УДК 75
Творчество Макса Эрнста
Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.
Аннотация: Макс Эрнст родился 2 апреля 1891 года в Брюле под Кельном. Его отец был учителем рисования в школе для глухонемых в Кельне. Эрнст рос с восемью братьями и сестрами в среде низшего среднего класса. Именно отец научил его рисовать в раннем возрасте. Эрнст посещал муниципальную гимназию в Брюле. После окончания средней школы он начал изучать историю искусств в Боннском университете в 1909 году. Позже он расширил свои исследования до философии и психологии. Во время учебы в психиатрической клинике он был очарован искусством душевнобольных, поэтому он снова начал рисовать.
Ключевые слова: Эрнст, художник, искусство.
Макса Эрнста особенно интересовали художники Гойя (1746-1828), Эдуард Мане (1832-1883), Василий Кандинский (1866-1944). В Бонне в 1910 году он познакомился с художником и экспрессионистом Августом Макке (1887-1914).
Два года спустя Эрнст присоединился к группе художников "Молодой Рейнланд" и впервые принял участие со своими картинами в боннской выставке "Rheinische Expressionisten" (Рейнские экспрессионисты). Здесь он познакомился с художниками Хансом Арп (1887-1966) и Робертом Делауней (1885-1941). Год спустя он представил свои картины в галерее "Штурм" в Берлине. Попутно он писал художественные и театральные рецензии.
В августе 1914 года Эрнст записался добровольцем в армию. Во время Первой мировой войны он служил во Франции и Польше. Там он получил тяжелые ранения (1917). Во время отпуска с фронта он познакомился с художниками Георгом Грошем (1893-1959) и Вилендом Герцфельде (1896-1988). В 1917 году он участвовал во второй выставке "Штурм" в цюрихской галерее "Дада".
Рисунок 1. Макс Эрнст.
После службы в армии Эрнст вернулся в Кельн и в 1918 году женился на Луизе Штраус. От этого брака родился его сын Ханс-Ульрих (1920), который позже стал известен в США как художник-сюрреалист под именем JIMMY ERNST. Брак был расторгнут в 1926 году.
После войны Эонст придерживался мнения, что традиционный стиль искусства уже не отвечает современным требованиям. Поэтому в 1919 году в Кельне вместе с Хансом Арп он основал немецкую дадаистскую группу "Zentrale W/3", в которую входила и его жена. Он был очень впечатлен новым художественным стилем "дадаизм и сюрреализм". То "второе сознательное ребячество", которое также послужило основой для его художественных произведений.
Эрнст открыл для себя технику коллажа в 1920 году, когда ему случайно попался на глаза каталог одного кельнского учебного заведения. Экспериментируя с различными материалами, он создал первые коллажи Дада. Лучшими из этих работ считаются сюрреалистические романы-коллажи "Женщина со ста головами" ("La femme 100 tetes", 1929) и "Une Semaine de bonté, ou les sept élements capitaux" ("Белая неделя", 1934).
Художник Джорджио де Чирико (1888-1978) оказал большое влияние на картины, созданные им в этот период, такие как "Слон", "Целебес" или "Двум детям угрожает соловей".
Помимо живописи, Эрнст также попробовал себя в качестве актера в 1920 году в сюрреалистическом фильме "Làge dòr" в роли вождя разбойников.
Список литературы
- Акунин, Б. Турецкий гамбит : роман / Б. Акунин. - Москва : Захаров, 2002. - 221 с. - (Новый детектив). - ISBN 5-8159-0097-4.
- Вирмо, А. Мэтры мирового сюрреализма : компактэнциклопедия / А. Вирмо, О. Вирмо ; пер. с фр. Т. Б. Евдокимовой [и др.]. - Санкт-Петербург : Академический проект, - 1996. - 278 с. : ил. - ISSN 5-7331-0071-0.