УДК 316.77

Особенности структуры женского и мужского журналов мод

Заболотская Евгения Александровна – кандидат технических наук, доцент Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Аннотация: Данная статья посвящена сравнительному анализу структуры женского и мужского журналов мод с целью выявления особенностей их построения в зависимости от гендерной направленности. Современные журналы призваны прививать своим читателям совокупность правильных вкусов и предпочтений, а четкая структура журнала будет способствовать более эффективному выполнению этих функций.

Ключевые слова: структура журнала мод, введение, основная часть, заключение, реклама, визуальная информация.

Основная цель любого журнала заключается в формировании определенного стиля жизни у читателя и помощи в достижении успеха путем освещения различных аспектов деятельности в современной городской жизни, фокусируясь на красоте и гендерных коммуникациях [1].

Структура журнала – это его внутреннее устройство, совокупность различных статей, рубрик, иллюстраций, фотографий и рекламы. Структура обеспечивает целостность печатного издания и зависит прежде всего от аудитории журнала, то есть контингент формирует содержание глянцевых журналов и порядок расположения информации в них [2].

Структура журналов мод отличается от структуры ежедневных и еженедельных газет, а также от журналов с другой тематической направленностью и аудиторией. С целью выявления отличительных особенностей расположения и функции визуальных элементов женского и мужского журналов мод в исследовании были рассмотрены и проанализированы структуры журналов VOGUE и GQ Style.

Структура введения. В структуре введения как женского, так и мужского журнала прослеживается особая последовательность и стройность подачи информации. После рекламных блоков в начале журналов идет содержание, в котором при помощи выделения текста акцентируется внимание на наиболее интересных статьях, следующая страница – список сотрудников редакции журнала, а также всех людей, которые принимали участие в создании данных выпусков. 

Первый текстовый разворот в VOGUE – это коллаж из мини-интервью и фотографий авторов, директоров и фотографов, работавших над конкретным номером журнала. За ним следует традиционное «Письмо редактора», которое является своеобразной аннотацией к выпуску. Следующие несколько разворотов – «Выбор редактора», в этом блоке представлены подборки модной в этом сезоне одежды, новых косметических средств и несколько удачных, по мнению редактора, образов звезд в формате фотографий и иллюстраций, все это поддерживается небольшими текстовыми пояснениями, так как слова усиливают повествовательную способность изображений. Эти развороты представлены в виде гармонично закомпонованных коллажей или изобразительных полей.

Структура введения мужского журнала GQ Style несколько отличается от структуры введения VOGUE. После рекламных блоков так же идет содержание и список команды, работавшей над этим выпуском. Далее следует «Письмо редактора» и «Выбор редактора», в котором представлен коллаж из примеров наиболее важных, по мнению редактора, модных тенденций этого сезона. Только после этого идет блок «Авторы» с небольшими интервью от создателей. Завершает введение мужского журнала блок «Ориентиры». В этом блоке представлено несколько коллажей, в которых собрана одежда и аксессуары соответствующие различным стилевым направлениям. Так же как и в VOGUE рядом с товарами указан производитель, стоимость и магазин.

Анализируя введения обоих журналов можно сказать, что они схожи по своей структуре, и их основная цель – рассказать аудитории о модных новинках и веяниях, вызвать у читателя интерес ко всему номеру. На введение отводится 26% страниц в VOGUE и 25% страниц в GQ Style. 

Структура основной части. Основная часть в VOGUE, так же как и введение подразделена на тематические блоки: Выбор VOGUE, Шопинг, Культура, Красота, Мода и Сюжеты номера. В каждом блоке представлены от двух до пяти статей, объемом в два-три журнальных разворота. По названию блока можно определить тематику статей, которые в нем располагаются. 
GQ Style структура основной части более проста, она делится на два блока: "Ориентиры" и "Практика". В первом блоке - статьи, посвящённые новейшим тенденциям моды, новостям с подиумов и интервью с представителями различных модных домов; в блоке "Практика" можно найти множество разворотов с подборками одежды и аксессуаров различных стилей с указаниями цен, производителей и магазинов соответственно, там же представлено несколько фотосессии и даны рекомендации по уходу за лицом, телом и гардеробом. 

Тематика статей в обоих журналах достаточно похожа, на страницах VOGUE и GQ Style можно найти статьи, посвящённые жизни моделей или дизайнеров, репортажи о последних модных мероприятиях, советы экспертов по стилю. В конце каждого номера находится красочная статья о путешествиях.

Роль и место рекламы в структуре журналов. В VOGUE реклама занимает 30% от объема издания, а в GQ – 20%. Такое количество и расположение рекламных вставок обусловлено тем, что реклама – основной источник дохода для глянцевых журналов.

В GQ Style преобладает реклама одежды и аксессуаров. В VOGUE спектр рекламируемых товаров более разнообразен, встречается реклама одежды, аксессуаров, косметики, средств по уходу за телом, ювелирных украшений, машин, смартфонов и недвижимости.

Следует отметить что в мужском журнале реклама расположена более чётко и логично, то есть за статьёй об аксессуарах идёт реклама аксессуаров, за статьёй по уходу за лицом идёт реклама косметических средств, в то время как в женском журнале за рекламой часов может следовать красивый рекламный постер с помадой, а после статьи о неделе моды помещена реклама автомобиля. Это обусловлено гендерным различиями в восприимчивости к рекламе мужчин и женщин и особенностями концентрации внимания. 

Вид подачи визуальной информации. В наше время наиболее оптимальным видом представления информации для аудитории женских и мужских журналов мод является визуальное представление, так как оно более быстро и легко воспринимается читателями, глянцевые журналы не читают, а смотрят [3]. Поэтому главный посредник между читателем и миром моды - это фотографии, фешн - иллюстрации.

Обычно, первым делом внимание читателя привлекает красочная обложка печатного издания, выполненная при соблюдении определенных канонов и законов гармонии. В нашем случае, на первых страницах VOGUE и GQ Style расположена серия ярких рекламных фотографий и несколько надписей, которые являются заголовками статей, встречающихся на страницах этого номера.

В качестве примера можно привести обложки журналов, где акцент – фото героя номера, а остальные элементы этого художественного поля направлены на поддержание этого элемента (рис.1, а), б)).

image1 image2
 а)  б)

 Рисунок 1. Обложки журналов VOGUE и GQ Style.

Структура заключения. Заключение в мужском журнале занимает 10 страниц. Это статьи, которые анонсируют ближайшие модные события и следующий номер журнала. В женском журнале заключительная часть занимает 12 страниц, в ней расположены три раздела: светская хроника, гороскоп и один разворот под названием "траектория", посвящённый известной личности и содержащий фото коллаж и главные жизненные тезисы персонажа.

В конце заключительной части журналов, как мужского, так и женского, представлен перечень адресов магазинов, товары которых встречались в номере. То есть заключение номера журнала - это некий итог основной темы или девиза выпуска, а также превью следующего номера.

Таким образом, структуры женского и мужского журнала достаточно похожи. Основные выявленные различия заключаются в тематике рубрик и расположении рекламы. Так же в мужском журнале более плавные переходы между рубриками и более спокойный подход к подаче информации в целом. Смена тематических блоков в женском журнале несколько сумбурна, но это вовсе не оплошность редакторов, а лишь поправка на особенности женской и мужской психики.

Компоненты структур женского и мужского журналов одинаковы. Расположение таких компонентов структуры как статьи, фотосессии и фото коллажи имеет лишь незначительные отличия, которые обусловлены стилем конкретного печатного издания и являются лишь внешним дизайнерским ходом.

Все эти компоненты взаимодополняют и поддерживают друг друга, вместе они составляют целостный объект с единой концепцией и стилем журнала.

Список литературы

  1. Ромах О. В., Слепцова А. А. Содержание и структура глянцевых журналов / О. В. Ромах, А. А. Слепцова // Аналитика культурологии. - 2009. - Вып. № 14.
  2. Маккей, Дженни «Всё о журналах». — М.: Издательский дом «Университетская книга», 2008. - 338с.
  3. Костина, А.В. История. Культурология. Учебник для ВУЗов., - М., 2008. - 336с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail