УДК 338.2

Направления совершенствования складской логистической системы в ООО Маркопол КЛД Трейдинг

Цагараев Алан Русланович – студент магистратуры Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.

Малиновский Никита Андреевич – студент магистратуры Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.

Воронцов Илья Константинович – студент магистратуры Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.

Аннотация: Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с реализацией логистической функции складирования, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи и величину общих логистических издержек.[1]

Актуальность темы и нерешенность проблем определили следующую цель работы, которая заключается в разработке проекта по снижению экономических потерь путем совершенствования складской логистической системы предприятия. Данная статья посвящена совершенствованию системы логистики на предприятии ООО Маркопол КЛД Трейдинг.

Ключевые слова: логистика, склад, складирование, транспорт, перевозка грузов.

Основной проблемой существующей системы складирования ООО «Маркопол КЛД Трейдинг» в настоящий момент является высокая степень загрузки существующих складских площадей. Как показал проведенный анализ, коэффициент использования складских площадей в течение 2019-2021 гг. составлял 0,87, т. е. существующие площади заняты практически на 90%.

С учетом сложной экономической и политической обстановки в мире в самое ближайшее время предполагается увеличить запасы строительных материалов и иных непродовольственных товаров, формирующих государственный материальный резерв. [2]

Все вышесказанное обуславливает необходимость увеличения складских площадей ООО «Маркопол КЛД Трейдинг».

Рассматриваемый проект мероприятий предполагает совершенствование складской системы ООО «Маркопол КЛД Трейдинг» путем строительства нового складского комплекса.

Далее проведем обоснование месторасположения нового склада, необходимого объема складских помещений.

В первую очередь проведем обоснование месторасположения нового склада ООО «Маркопол КЛД Трейдинг».

На месторасположение нового склада данного учреждения оказывает влияние в первую очередь транспортная доступность, при этом важным элементом является наличие как автомобильных дорог, так и железнодорожных путей.

С учетом того, что основная часть грузов поставляется на склады ООО «Маркопол КЛД Трейдинг» железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом по автодороге 27 ОП РЗ 27А-003-(РЕ 1А) Калининград-Мамоново II (пос. Новосёлово), то возможными местами расположения склада являются Правдинский р-он, пос. Поддубное и Гурьевский р-он, г. Гурьевск.

В таблице 1 представлены исходные данные для выбора места размещения нового склада ООО «Маркопол КЛД Трейдинг».

Таблица 1. Сравнительный анализ предполагаемых мест размещения нового склада ООО «Маркопол КЛД Трейдинг».

Параметры

Вариант 1

Вариант 2

Расстояние до автодорог федерального (регионального) значения, км

5

0,3

Расстояние до железнодорожного пункта разгрузки, км

2,5

4,8

Наличие автодороги к месту строительства

+

+

Рыночная стоимость 1 га земельного участка, руб.

20500

15500

Далее определим оптимальный вариант размещения склада методом рейтинговой оценки. Для этого оценим каждый параметр, по пятибалльной оценке, а также определим удельный вес (значимость) каждому параметру проставляя баллы каждому поставщику по каждому критерию.

Баллы рассматриваемым участка присвоены следующим образом:

  • расстояние до автодорог федерального (регионального) значения – минус 1 балл за каждые 2 км удаленности от автодороги;
  • расстояние до железнодорожного пункта разгрузки – минус 1 балл за каждые 2 км удаленности от автодороги;
  • наличие автодороги к месту строительства – имеется (5 баллов), отсутствуют (0 баллов);
  • рыночная стоимость 1 га земельного участка – минус 1 балл за каждые 10 тыс. руб.

Значимость критерия определена следующим образом. Наиболее важным критерием для оценки эффективности строительства склада является показатель стоимости 1 га земельного участка. Поэтому данному критерию присвоено наибольшее значение – 0,4. Остальные три критерия важны в равной степени, соответственно и значение критерия у них одинаковые – по 0,2. [3]

Итоговый рейтинг рассчитывается по формуле:

,

(1)

где Зi – значимость i-го критерия;

Бi – балл i-го критерия.

Результаты рейтинговой оценки представлены в таблице 2.

Таблица 2. Рейтинговая оценка вариантов месторасположения склада ООО «Маркопол КЛД Трейдинг».

Наименование
критерия

Значимость
критерия

Вариант 1

Вариант 2

Расстояние до автодорог федерального (регионального) значения

0,2

2,5

5

Расстояние до железнодорожного пункта разгрузки

0,2

4

2,5

Наличие автодороги к месту строительства

0,2

5

5

Рыночная стоимость 1 га земельного участка

0,4

3

3,5

Итоговый рейтинг

1,0

3,5

3,9

Данные таблицы 2 позволяют сделать вывод, что наиболее оптимальным местом для строительства нового склада ООО «Маркопол КЛД Трейдинг» является Вариант 2. Эта территория имеет участок по двум параметрам:

  • расстояние до автодорог федерального (регионального значения);
  • рыночная стоимость 1 га земельного участка.

В то время, как первый предполагаемый участок для строительства имеет только одно преимущество – наименьшее расстояние до железнодорожного пункта разгрузки.

Далее проведем расчет необходимого объема нового склада. Данный расчет будет включать следующие этапы:

  • определение грузооборота склада;
  • определение среднего товарного запаса;
  • определение средней оборачиваемости товарного запаса;
  • определение общей площади зоны хранения;
  • определение общей площади вспомогательных помещений;
  • расчет общей площади склада.

Расчет величины грузооборота склада проведем по формуле:

,

(2)

где ГО – грузооборот;

ТО, товарооборот – объем продаж товаров в денежном выражении (руб.) за определенный период времени (данный показатель рассчитаем из предположения, что возможный рост оборота доходов учреждения составит 20 % от уровня 2021 года)

С – средняя стоимость 1 т товара (по данным за 2021 год данный показатель составил 1025 тыс. руб./т).

Величину среднего товарного запаса примем в размере 20 % от уровня товарных запасов ООО «Маркопол КЛД Трейдинг» на конец 2021 года:

ТЗср = 24598,8 тыс. руб. * 0,2 = 4919,8 тыс. руб.

Средний товарный запас (в тоннах) составит:

ТЗср = 4919,8 тыс. руб. / 1025 тыс. руб. = 4,8 т

Расчет средней оборачиваемости товарного запаса проведем по формуле:

,

(3)

Средняя оборачиваемость запаса на новом складе составит:

Обор = 42,7 т / 4,8 т = 8,9 раз.

Средний период оборачиваемости составит:

Поб = 365 / 8,9 = 41 день.

Площадь хранения товаров рассчитаем по формуле:

,

(4)

где Sхр – площадь, занятая непосредственно под хранимыми товарами;

ГО – прогнозируемый грузооборот склада;

ТЗср – средний товарный запас;

 Кнер – коэфициент неравномерности (по данным за 2021 год составляет 0,93);

КИП – коэффициент использования площади склада (по данным за 2021 год составляет 0,87);

Су – примерная стоимость одного кубического метра хранимого на складе товара (по данным за 2021 год составила 0,283 тыс. руб./м3);

Н – высота укладки грузов на хранение, м (примем равным 6 м);

254 – количество рабочих дней в году.

Площадь хранения товаров составит:

Общая площадь вспомогательных помещений склада составит 30 % от площади для хранения, т. е.:

Sвсп = 1228 * 0,3 = 368 кв.м.

Общая площадь нового склада ООО «Маркопол КЛД Трейдинг» составит:

Sобщ = 1228 + 368 = 1596 кв.м.

Проект строительства склада может быть представлен в виде схемы на рисунке 1.

image007

Рисунок 1. План проекта строительства склада ООО «Маркопол КЛД Трейдинг».

Рассмотрим каждый из этапов более подробно.

Проектирование – на данном этапе осуществляется формирование проектной документации.

Подготовительный этап на данном этапе осуществляется исследование участка строительства. Кроме того, на подготовительном этапе осуществляется организация бытового городка для строителей, прокладка временных инженерных сетей, прокладка кабеля.

Работы нулевого уровня – на данном этапе будут осуществлены следующие работы:

  • отрывка котлована;
  • срубка баретного бетона с колонн, и установка столиков;
  • монтаж башенного крана;
  • укладка бетонной подготовки;
  • устройство горизонтальной гидроизоляции.

Строительство надземной части.

Данный этап включает работы по строительству и установке:

  • железобетонных стен, балок, внешних и внутренних колонн;
  • лестниц и лифтовых шахт;
  • плоской кровли.

Кроме того, на данном этапе осуществляется:

  • кирпичная кладка внутренних перегородок;
  • оштукатурирование внутренних стен;
  • стяжка по сетке рабица со звукоизоляцией;
  • монтаж фасадных лесов;
  • устройство вентилируемого фасада;
  • установка подвесных потолков из гипсокартона;
  • установка наружных алюминиевых окон, дверей и витражей;
  • установка внутренних дверей, устройство полов;
  • плиточные работы (стены);
  • поставка и монтаж лифтов.

Работы по организации инженерных систем.

Данные работы включают организацию:

  • вентиляцию;
  • дымоудаление;
  • отопление;
  • тепловой пункт;
  • водопровод и канализацию;
  • автоматическое пожаротушение;
  • силовое электрооборудование;
  • освещение;
  • слабый ток.

Благоустройство территории.

В таблице 3 приведены данные для построения графика Ганта.

Таблица 3. Параметры диаграммы Ганта.

Операции

№ операции

Предшествующие работы

Продолжительность, дни

Исполнители, количество человек

Подготовительные работы

1

-

14

12

Работы нулевого цикла

2

1

117

29

Надземная часть

3

1

289

25

Инженерные системы

4

1

388

18

Благоустройство территории

5

1,2

97

10

Рабочая комиссия

6

3

30

3

Таким образом, выше осуществлено планирование проекта строительства склада ООО «Маркопол КЛД Трейдинг». Согласно приведенным расчетам, начало работ запланировано на 01.05.2022 г., срок окончания работ – 23.10.2023 г. Сдача работ будет осуществляться поэтапно.

Далее проведем расчет экономической эффективности проекта.

Список литературы

  1. Аникин, Б.А. Практикум по логистике: учеб. пособие / Б.А. Аникин. – М.: Инфра-М, 2020. – 276 с.
  2. Бауэрсокс, Д.Дж. Управление логистикой / Д.Дж. Бауэрсокс. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2020. – 410 с.
  3. Борнин, А.И. Логистика как способ повышения конкурентоспособности отечественных предприятий / А.И. Борнин // Студенческие научные исследования. – 2021. – № 4. – с. 33-39.

Интересная статья? Поделись ей с другими: