УДК 930.85

Этнографическая коллекция Касимовского историко-культурного музея-заповедника: женский костюм и головные уборы

Соловьева Валерия Владимировна – кандидат исторических наук, доцент Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Архипова Елена Александровна – студентка Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: Статья посвящена вопросу состояния фондовой коллекции Касимовского историко-культурного музея-заповедника в части женского крестьянского костюма и головного убора.

Ключевые слова: фонды, народный костюм, женский крестьянский костюм, головной убор, Касимовский уезд.

В фондах Касимовского историко-культурного музея-заповедника особое место занимает этнографическая коллекция – традиционные народные костюмы, бытовавшие в Касимовском уезде.

Русский народный костюм имеет долгую и интересную историю. Традиционная одежда достаточно разнообразна, особенно женская. Каждый регион имел свои характерные элементы свойственные только этой губернии или даже уезду. Одежда всех сословий, и крестьян и дворян, не имела существенных различий в фасоне, и разнилась только материалом и отделкой. В 1700 году Петр 1 издаёт указ, который запрещает дворянам и горожанам носить старый русский костюм, и вводит моду на европейский наряд. А вот крестьяне вплоть до начала XX века так и продолжали носить традиционную одежду, тем самым сохранив её для нас.

Этнографическая коллекция начала формироваться с момента открытия музея в 1919 году. Способы поступления экспонатов были самые разные. Велась работа через просвещение, учителя уговаривали своих учеников сдавать детали старого костюма: рубахи, поневы, навершники. Или же экспонаты выменивали у населения на промтовары, так например в 1922 г. Уездный отдел народного образования (УОНО) выделяет музею 100 ситцевых платков для обмена. Фонды пополнялись и благодаря увлеченным и неравнодушным людям – Федор Дашков учитель Бетинской школы в летние каникулы обходил дальние деревни и собирал предметы крестьянского быта. В музей им было сдано более ста предметов[1, 35]. 

Русский женский традиционный костюм имеет два основных комплекса: сарафанный и поневный. Для Касимовского уезда был характерен поневный комплекс состоящий из рубахи, поневы, навершника, запоны (фартук) и головного убора (кичка/волосник и сорока). Но с развитием промышленности и «отходничества» увеличивается влияние городской моды, где входу был сарафан. Таким образом, к концу XIX века, как правило, до замужества девушки носили рубахи и сарафаны, а после свадьбы надевали поневу.

Всего элементов женского крестьянского костюма в фондах Касимовского музея – 167. Из них: рубах- 15, понев – 24, навершников – 52, сарафанов – 2, головных уборов – 66, а также 8 поясов [2].

Одним из важнейших элементов народного костюма является головной убор – это не аксессуар, которого может и не быть, это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды.

Головные уборы наших бабушек и прабабушек были не для защиты от холода и непогоды, а в первую очередь служили для социальной коммуникации. Т.е. всяк проходящий мимо, даже не знакомый лично с девушкой или женщиной, понимал каково её социальное и семейное положение.

Главным отличаем женского головного убора от девичьего заключается в том, что незамужние девушки всячески демонстрировали свое главное достоинство – длинные, густые волосы. Основной девичьей прической была коса. После замужества же женщины волосы прятали. Основными прическами были заплетенные в две косы волосы и уложенные короной вокруг головы или чуб.

Головные уборы: кичка (рогатая, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные с повойником и без), сороки, позатыльники, кокошники различной формы, повойники, волосники, платки, косынки. Нередко девичьи головные уборы становились частью женского сборного головного убора, например налобник, птичьи перья, связка и похватка.

В коллекции женских крестьянских головных уборов Касимовского историко-культурного музея-заповедника насчитывает 66 предметов: лента – 2, волосник - 16, повойник - 8, связка - 6, похватка - 21, сорока – 12, чепец – 1[3].

Из них к девичьим головным уборам относятся: лента, связка, похватка.

Соответственно к женским: волосник, повойник, сорока, чепец.

Привлекательная сила народного костюма заключается в его эстетике, функциональности, целесообразности, рациональности кроя и производительности.

Cписок литературы

  1. Мансуров А.А. Описание рукописей этнографического архива Общества исследователей Рязанского края/ сост. А.А. Мансуров, Вып. №2, Рязань- 1929 – С.35.
  2. Фонды Касимовского историко-культурного музея-заповедника. Инвентарная карточка фондового предмета рубаха – 4867, 7458, 7748, 8307, 11502; Инвентарная карточка фондового предмета пояс – 849, 4863, 5306; Инвентарная карточка фондового предмета понева – 811, 812, 814, 815, 6828/1.
  3. Фонды Касимовского историко-культурного музея-заповедника Инвентарная карточка фондового предмета женский головной убор – 875, 882, 884, 893/2, 895/1, 896/1, 897/1, 913, 914, 998, 6314/1.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail