УДК 159.9

Психологическая комфортность организации: критерии и методы оценки

Шостак Екатерина Николаевна – магистр экономики, магистрант психологии Московского финансово-промышленного университета «Синергия.

Аннотация: Актуальность данной темы связана с тем, что психологической комфортности организации отводится значимое место в организационной культуре, поэтому руководителям необходимо знать факторы ее успешного формирования, критерии и методы оценки.

Ключевые слова: организационное поведение, социально-психологический климат, комфортность организации, коллектив, персонал.

Тему комфортного социально – психологического климата широко освещали отечественные психологи и социологи. Особый вклад в разработку данной темы внесли Буев Л. П., Кузьмин Е. С., Обозов Н. Н., Платонов К. К., Уледов А. К., которые определяли климат, как состояние коллективного сознания. Для Лутошкина А. Н., Русалинова А. А. климат не что иное, как эмоционально – психологическое настроение коллектива. Парыгин Б. Д. Покровский, В. А., Шепель в своих работах рассматривали климат, как взаимоотношение сотрудников, т. е. на первое место ставили межличностные отношения, В. М. Коган Л. Н., Косолапов В. В., Щербань А. Н. подчеркивали важность социально – психологического климата, как социальной и психологической совместимости.

Психологическая комфортность организации является одним из самых важных элементов организационной культуры, она оказывает положительное влияние на работоспособность членов коллектива, взаимную поддержку друг друга, формирует новые возможности и помогает добиваться высоких результатов в совместной деятельности.

В отечественной психологии можно встретить четыре основных подхода к пониманию психологической комфортности организации (Рисунок 1).[6]

1

Рисунок 1. Составляющие комфортности в коллективе.

Единого метода для определения эффективности психологической комфортности нет.

Согласно отечественной и зарубежной практике в работе с оценкой климата или комфортности организации используются едва ли не все методы социологии, психологии и социальной психологии. Но, стоит отметить, на первое место выносятся опросные методы (интервьюирование и анкетирование), специальные социально-психологические методы (социометрия, рейтинг и др.), некоторые личностные тесты, а также игровые и качественные методы (глубинные интервью, фокус-группы и т.п.). [1]

Критериями высокой оценки комфортности организации могут выступать:

  • текучесть персонала в организации в рамках 5%.
  • высококвалифицированные работники;
  • отсутствие жалоб на деятельность и стиль управления;
  • успешное прохождение аттестации всех сотрудников;
  • отсутствие нарушений по трудовой и исполнительской дисциплине;
  • отсутствие вакантных должностей;
  • ежеквартальное повышение производительности труда;
  • полная удовлетворенность работников условиями труда;
  • своевременность и полнота решений задач в соответствии с планом работы;
  • высокая степень групповой сплоченности коллектива;
  • отсутствие конфликтных ситуаций внутри коллектива.

Так, главной особенностью психологической комфортности организации выступает объединение в себе всех факторов внутриколлективной жизни (Рисунок 2) [7]

2

Рисунок 2. Факторы внутриколлективной жизни.

Положительный, здоровый социально-психологический климат способствует стремлению трудиться с желанием и высокой самоотдачей, а нездоровый, отрицательный резко снижает трудовую мотивацию. Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Так, повышение состояние социально-психологического климата – одна из ведущих задач руководителя.

Таким образом, в современных компаниях уделяется пристальное внимание созданию и поддержанию благоприятного морально-психологического климата.

Список литературы

  1. Резник, С.Д. Организационное поведение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 464 с
  2. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: учебник /А.Я. Кибанов– Москва: ИНФРА-М., 2019. – С. 295.
  3. Резник, С.Д. Организационное поведение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 464 с.
  4. Назарова, Н.Ю. Психологические особенности стилей руководства [Текст] / Н.Ю. Назарова // Общество и цивилизация. – 2015. с. 28-31.
  5. Веснин В.Р. Управление персоналом: учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2016. 240 с.
  6. Донцов А. И. Психология коллектива – М.: Издательство МГУ, 1984.
  7. Назарова, Н.Ю. Психологические особенности стилей руководства [Текст] / Н.Ю. Назарова // Общество и цивилизация. – 2015. с. 28-31.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail