УДК 33

Инструменты противодействия теневой экономики в России

Сунь Хэчэнь – абитуриент магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В работе дается оценка теневой экономики в России и мире. Называются основные инструменты противодействия теневой экономики. Определяются основные проблемы, связанные с теневой экономики, предлагаются варианты их решения.

Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, инструменты противодействия, денежное регулирование, налоговое регулирование, неформальный сектор занятости.

В соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. [1], среди угроз экономической безопасности России названо сохранение значительной доли теневой экономики, при этом борьба с теневой экономикой является одной из наиболее значимых задач Правительства РФ. Под теневой экономикой понимаются экономические операции, которые не учитываются официальной статистикой. К теневой экономике относится как деятельность, которая является незаконной по своей природе (например, торговля контрабандой, наркотическими препаратами и т.д.), так и легальная, но неучтенная экономическая деятельность (например, сокрытие доходов, неофициальное трудоустройство и т.д.).

Теневая экономика оказывает сильное влияние на экономику страны. Прежде всего это связано с тем, что федеральный и региональный бюджеты недополучают налоговые доходы от компаний и людей, скрывающих осуществление экономической деятельности. Это, в свою очередь, оказывает влияние на общество, сокращая финансирование основных услуг, таких как здравоохранение, образование, транспорт и др.

Как экономическое явление теневая экономика существует во всех странах. Измерение теневой экономики, затруднено, поскольку требует оценки экономической деятельности, намеренно скрытой от официальной статистики, но в настоящее время исследователи способны оценить приблизительный уровень теневой экономики с помощью эконометрических методов. Так, теневая экономика составляет примерно 10% ВВП Великобритании; около 14% в странах Северной Европы и около 20–30% во многих странах Южной Европы [2]. В соответствии с исследованием Международного валютного фонда, проведенным в 2018 году, среднее значение размера теневой экономики по всем странам составило 31,9%. Странами с тремя крупнейшими теневыми экономиками были Зимбабве (60,6%), Боливия (62,3%) и Грузия (64,9%). Тремя наименьшими теневыми экономиками были Австрия (8,9%), США (8,3%) и Швейцария (7,2%). [3]

В Российской Федерации по данным Росстата за 2019-2021 гг. теневая экономика находилась на уровне 17-18% от ВВП страны, причем наблюдается заметное сокращение теневой экономики по сравнению с уровнем 2015-2016 гг. (рис.1) [4]

1

Рисунок 1. Уровень теневой экономики РФ, % к ВВП.

Можно отметить, что самый высокий уровень теневой экономики зафиксирован в 2016 году, на уровне 28,3% к ВВП. По мнению О. И. Крушинской и А. Н. Шмаковой, это связано с тем, что «в 2016 году экономика нашей страны выходила из состояния спада производства, а также наблюдалось замедление темпов экономического роста» [5].

Таким образом, в России наблюдается относительно низкий уровень теневой экономики. Снижение уровня теневой экономики говорит о том, что государство принимает достаточно эффективные меры борьбы с ней. И, действительно, на протяжении последних лет государство активно борется с теневой экономикой. Основными эффективными инструментами противодействия теневой экономики являются:

  • законодательное закрепление требований по установке терминалов, осуществлению безналичных расчетов в секторах с высоким риском ухода в «тень»;
  • цифровизация и автоматизация существенно повысили качество, оперативность налогового контроля;
  • эффективность борьбы с контрабандой обеспечивается в том числе спутниковой навигацией, диспетчированием грузов с помощью систем ГЛОНАСС, GPS, Галилео;
  • на снижение объема теневых операций во внешнеторговой деятельности влияет использование специальных голографических маркировок, радиодатчиков в системе ГЛОНАСС и др. [6]

Одной из проблем, которая тормозит борьбу правительства с теневой экономикой в России, является высокий уровень занятости людей в неформальном секторе, который составляет около 20% от общего числа занятых (рис.2) [4].

2

Рисунок 2. Уровень занятости населения в неформальном секторе, % от общего числа занятых.

Соответственно, необходимо обеспечить вывод населения из теневой экономики. По мнению М.М. Балога это можно осуществить с помощью снижения налоговой нагрузки с самозанятых [7]. Снижение налогового бремени, вероятно, приведет к сокращению объемов теневой экономики, так как при более лояльных налоговых ставках, люди, занятые в теневом секторе, будут с большей вероятностью регистрировать доходы.

Другим инструментом вывода населения из теневого сектора экономики можно назвать стимулирование самозанятых и предпринимателей регистрировать свою деятельность. Данный метод включает в себя:

  • освобождение от штрафов и ранее неуплаченных налогов на незарегистрированные доходы при оформлении регистрации;
  • предоставление ограниченных налоговых убежищ для мелкомасштабной неформальной деятельности, такой как предоставление процентных ссуд родственникам и друзьям;
  • предоставление предприятиям возможности формализоваться с использованием простых готовых моделей.

Такая политика была успешной в других странах, в том числе в Великобритании, с высоким соотношением выгод и затрат [2].

Таким образом, Россия активно борется с теневой экономикой, используя различные инструменты, такие как денежное и налоговое регулирование, применение информационных систем и новых технологий. В целом отмечается положительная динамика в сокращении объемов теневой экономики. Однако все еще сохраняется проблема занятости населения в неформальном секторе. Для решения данной проблемы предлагается снижение налоговой нагрузки и создание более комфортных условий для оформления бизнеса.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
  2. Шнайдер Ф. и Уильямс К. Теневая экономика [Электронный ресурс] URL: https://iea.org.uk/publications/research/the-shadow-economy (дата обращения: 16.02.2023).
  3. Теневые экономики по всему миру: чему мы научились за последние 20 лет? // сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс] URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2018/01/25/Shadow-Economies-Around-the-World-What-Did-We-Learn-Over-the-Last-20-Years-45583 (дата обращения: 16.02.2023).
  4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 16.02.2023).
  5. Крушинская О.И., Шмакова А.Н. Теневая экономика России в цифрах // Молодая наука Сибири. – 2021. – No 1(11) 2021 [Электронный ресурс] URL: https://mnv.irgups.ru/sites/default/files/articles_pdf_files/krushinskaya_shmakova.pdf (дата обращения: 16.02.2023).
  6. Алешникова В.И., Бурцева Т.А. Инструменты противодействия теневой экономике в регионах России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. -2019, №4, с. 28-34.
  7. Балог М.М. Механизм противодействия теневой экономике в регионах России // Вестник Псковского государственного университета-2019, №9, с.13-19.

Интересная статья? Поделись ей с другими: