проведен анализ мирового рынка мебельной продукции, который показал, что объем мебельного рынка достиг почти 500 млрд. долларов.

1

Рисунок 1. Объемы мирового потребления мебели.

Лидером этого глобального рынка является Азиатско-Тихоокеанский регион, в который входит 1/3 всех мировых производителей. По объемам производства Китай занимает здесь первое место – в нем сконцентрировано почти 40% производителей, представленных в странах Европейского союза. В объемах мирового производства потребления мебельной продукции Россия занимает незначительное место, доля отечественной мебели в мировом объеме сегодня составляет лишь 0,63% (рисунок 1).

В России торговля мебелью является одним из наиболее развитых секторов экономики. По данным BusinesStat, за 2017-2021 гг внутреннее производство мебели в России выросло с 174,5 млрд.руб до 263,1 млрд.руб , прирост составил 50,7 %. Это является положительной тенденцией и говорит о том, что спрос на отечественную продукцию с каждым годом растет. В то же время мы видим, что и импорт мебели растет с каждым годом, прирост за 2017-2021 гг. составил 60,2 млрд.руб. В общем объеме товарооборота мебели в России собственное производство превышает импорт в 2-3 раза в течение всего рассматриваемого периода (рисунок 2).

2

Рисунок 2. Сравнение производства и импорта мебели в России за 2017-2021 гг. [1]

В 2020 году несмотря на пандемию COVID-19, многие компании успешно продолжали свою деятельность и даже увеличили объемы продаж. Одним из факторов роста стала увеличившаяся потребность в домашней мебели из-за того, что большое количество населения стало проводить больше времени дома.

По данным Росстата большинство российских мебельных заводов и фабрик расположены в Центральном федеральном округе, Приволжском федеральном округе и Северо-Западном федеральном округе — на их долю приходится почти 80% общего объема выпуска. Производители Москвы и Московской области поставили на рынок около 15% мебельной продукции, Санкт-Петербурга и области — чуть меньше 5% (рисунок 3).

3

Рисунок 3. Структура производства мебели в России по федеральным округа. [2]

Немаловажным фактором роста спроса на отечественную мебель в 2021 году стали меры правового регулирования этого рынка - постановление Правительства Российской Федерации No616 от 30.04.2020 и No2013 от 03.12.2020. Эти документы регулируют порядок закупок мебели государственными и муниципальными учреждениями, госкомпаниями и корпорациями. Таким образом крупнейшие государственные заказчики оказались ограничены в возможностях приобретения мебели импортного производства, что подтолкнуло их обратить внимание на продукцию отечественных предприятий. Еще одним фактором роста спроса на мебельную продукции является рост строительства жилищного фонда.

На рисунке 4 представлена структура продаж мебели в России в 2021 году.

4

Рисунок 4. Структура продаж мебели в России в 2021 году. [3]

В структуре объема продаж мебели в 2021 году ключевой ассортиментной группой является мягкая мебель, объем продаж товаров данной группы составил 63,9 млрд.руб

В России есть много мебельных фабрик, которые добились успеха на рынке. Эти марки выпускают качественную и надежную мебель и постоянно радуют покупателей новинками. Лидерами в мебельной отрасли являются как крупные торговые компании, представляющие большой ассортимент товаров различных брендов, так и отдельные известные российские производители с большими объемами продаж.

Таблица 1. Топ-5 популярных магазинов мебели в России.

Магазин

Краткая характеристика

1

Hoff

Крупная российская сеть мебели и аксессуаров для дома

2

Столплит

Крупный мебельный интернет-магазин

3

Цвет Диванов


Одна из крупнейших российских сетей по продаже мягкой и корпусной мебели

4

Много Мебели

Крупный интернет-магазин мебели

5

Лазурит

Официальный интернет-магазин мебельной компании «Лазурит»

Среди основных игроков на мебельном рынке в период 2017-2021 гг. можно выделить крупные сети мебельных магазинов, такие как гипермаркеты «Hoft», интернет-магазин «Столплит», компания «Цвет Диванов», магазин «Много Мебели», компания «Лазурит». Кроме того, на рынке мебели также представлено множество малых и средних предприятий, которые предлагают более узкоспециализированные товары или услуги.

Стоит отметить, что торговля мебелью в России также сталкивается с рядом вызовов и проблем. Одной из них является высокая конкуренция на данном рынке, которая зачастую приводит к снижению цен или ухудшению качества продукции. Кроме того многие предприятия сталкиваются с проблемами в сфере логистики, особенно в удаленных и малонаселенных регионах.

Другой проблемой, связанной с развитие розничной торговли мебелью, является экологическая составляющая производства и потребления. Несмотря на растущий спрос на мебель из экологически чистых материалов, многие производители продолжают использовать вредные для здоровья и окружающей среды материалы, что может негативно сказываться на имидже и продажах компаний.

В целом, торговля мебелью в России продолжает развиваться и оставаться важным сегментом розничной торговли. Однако, для успешной конкуренции на рынке необходимо постоянное совершенствование производства, улучшение качества продукции и услуг, а так де внедрение инновационных технологий и походов к продажам и маркетингу.

Список литературы

  1. Готовые обзоры рынков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://businesstat.ru.
  2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://rosstat.gov.ru.
  3. Аналитика / Исследования рынка и опросы общественного мнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.gfk.com/ru/insights (06.05.2022)

Интересная статья? Поделись ей с другими: