УДК 159.9

Агрессия как неотъемлемая часть жизненного процесса

Ольховская Елена Сергеевна – студент дополнительного образования Московского института психоанализа; психолог частной практика.

Аннотация: Цель – исследование агрессии, ее природы, запретов, биологической и социальной функции, также последствия ее фрустрации. Научная новизна заключается в рассмотрении агрессии как неотъемлемого феномена жизни, необходимого условия для развития и личности. В результате определено, что принятие биологической агрессии, ее исследование, способность к определению потребность какого рода она обслуживает и адекватный способ взаимодействия с ней способствует формированию гармоничного существования.

Ключевые слова: агрессия, влечение, инстинкт, потребность.

Агрессия как одна из тем, которой уделяется большое внимание, особенно в изучении ее деструктивности, в данной статье я хочу рассмотреть агрессивность современного человека, ее источник, значение, способы приспособления.

Мнение на тему агрессивности, ее истоков ведутся давно, особое внимание уделял З. Фрейд. В своих трудах он рассматривал агрессию как инстинкт к смерти, как противопоставление самой жизни и дал название Танатос. (Танатос согласно греческой мифологии это Бог смерти.) Родоначальник психоанализа объяснял данный феномен тем, что все живое произошло от неживого, следовательно, стремление к смерти, к саморазрушению возникло как стремление к исходному состоянию и агрессия как главенствующая сила этого процесса. Человеческая природа заключает в себе внутриличностный конфликт между тягой жизни через инстинкты самосохранения, сексуальности и влечением к смерти. Позднее психоаналитики пришли к выводу, что человеческая жизнь имеет только направление вперед и подвергли изменению эту дуалистическую теорию конфликта. По их мнению агрессия является скорее эффектом жизни, сексуальности и инстинктом самосохранения. Швейцарский психоаналитик Корделия Шмидт-Хеллерау предлагает рассмотреть, что влечение к смерти является не активным действием, а скорее забвением, остановкой и так вносит некий баланс в организмическую жизнь. Она предлагает назвать теорию влечения Либидо и Лета, ссылаясь на мифологический аспект Либидо – в переводе с греческого как половой инстинкт, тем самым является олицетворением продолжения жизни, а Лета – переводится как забвение, упоминается в древнегреческой мифологии как река, протекающая в подземном царстве Бога Смерти Аида и является местом где все забывается, время останавливается, перестаёт существовать.

Основная теория психоанализа, на которую и по сей день опираются многие школы – теория психосескуального развития, также упоминает об агрессии, как неотъемлемой части развития в разных ее проявлениях на каждой стадии. В младенческом возрасте, на оральной стадии, возникает дентальная агрессия – ребенок начинает кусать, брать своё, требуя молоко как жизненную энергию, далее на анальной стадии агрессия проявляется как манипулирование, проявление требовательности, на фаллической фазе возникает агрессия к однополому родителю. То есть агрессия как источник энергии и импульс к развитию, к устремлению вперед, изучению окружающего мира и новым взаимодействиям. Также, опираясь на теорию эволюции и нашему животному происхождению, агрессия – это величайшая сила, сохранившая жизнь, надежно включающаяся в опасной обстановке – является инстинктом самосохранения и дающая возможность защищаться, добывать еду, отвоевать место под солнцем, формирует половое влечение, что является основой продолжения рода.

Как бы человечеству не хотелось открещиваться от животных и чтить великую силу сознания, агрессия – это данность, которая выполняет важнейшую функцию повседневной жизни и придание окраски как положительное и отрицательное не приводит к какому-то решению, а скорее уводит, вероятно от нежелания принять ее присутствие, ее важнейшую составляющую в повседневности.

Опираясь на труд Конрада Лоуэна американского этолога, философа, можно углубиться в понимание агрессии, как нечто неотъемлемое жизни животного мира, к которому несомненно относится человек. Зачем нужна агрессия льву, пауку, белке? Невзирая на очевидную разность примера их всех объединяет одно – жажда жизни, которая проявляется через нахождение пищи, защиту от нападения, размножение. У человека, она выполняет те же функции, хотя окружающий мир наш несомненно отличен от представителей фауны, что также влечёт за собой особые последствия. Наличие животной агрессии, которая часто является спонтанной нужно еще как-то уместить в привычный уклад и ни в коем случае не через игнорирование, ведь энергия, выделившаяся в виде злости не исчезает бесследно, а требует выхода, учитывая социальные нормы, важно найти способ работы с ней.

Ф. Перлз придаёт большое значение агрессии и часто упоминает, что человечество страдает от подавленной агрессии и начинает ее преобразовывать в роли жертвы или преследователя, таким образом биологическая агрессия становится параноидальной. Неприемлемость злости, социальный запрет не способствуют развитию, не помогают зачать ребёнка и добыть еду. То есть, основная опасность для человечества не сама агрессия, а ее нераспознанная, измененная, запретная форма. Агрессия проявляется в основе любого инстинкта, без агрессии невозможно ни одно действие, каждый этап развития сопровождается новыми ее оттенками и если ее ретрофлексировать, то не выйдет контакта, на этом этапе произойдет остановка.

Как гласит парадоксальная теория изменения Бейссера: «Изменения происходят, когда человек становится тем, кто он есть, а не ставится кем-то другим». То есть принятие своего животного происхождения способствует уменьшению напряжения в сдерживания ее, появляется возможность рассмотреть ее, почему она появилась и какую потребность обслуживает.

Особое внимание агрессии уделяет Франц Александер, психоаналитик, рассматривающий влияние эмоционального фона на соматику. «Страх, агрессия, чувство вины, фрустрированные желания, если они вытеснены, приводят к хроническому эмоциональному напряжению, которое нарушает нормальное функционирование вегетативных органов. Из-за сложности социальной жизни многие эмоции не могут быть выражены и свободно разряжены посредством произвольной активности, но остаются вытесненными и в конечном счете отводятся в неподходящие каналы.» Человек может управлять настроением, поведением, но не может управлять процессом появления чувств и состояний, если возникнет чувство, значит при воздействии с окружающей средой возникло нечто и постольку психика изначально стремится к цельности и гомеостазу, то в агрессии есть причины и если обратить на это внимание с почтением, уважением и отреагировать, то не будет уходить так много энергии на ее сдерживание, и она станет топливом для реализации, для проживания наполненной жизни.

Важно не путать агрессию с яростью, садизмом, хотя и в виде ярости как последняя инстанция она может проявляться, но в том случае если были пропущены ее ранние сигналы, раздражение или злость. Ярость как аффект, обладает разрушительной силой, у биологической агрессии нет задачи разрушить.

Таким образом, если не относится к агрессии как к аппендициту гуманистического общества, а привнести принятие и уделить особое внимание, то можно чуть больше понять себя, использовать биологическую агрессию как движущую силу, данную на удовлетворение потребностей, что поможет значительно преуспеть в формировании своей личности, в осознавании бессознательных процессов и появлении новых видимых выборов на жизненном пути, а это и является целями психотерапии.

Список литературы

  1. Конрад Лоренц «Агрессия, или так называемое зло». – М.: Издательство АСТ, 2020. – 414с.
  2. Фредрик Перлз «Эго, голод и агрессия». – М.: Издательство СМЫСЛ Москва, 2020, 358 с.
  3. Франц Александер «Психосоматическая медицина». – М.: Издательство Институт общегуманитарных исследований, 2017, 250 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail