УДК 629.5

Промывка судовых систем

Сензюк Сергей Владимирович – студент магистратуры Института судостроения и морской арктической техники.

Аннотация: Загрязнения внутри судовых систем могут повлиять на правильную работу системы и даже привести к аварии. Промывка судовых систем – важная часть процесса постройки судна. Она необходима для обеспечения эффективной работы механизмов.

Ключевые слова: судовые системы, промывка, эффективность, механизмы, очистка, загрязнения.

Надежность, долговечность и работоспособность систем и механизмов, соответствие их заданным параметрам зависит от качества деталей, их сборки и отсутствия посторонних элементов внутри этих механизмов и систем. Посторонние включения в механизмах и рабочих средах внутри системы нарушают нормальное течение процессов, снижают эффективность их работы.

И если простые системы не так подвержены этому влиянию, то современные сложные системы, механизмы и приборы намного чувствительнее даже к незначительным отклонениям, поэтому требования к контролю за отсутствием посторонних включений постоянно повышаются, так как выход из строя многих судовых механизмов может привести к комплексной аварии, и даже, в случае с ЯЭУ, к катастрофе огромных масштабов, например, разрушение корпуса ядерного реактора вследствие неправильной работы систем теплоотвода.

Современное мировое судостроение заинтересовано в предотвращении подобных ситуаций, а, следовательно, поддержание чистоты рабочих сред является одной из важных и приоритетных задач, основным методом решения которой является промывка судовых систем и их отдельных частей.

Загрязнение судовых систем может быть вызвано разными причинами. Как правило, оно возникает из-за условий производства и несовершенства методов создания отдельных частей, на стадии изготовления, сборки и монтажа.

Все судовые системы разделяются на три группы очистки и на 17 классов чистоты по ГОСТ 17216-2001 с различной степенью ответственности, например, системы ВВД, гидравлики – 1 группа с самыми жесткими требованиями, 2 группа очистки – системы без дополнительной обработки и контроля, 3 группа очистки – системы без особенных требований, такие как системы забортной воды.

Самыми сложными и самыми опасными являются загрязнения, возникающие на стадии монтажа, и единственным методом борьбы с ними считается гидродинамическая промывка, которой в обязательном порядке подвергаются все системы 1 группы очистки.

Несмотря на все разработки в данной области, процесс промывки требует дальнейших исследований в части ее интенсификации для уменьшения временных затрат и увеличения ее эффективности.

Существуют различные способы повышения эффективности промывки, сокращения необходимого времени:

  • смена направления движения потока жидкости;
  • пульсация давления и расхода промывочной жидкости;
  • вибрация;
  • аэрирование потока;
  • метод ультразвуковой промывки.

Разные способы имеют различные ограничения в использовании. Например, пульсация давления и расхода сложна ввиду большой протяженности и разветвленности судовых трубопроводов, промывка со сменой направлений усложняется из-за необходимости дополнительного оборудования, ультразвуковая промывка может нарушить прочность соединений трубопроводов.

Таким образом, напрашивается вывод, что необходим поиск новых методов, которые имели бы плюсы нескольких способов, исключая их недостатки, или усовершенствование старых способов с целью сокращения временных и трудовых затрат.

Список литературы

  1. Соловьев Б.С., Константинов Е.А. Предпусковые очистки и промывки оборудования ЯЭУ. – М.:Энергоатомиздат, 1984 – 160 с.
  2. Сапожников В.М. Монтаж и испытание гидравлических систем летательных аппаратов – М.: Машиностроение, 1979 – 256с.
  3. Шумилов С.М., Ромашов Н.Н. Некоторые вопросы обеспечения чистоты судовых систем гидравлики. – Технология судостроения. – 1973, №4, С.45-49.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail