УДК 159.923.2:316.356.2

Социально-психологическая характеристика брака

Кубекова Алия Салаватовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики Астраханского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Маманбоева Сетора Дилмурод кизи – студентка факультета Иностранных языков Ташкентского государственного университета им. Низами.

Аннотация: В статье проведен анализ социально-психологической характеристики брака. Анализируются четыре системы брачных отношений: групповой брак, полигиния, полиандрия, моногамия.

Ключевые слова: семья, брак, брачные отношения, моногамия, брачный союз, супружеская пара.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству [1].

Иначе понятие «брак» звучит так: «брак - это особый, общественный институт, исторически обусловленная и регулируемая обществом форма отношений между полами, и прежде всего юридическая форма». Целью брака всегда считалось создание семьи. Брак позволяет определить права и обязанности между мужчиной и женщиной, и их детьми [3; 4].

За все время развития общества были сформированы и показаны четыре формы брачного союза, а именно:

  • форма группового брака, в котором брак между несколькими мужчинами и женщинами (отмечался в первобытном обществе);
  • полигиния – форма брачного союза между одним мужчиной и несколькими женщинами (распространен у скотоводов-кочевников);
  • полиандрия – форма брака, при котором только одна женщина и несколько мужчин (отмечался у народов Индокитая);
  • моногамия – самая распространённая форма брачного союзу между одним мужчиной и одной женщиной (преобладающая форма брака у земледельческих народов) [2].

Моногамия отмечается в двух видах, а именно: легко разводимая, а также пожизненная. Выделяется также неполная семья (один родитель с детьми) тогда встречалась редко.

По обычаям после заключения брачного союза классифицируются на: эндогамные и экзогамные. При эндогамном браке может выбираться только член данной группы, к которой он сам относится. А при экзогамном браке брачный партнер выбирается в другой социальной группе.

В качестве критериев для классификации брачного союза выделяют неравенство супругов. При неравном брачном союзе подразумевается, что брачные партнеры могут отличаться по внешнему критерию: социальный статус, значительная разница в возрасте, финансовое положение.

Для статусного брака понимается приоритет при выборе брачного партнера, который непосредственно занимает одни из самых высоких положений в иерархии в социуме. Исходя из этого появилось понятие «неравный брак». Кроме того, в кастовых, сословных и частично классовых социальных институтах могли запрещать подобные брачные союзы, поскольку они нарушали социальную иерархию.

Другими словами, это возврат к принципу к эндогамному типу брака, позволяющий регистрировать брачный союз только в рамках своей социальной группы (род, сословие, каста).

Ведущей характеристикой открытого брачного союза является согласованный договор о личной жизни брачных партнеров. Главная цель при открытом браке является достижение открытости между брачными партнерами, показатель самовыражения, показатель толерантности. Данный вид брака является новым явлением, поскольку при таком виде брака устанавливается право на измену.

При гомосексуальном брачном союзе фиксируется однополая любовь, то есть отношения и сексуальное влечение между мужчиной и мужчиной или союз между женщиной и женщиной. Однако, проблемы, которые могут возникать в гомосексуальных союзах те же, что и встречаются в гетеросексуальных союзах, а именно: несогласованность в ролевом поведении и установках партнеров, факты измены, отсутствие доверия. К примеру, в Дании подобные гомосексуальные браки считают семьей, причем официально такой брак зарегистрирован.

Кроме психологических существуют социально-экономические причины, порождающие вариант незарегистрированного сожительства: жилищные проблемы, возможность получения детского пособия в качестве матери-одиночки и прочие. Отмечается также сознательно бездетный брак, когда супруги не хотят иметь детей. На подобные семьи могут оказывать сильно социальное давление, они могут сталкиваться с негативизмом и осуждение, особенно, могут страдать женщины. Другими словами, по мнению психологической науки данное мнение относительно бездетности имеет основание, поскольку это выбор обоюдный, сделан сознательно, в зрелом возрасте, и при этом есть готовность нести за него ответственность.

Список литературы

  1. Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер – да здравствует брак! / А. Гуггенбюль-Крейг; Пер. с нем. О. А. Коваль. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 114 [1] с.
  2. Обозов, Н.Н., Обозова, А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. – Т. 3. / Обозов, Н.Н., Обозова, А.Н. – Изд-во Мысль. 1998. – № 2. – 150 с.
  3. Сергеева М.А. Привязанность к родителям и особенности взаимоотношений с супругом у женщин // В сборнике: Психологическое и педагогическое сопровождение студентов вуза в современном социокультурном пространстве. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Посвящается 100-летию образования «Астраханского государственного медицинского университета». 2018. С. 193-197.
  4. Сергеева М.А., Швец А.Г. Детско-родительские отношения у девушек с высокой готовностью к материнству // В сборнике: Психологическое и педагогическое сопровождение студентов вуза в современном социокультурном пространстве. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Посвящается 100-летию образования «Астраханского государственного медицинского университета». 2018. С. 197-200.

Интересная статья? Поделись ей с другими: