УДК 34

Проблемы гражданско-правовой охраны прав потребителей медицинских услуг

Сергеев Николай Игоревич – студент Вятского государственного университета.

Федяев Сергей Владимирович – кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданско-правовых дисциплин Вятского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы особенностей гражданско-правовой охраны прав потребителей медицинских услуг. Обсуждаются проблемы в рамках реализации охраны прав потребителей медицинских услуг, проводится разработка предложений по решению данных проблем, а также делается вывод, что в современных реалиях необходимо единообразное понимание судебной практикой возможностей применения потребительской защиты к договорам возмездного оказания медицинских услуг.

Ключевые слова: защита прав потребителей медицинских услуг, качество медицинской услуги, охрана здоровья, моральный вред, медицинская услуга.

В современных реалиях актуальность защиты прав потребителей медицинских услуг обусловлена тем, что проблемы соблюдения законности и правопорядка, возникающие при осуществлении медицинской деятельности, являются чрезвычайно актуальными, т.к. права и здоровье человека всегда выступают в качестве индикатора демократического правового государства.

Каждый человек обладает правом на охрану здоровья. В соответствии с законодательством, в обязанности каждого из демографических и правовых государств входит обеспечение закрепленных законодательных норм, с учетом не только самых высоких стандартов прав и свобод человека, но и с созданием предпосылок наиболее эффективной их реализации. Так как, право на охрану здоровья является объективным условием физического существования общества, оно представляет собой неотъемлемое право всех граждан, которое закреплено конституционными нормами. Полнота реализации таких прав находится в зависимости от развития личности и от наличия гарантий, которые регулируются конституционными правами.

Посредством такого закрепления права на охрану здоровья в содержании конституционных норм [1], Российская Федерация взяла на себя ряд обязательств, которые заключаются в организации политических, правовых, а также социально – экономических мероприятий, посредством которых на практике осуществляется реализация данного права.

На сегодняшний день правоотношения между субъектами здравоохранения регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1) [8]. В соответствие с представленным выше законодательством пациент является потребителем медицинской услуги, а медицинское учреждение является исполнителем данной услуги.

При наличии современных условий, в процессе реализации гражданского права потребительских медицинских услуг имеется достаточно большое количество проблем, которые наблюдаются, как в области производства и реализации товаров и услуг, так и в области медицины и иных сферах.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является вопрос качественного оказания медицинской помощи, действенной реализации и эффективной защиты прав пациента, включая право на возмещение морального вреда. Правовое регулирование компенсации морального вреда определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и рядом иных нормативных правовых актов.

Нередко истцы, да и суд пытаются увязать размер компенсации с некими фактами объективной действительности, например, с размером расходов, произведенных потерпевшим на лечение, или стоимостью некачественного товара, приобретенного у ответчика, т.е. с имущественным вредом [4, c. 516-518].

Законодательство не устанавливает требования о зависимости размера компенсации морального вреда, являющегося по своей природе вредом неимущественным (несмотря на то, что он компенсируется в денежной форме; п. 1 ст. 1101 ГК), от размера причиненного лицу имущественного вреда (п. 3 ст. 1099 ГК), поэтому потерпевший может просить суд обязать ответчика компенсировать моральный вред даже в размере, превышающем причиненный ему имущественный вред [2].

Неразрешенным остается вопрос – нужно ли учитывать материальное положение потерпевшего при определении размера компенсации морального вреда? На практике во многих случаях учитывают финансовое положение причинителя вреда, уровень жизни в данной местности [7, c. 40-56].

В этой связи приходится констатировать, что правоприменители постоянно сталкиваются с проблемами в процессе разрешения исков о компенсации морального вреда. Обусловлены данные проблемы в большинстве случаев тем, что действующее гражданское законодательство не достаточно регламентирует институт компенсации морального вреда.

В частности, основной проблемой, с которой приходится сталкиваться на практике – это установление критериев и определение методики компенсации морального вреда.

В связи с чем, многочисленные специалисты в области права, авторы-правоведы и процессуалисты уже давно предлагают установление на законодательном уровне правила и соответствующую методику определения размера компенсации морального вреда. С данным предложением сложно не согласиться.

Также одним из пробелов современного гражданского законодательства, а именно в гл. 59 ГК РФ является то, что до сих пор не закреплено легальной трактовки понятия «вреда». Однако, в ст. 1064 ГК РФ данное понятие является первостепенным.

Сказанное предопределяет вывод, что уже давно назрела целесообразность введения в действующее гражданское законодательство четкие и однозначные критерии определения размеров компенсации морального вреда, причем исключающие применение судейского усмотрения.

Качественная жизнь общества невозможна без охраны здоровья его членов. С точки зрения гражданского правоотношения здоровье – нематериальное благо. Его нельзя отделить от личности, передать и прекратить. Совершение сделок в отношении здоровья является спорным вопросом. Для максимальной защиты прав граждан в сфере медицинских услуг необходимы адекватное реагирование законодателя и учет терминологического потенциала медицинской науки и практики [5, c. 168-171].

Отсутствие системного подхода к проблеме охраны прав пациентов приводит к нарушению принципов гарантированности защиты нарушенных гражданских прав и единообразия в судебной практике. Эти обстоятельства обусловливают необходимость анализа, и обобщения практики применения гражданско-правовых мер охраны прав потребителей медицинских услуг [6, c. 338-339].

По нашему мнению, необходимо усилить внимание к закреплению и практической реализации прав потребителей медицинских услуг. Одним из основных способов решения проблем потребителей медицинских услуг является надлежащее правовое регулирование. Именно оно может в какой-то степени компенсировать асимметрию, существующую на рынках между потребителями медицинских услуг и медицинскими организациями, чтобы у людей формировалось доверие к системе платного здравоохранения.

Формирование судебной практики по делам о защите прав потребителей платных медицинских услуг демонстрирует политику государства в сфере защиты прав потребителей, показывает степень правовой зрелости и активности населения, а, в конечном счете, в какой-то мере состояние дел с защитой прав человека. В этой связи необходимо единообразное понимание судебной практикой возможностей применения потребительской защиты к договорам возмездного оказания медицинских услуг.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2015. № 620. Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Собрание законодательства РФ. 2011. N 74. Ст. 260.
  4. Егизарова, С. В. Проблемы компенсации морального вреда в случаях ненадлежащего оказания медицинских услуг / С. В. Егизарова. // Молодой ученый. 2018. № 21 (80). С. 516-518.
  5. Илюхина, Д. А. Проблемы правового регулирования защиты прав потребителей медицинских услуг на современном этапе / Д. А. Илюхина // Студент года 2017. – Пенза: «Наука и Просвещение», 2017. – С. 168-171.
  6. Текова, Л. Т. Некоторые проблемы правового регулирования защиты прав потребителей медицинских услуг / Л. Т. Текова. // Молодой ученый. 2020. № 18 (308). С. 338-339.
  7. Эрделевский, А.М. Моральный вред и компенсация за страдания. М., 2019. С.40-56.
  8. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

Интересная статья? Поделись ей с другими: