УДК 658
Социальные аспекты управления фитнес-компаниями в оценках сотрудников ООО «Спорт-Форум» (результаты эмпирического исследования)
Чемова Юлия Павловна – cтудентка магистратуры факультета политических и социальных наук кафедры социологии, этнографии и социометрии Российского государственного социального университета
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования "Социальные аспекты управления фитнес-компаниями в оценках сотрудников ООО "Спорт-Форум", проведенного методом анонимного анкетирования, а также выводы, сделанные по результатам исследования, содержащего ключевые социальные аспекты управления фитнес-компаниями.
Ключевые слова: социальный аспект, социальный аспект управления, социальная система, социальное управление.
Методы воздействия социального управления и социологические методы, имеют большое значение при работе с персоналом и призваны воздействовать на конкретного сотрудника компании, персонифицированы и индивидуальны.
Социальные аспекты управления занимают важное место в общей системе управления предприятием, поскольку оказывают не только воздействие внешнее (на социум), но и воздействие внутреннее (например, удовлетворенность сотрудников условиями труда), что влияет на эффективность работы предприятия в целом. Зачастую данный факт не учитывается управленцами, которые пренебрегают созданием и развитием мероприятий, повышающих степень социального эффекта управления организацией, что снижает эффективность ее работы.
С целью выявления социальных эффектов, а также результативности применения методов социального управления, было проведено анонимное анкетирование среди сотрудников ООО «Спорт-Форум» (сеть фитнес-клубов World Class).
- В анкетировании приняло участие 150 человек ООО Спорт-Форум (сеть фитнес-клубов WorldClass);
- Средний возраст сотрудников отдела составляет 30 лет;
- Мужчин – 3 (19%), женщин – 13 (81%);
- 50% респондентов сотрудники клубов WorldClass Премиум класса, 30% респондентов сотрудники клубов WorldClass Эконом класса, 20% респондентов сотрудники клубов WorldClass Люкс класса;
- 35% респондентов – сотрудники отделов продаж, 30% респондентов – сотрудники фитнес – департамента, 30% респондентов – сотрудники сервисных отделов, 5% респондентов занимают должности управляющих клубов.
- 25% респондентов из всех опрошенных занимают руководящие должности и имеют сотрудников в подчинении;
Ответы на вопросы распределились следующим образом:
- Как долго вы работаете в компании?
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Как долго вы работаете в компании?».
Данные говорят о стабильности работы сотрудников в ООО «Спорт-Форум» (сеть фитнес-клубов WorldClass), о низком уровне текучести кадров. В то же время большинство работников еще не достигли психологической усталости при работе на одном месте более 3 лет.
- Двигались ли Вы вверх по карьерной лестнице на текущем месте работы?
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Двигались ли Вы вверх по карьерной лестнице на текущем месте работы?».
Данные говорят о том, что в компании World Class существует карьерный рост, 50% сотрудников хотя бы раз, но проходили на повышение в должности, что является достаточно высоким показателем.
- Подходит ли лично Вам следующее утверждение: «Я получаю заработную плату, соответствующую моим опыту и квалификации»?
Рисунок 3. Подходит ли лично Вам следующее утверждение: «Я получаю заработную плату, соответствующую моим опыту и квалификации»?
Данные говорят о том, что 75% респондентов оценивают свою зарплату, как подходящую их уровню и квалификации, что является высоким показателем и характеризует компанию, как организацию с оправданной и высокой оплатой труда.
- Подходит ли лично Вам следующее утверждение: «Я могу развиваться, расти профессионально»?
Рисунок 4. Подходит ли лично Вам следующее утверждение: «Я могу развиваться, расти профессионально»?
Данные говорят о том, что 66% респондентов считают, что могут расти и развиваться в компании, то есть сотрудники видят в компании возможности карьерного роста и приобретают больше стимула и мотивации к работе.
- Подходит ли лично Вам следующее утверждение: «Я чувствую, компания поддерживает и защищает меня и мою семью»?
Рисунок 5. Подходит ли лично Вам следующее утверждение: «Я чувствую, компания поддерживает и защищает меня и мою семью»?
Данные
говорят о том, что 46% респондентов чувствуют, что компанию поддерживает и защищает их и их семья, что означает наличие основного социального пакета и закрытие такой потребности человека, как потребность в безопасности.
- Что нужно, чтобы работа стала для вас идеальной? (выбрать можно только 2 наиболее важных пункта). Ответы представлены в таблице 5.
Таблица 5. Вопрос №17 анкетирования персонала ООО «Спорт-Форум» (сеть фитнес-клубов WorldClass).
Вариант ответа |
Кол-во ответов |
% ответа |
Больше обучения |
90 |
60,0% |
Лучшие условия труда |
20 |
13,3% |
Большая зарплата |
90 |
60,0% |
Больше объединения и сплочения коллектива |
50 |
33,3% |
Другое |
||
Больше помощи от руководителя |
10 |
6,7% |
Лучшее оснащение и оборудование |
40 |
26,7 |
Больше помощи от коллег |
Большинство сотрудников указали на необходимость увеличения зарплаты и увеличение количества и качества обучения персонала. Данный факт может свидетельствовать о желании расти профессионально, работать эффективно и применять в работе современные методы и разработки.
При разработке системы мотивации необходимо просчитать возможность доплат в зависимости от знаний и умений сотрудника, поощрять обучение, а также периодически проводить аттестацию персонала.
- Как Вы оцениваете атмосферу в Вашем коллективе? (вопрос №25, представлена шкала от 1 до 9).
Рисунок 6. Как Вы оцениваете атмосферу в Вашем коллективе?
49% сотрудников высоко оценивают атмосферу в коллективе (9), еще 28% также дали высокие оценки атмосферы в коллективе (7 и 8), это говорит о здоровой атмосфере, основанной на взаимопомощи и взаимоуважении, что положительно влияет на рабочую деятельность сотрудников.
- Порекомендовали бы Вы сеть фитнес-клубов World Class (ООО «Спорт-Форум») Вашим близким друзьям или родственникам в качестве потенциального места работы?
Рисунок 7. Порекомендовали бы Вы сеть фитнес-клубов World Class (ООО «Спорт-Форум») Вашим близким друзьям или родственникам в качестве потенциального места работы?
51% респондентов порекомендовали бы сеть фитнес-клубов World Class (ООО «Спорт-Форум») своим близким друзьям или родственникам в качестве потенциального места работы, данный результат также свидетельствует об их удовлетворенности условиями и оплатой труда.
Таким образом, были выделены следующие социальные аспекты: наличие возможности продвижения по карьерной лестнице, уровень удовлетворенности работой, степень удовлетворенности заработной платой, наличие социального пакета, качество взаимодействия между сотрудниками и управленцами. Результаты проведенного анонимного анкетирования среди сотрудников компании ООО «Спорт-Форум» (сеть фитнес-клубов WorldClass), в целом, показали достаточно высокий уровень социального эффекта управления в компании.
Список литературы
- Агеев А., Грачев М. Организационная культура современной корпорации // Мировая экономика и международные отношения. –2006. – №6. – С. 47-52.
- Асеев В.Г. Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. – М.: Профиздат, 1984, 136 с.
- Алашеев С. Неформальные отношения в процессе производства: взгляд изнутри // Социологические исследования. – 1995. – № 2. – С. 12-19.
- Белозерова С.М. Социальная политика в сфере труда. – М., 1995, 125 с.
- Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. – М.: Высшая школа, 1989, 125 с.
- Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М.: Финансы и статистика, 2001, 189 с.
- Давидюк Е.П. Корпоративная культура – важнейшая составляющая успех коммерческих организаций сферы фитнес-услуг // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 10. – С. 79 – 85.
- Романова М.В. Значение управленческого персонала в деятельности фитнес-клуба // В сборнике теория и практика управления персоналом / под ред. Л.С. Шепелева. – М., 2017. С. 157 – 164.
- Свириденко Ю.П. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / в 4 т. М., 2010, 376 с.
- Сковорода И.А, Повышение эффективности работы фитнес-клуба // Молодой ученый. – 2018. – № 8. – С. 71 – 76.
- Смирнов С.И. Исследования некоторых критериев сферы фитнес-услуг // Учены записки университета П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 10. – С. 170 – 173.
- Официальный сайт сети фитнес-клубов WorldClass (ООО «Спорт- Форум»). Режим доступа: //https://www.worldclass.ru.