УДК 339

Анализ изменений импортных цепей поставок в современных условиях

Виноградов Александр Константинович – студент Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Аннотация: В статье представлен анализ быстрой адаптации импортных цепей поставок в структуре современной внешнеэкономической деятельности, связанной с изменением модели функционирования товарооборота и трансформирования хозяйственной деятельности государства в область модернизации внутреннего производства и потребления.

Ключевые слова: импорт, участник внешнеэкономической деятельности, цепи поставок, товарооборот, внешнеэкономическая деятельность, экономические санкции.

Ведение внешнеэкономической деятельности за последние годы стало беспрецедентно проблематичным, как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для конечного потребителя товаров и услуг, в связи с активно изменяющимся курсом развития экономической политики России и некоторых иностранных государств. Подобные резкие изменения курса товарных потоков повлекли за собой ранее неочевидные сложности адаптации системы международного движения грузов, капитала и в импортном, и в экспортном направлении.

Отдельное внимание уделяется импортным цепям поставок, из-за отсутствия альтернативных производств на территории ЕАЭС и большому спросу со стороны населения государства в импортных товарах. Анализ конфигураций цепей поставок невозможен без рассмотрения специфики взаимодействия всех участков внешнеэкономической деятельности.

Во-первых, значимая проблема в мировой торговле возникла путем снижения экономического роста, следствии и экономического потенциала целого ряда стран, в отношении которых увеличилось экономическое давление, путем введения ограничительных мер проектирования логистических цепей поставок. Зачатую ограничения касаются импортного направления транспортировки грузов, экономические санкции, эмбарго и «потолок цен» на энергоресурсы выступают ярким примером подобных ограничений.

Во-вторых, ограничения импортных поставок выявили стратегические проблемы медленной адаптации фактического альтернативного производства и законодательной базы Российской Федерации к современным реалиям.

Вследствие срочных преобразований в структуре товарных потоков, изменения импортных цепей поставок остается наиболее актуальным способом поддержания экономической системы в целом, и отрасли внешнеэкономической деятельности в частности.

Изменения конфигураций импортных цепей поставок можно рассмотреть с нескольких точек зрения, одними из ключевых выступают: участники вненеэкономической деятельности, то есть юридические лица, чья деятельность непосредственно связана с оказанием международных логистических услуг и таможенного оформления грузов, и конечный потребитель товаров и услуг на территории Российской Федерации.

Несмотря на экономические риски, возникшие в результате международной экономической политики, главной целью участника внешнеэкономической деятельности, как и любого другого юридического лица, остается извлечение прибыли, то есть экономическая целесообразность функционирования организации. Именно поэтому, принцип быстрого реагирования на изменяющиеся условия ведения мировой торговли позволяет сохранить рынок импортных товаров и услуг.

За последние годы наблюдалась адаптация сферы логистики к условиям ужесточения и ограничения транспортировки грузов. Подобная адаптация приводит к изменениям товарных потоков из западных стран, на восточное направление, в обход существующих методов экономического воздействия иностранных государств.

С февраля 2022 года, в связи с резким обострением международных отношений, в значительной степени пострадала вся логистическая область, включая существующие логистические потоки, которые только начали восстанавливаться после окончания пандемии COVID-19.

Жесткие экономические ограничения международного сообщества затронули всю область внешнеэкономической деятельности и негативно сказались не только на импортных направлениях поставок, но и на затратах грузовых перевозок, численности сотрудников организаций.

Санкционные пакеты международных морских и авиационных перевозчиков сильно повлияли на условия функционирования всех существующих цепей поставок. По условиям нововведённых экономических санкций под бойкотом со стороны международных перевозчиков оказались российские порты и терминалы.

По данным Федеральной службы статистики в Российской Федерации около 50–60% морских грузоперевозок приходится на Китай, a также около 30% приходится на страны Европейского Союза.

Ежедневно ситуация стремительно меняется, однако участники ВЭД меняют карту логистических цепочек поставок, тем самым повышая уровень экономических издержек. Следует отметить, что соблюдение экономических санкции весьма затратно как для Российского участника ВЭД, так и для международного перевозчика, выразившего бойкот российских портов и грузов. В Таблице 1 приведена ситуация на 1 января 2023 года по основным морским контейнерным перевозчикам.

Таблица 1. Ситуация с работой морских перевозчиков на 1 апреля 2023 года.

Перевозчик

Порты Дальнего Востока

Новороссийский порт

Порт Санкт-Петербурга

CMA

Х

Х

Х

Продолжение Таблицы 1.

COSCO

Х

Х

+

FESCO

+

+

Х

MAERSK

Х

Х

Х

HUAXIN

+

Х

Х

JUN AN

+

Х

+

ONE LINE

Х

Х

Х

Условные обозначения: «Х» – услуга недоступна; «+» - услуга доступна

Ситуация также усугубляется наличием проблем с автомобильными и авиаперевозками. Многие Европейские и Азиатские авиаперевозчики бойкотировали авиасообщение, прежде всего это связано с соответствующим Решением Совета Европейского Союза о закрытом воздушном пространстве для Российской Федерации. Например, FedEx приостановил экспорт из России и все доставки по стране с 4 марта 2022 года. DHL временно остановили доставку грузов и документов в Россию и Беларусь и из них.

Необходимо отметить, что по состоянию на конец 2022 года бойкотировано и находится под запретом грузовое автомобильное сообщение между Российской Федерацией и Европейскими странами, в том числе и транзитное сообщение через территорию Европейского союза (искл. транзит в Калининград).

Таким образом, подведена оценка современного состояния Российских грузоперевозок по видам транспорта, представлена в Таблице 2.

Таблица 2. Оценка современного состояния Российских грузоперевозок.

Вид транспорта

Оценка состояния

Автомобильный транспорт

1)   сроки поставки увеличились в среднем в 1,5 раза,

2)   значительно увеличилась стоимость перевозки,

3)   удлинение маршрутов перевозки из-за необходимости перегрузки товаров в третьих странах.

Продолжение Таблицы 2.

Морской транспорт

1)   снижение количества морских перевозок по Северо-Западному направлению (порт Санкт-Петербург) на 70%,

2)   снижение количества морских перевозок по Южному направлению (порт Новороссийск, порт Туапсе) на 40%,

3)   увеличение сроков фрахта, перетарки.

Авиатранспорт

1)   закрытие воздушного пространства всех Европейских государств,

2)   увеличение сроков доставки товаров в среднем в 2 раза, связи с изменением цепей поставок,

3)   увеличение более, чем в 5 раз экономических издержек, рисков.

Оценка ситуации в Таблице 2 раскрывают основные проблемы, которые напрямую указывают на необходимость адаптации импортных цепей поставок к современным реалиям международной транспортировки грузов.

В среднесрочной перспективе одним из наиболее эффективных методов обхода существующих экономических ограничений является удлинение уже функционирующих цепей поставок. Например, ведение торговых отношений с Европейским Союзом с помощью введения бизнес-моделей, предполагающих подрядчиков аутсорсинговых услуг на территории третьих стран. Тем самым на карте логистических маршрутов появляются новые промежуточные точки, в 2022 году такими точками могли выступать: Турецкая Республика, Республика Казахстан, Республика Беларусь и т.д.

Однако, в случае постоянного ухудшения общемировой экономической ситуации, необходимы изменения в корневой структуре логистической деятельности, то есть следует менять маршруты перевозок на постоянной основе, внедрять новые звенья в логистических цепях поставок. Развитие логистических систем в России будет направлено на внутренний рынок, на восточные страны, что создаст возможность укрепить внутренние поставки, проложить новые маршруты.

Список литературы

  1. Резников С. Эволюционные особенности развития цепей создания добавленной стоимости: сравнительный анализ // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2015. – № 2 (50).
  2. Рынок и социальные проблемы: Восток – Россия: сб. ст. – М. : ИВ РАН, Центр стратегической конъюнктуры, 2013.
  3. Сибрук Дж. Мировая бедность: пер. с англ. – М. : Книговек, 2018.

Интересная статья? Поделись ей с другими: