УДК 37

Формирование нравственной культуры старших школьников

Денисенко Светлана Сергеевна ­– магистрант Филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре.

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования основ нравственной культуры старших школьников в условиях семьи, школы, общества. Нравственные нормы - это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания. Также рассматриваются факторы, препятствующие формированию у школьников высокого уровня нравственной культуры.

Ключевые слова: культура школьника, нравственное воспитание, образование, формирование, нравственность.

Есть серьезные нравственные проблемы современного общества, которые требуют повышения роли образовательных учреждений всех уровней в процессе социализации ребенка, и определяют актуальность нравственного воспитания школьников. По статистике, в нашей стране каждое десятое преступление совершено подростками, две трети из которых являются школьниками. Анализ причин их девиантного поведения показывает, что основным фактором, способствующим росту правонарушений, является низкий уровень их нравственной культуры. В современных условиях становится очевидным, что для успешной и продуктивной деятельности отечественная система образования нуждается в инновационных образовательных технологиях воспитания, отвечающих требованиям современной общественной жизни [5, с. 24-25].

Понятие «культура» является ключевым во многих областях науки. Это одно из самых сложных понятий, используемых в научной и практической сфере, из-за своей длинной и сложной истории, так как оно используется для обозначения достаточно сложных явлений духовной и материальной жизни человека.

Многообразие трактовок понятия «культура» связано, в первую очередь, с тем, что оно выражает глубины и необъятность человеческого бытия в такой степени, насколько человек неисчерпаем и многогранен. Смысл этой научной концепции заключается в объединении различных аспектов уникальности человеческой деятельности.

Понятие культуры в последние годы находится в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что сегодня крайне важно вернуть образование и педагогику в контекст нравственной культуры [3, с. 11].

В изучении культуры используется много подходов. Одним из наиболее значимых является взгляд с точки зрения философской антропологии, где культура понимается как выражение человеческой природы и следует из характеристик человека. Не менее важным является и философско-историческая концепция, согласно которой культура– это историческое наследие. Еще одно важное направление в изучении культуры – это социология, в которой она рассматривается как приобщение человека к обществу.

Важной составляющей культуры является образование. Отечественная культурно-педагогическая традиция, как считает Е. В. Бондаревская, свидетельствует о том, что на всех этапах развития российского образования проблемам воспитания придавалось значение «вопросов жизни» [1]. Представление о воспитании связывалось с идеями служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, пробуждения у учащихся уважения к человеческому достоинству и истине. Следует согласиться с позицией Н. М. Борытко, что «воспитание как социальная функция воспроизводства человеческого качества может быть понято лишь в контексте культуры, как социокультурный феномен. С этой точки зрения, воспитание человеческого в человеке - это воспроизводство в нем социальной культуры, его «окультуривание». Личность - это способ общественного бытия человека» [2, с. 9-10].

Ведь с рождения человек сталкивается с опытом предшествующих поколений, который в концентрированном виде выражается в культуре и социокультурных ценностях. Усвоение этих ценностей, идентификация с социокультурным окружением (т.е. личностное становление) - это первое, что социальная среда ожидает от человека.

Нравственная культура школьника не отделена от других сфер культуры. С точки зрения педагогической науки, нравственная культура на данном возрастном уровне развития человека представляет собой не просто сумму нравственных идей, которые должны быть эмпирически изолированы и описаны, но и вся духовная реальность, создаваемая существующей системой образования, тем самымопределяя нравственное поведение ребенка. Ведь культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности (Е.В. Бондаревская). По данным В.С. Ильина, «целостность личности характеризуется в связи с этим строгой иерархией, упорядоченностью, системностью ее основных компонентов и подструктур». [4, С. 40].

Коммуникативная функция нравственной культуры школьника имеет некоторые специфические области применения. Во-первых, это прямое общение между детьми и взрослыми в рамках реальной жизни. Во-вторых, эта функция позволяет развивать нравственную культуру, сохраняя преемственность между разными поколениями, избавляясь от устаревших и принимая все полезное. В-третьих, во многом это определяет отношение студента к нравственному культурному наследию, другим типам современной нравственной культуры, позволяет овладеть социальным кодексом нравственной культуры разных поколений. Коммуникативная функция тесно связана с нравственным воспитанием. По данным В. В. Серикова, неприятие личности ученика учителем приводит к отказуот норм морали.

В процессе изучения сложившейся в российском обществе социокультурной среды, важной частью которой является образовательная сфера, их возрасту соответствует ряд факторов, препятствующих формированию у школьников высокого уровня нравственной культуры.

Характеристики:

  • недостаточная адаптация существующих документов, учебников и учебных пособий к возможностям и потребностям учащихся;
  • отсутствие в учебных материалах модели формирования нравственной культуры учащихся первой ступени обучения;
  • недостаточная подготовленность педагогической команды к целенаправленным действиям для решения этой проблемы.

Список литературы

  1. Бондаревская, Е. В. Введение в тексты и ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа / Е. В. Бондаревская // Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д. : Феникс, 1995. С. 3-27.
  2. Борытко, Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / Н. М. Борытко. Волгоград : Перемена, 2001. 214 с.
  3. Борытко, Н. М. Пространство воспитания: образ бытия /Н. М. Борытко. Волгоград : Перемена, 2000. 255 с.
  4. Ильин, В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. М. :Педагогика, 1984. 144 с.
  5. Сериков, В. В. Личностно - ориентированное образование: поиск новой парадигмы : монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1998. 227 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: