УДК 376

Мультимедийные технологии как средство развития зрительного восприятия у учащихся младших классов с умственной отсталостью на уроках окружающего мира

Ибрагимова Алие Рустемовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета.

Сеит-Умерова Фатиме Эрнесовна – студент бакалавриата Крымского инженерно-педагогического университета.

Аннотация: В статье представлены особенности развития зрительного восприятия у учащихся младших классов с умственной отсталостью на уроках окружающего мира посредством применения мультимедийных технологий. Представлена сущность и особенности понятия мультимедийных технологий, в трудах отечественных авторов, представлена характеристика развития зрительного восприятия младших школьников на уроках окружающего мира.

Ключевые слова: Мультимедийные технологии, развитие, коррекционная школа, окружающий мир.

Актуальность статьи. Обучение учащихся младших классов с умственной отсталостью требуют особых методик, приемов и учебных пособий, которые в свою очередь обусловлены спецификой психологического развития детей. Квалифицированная корректирующая работа даёт возможность наиболее полно устранить недостатки и предотвратить появление вторичных нарушений. Более эффективным методом обучения становится использование в учебной программе различных пособий с иллюстрациями, поскольку учащиеся с умственной отсталостью испытывают определенные сложности с абстрактным мышлением.

Процесс обучения вызывает заинтересованность у учащихся с умственной отсталостью в том случае, когда используются мультимедийные технологии. Таким образом формируется положительное отношение к предмету, уровень мотивации учащихся также повышается, что в свою очередь влияет на способность усваивать учебные знания.

Внедрение мультимедийных технологий означает значительное увеличение возможностей коррекционного и развивающего обучения в рамках учебной программы по окружающей среде, что помогает учащимся коррекционных школ более эффективно овладевать функциями управления, планирования и контроля.

Применение мультимедийных технологий в учебной программе по окружающей среде - это способ активизировать активность учащихся и стимулировать их интерес к изучаемому предмету, помочь учащимся с нарушениями развития сформировать более стабильные знания и навыки, развить когнитивные интересы, улучшить навыки самостоятельной работы, а также усилить результативность коррекционной работы.

Цель статьи – теоретически обосновать эффективность использования мультимедийных технологий как средства развития зрительного восприятия у учащихся младших классов с умственной отсталостью на уроках окружающего мира.

Действие зрительного восприятия начинается с реакций на восприятие визуальной информации, дифференциации и анализа свойств воспринимаемых объектов, реализации и назначения этой информации в виде изображений восприятия

Термин «мультимедиа» происходит от латинских слов «multum» (много) и «media» (средство), то есть «многие среды». Однако это понятие имеет массу оттенков в зависимости от области применения: наука, техника, искусство, культура, образование [3].

Совершенствование учебно-материальной базы специальных (коррекционных) школ - одно из главных условий повышения уровня учебного процесса. Мультимедийное оборудование стало неотъемлемой частью урока, а работа с ним - это источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала [2].

Большую часть информации об окружающем мире учащиеся младшего школьного возраста получают благодаря зрению, и именно зрение играет ведущую роль в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта.

Одним из доступных и удобных в применении приложений является программа «Power Point» она позволяет создать презентацию.

Основа любой презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

На основании данных исследований ученые формулируют вывод о важности внедрения компьютерных технологий в специальных (коррекционных) школах О. Б. Кремер [4], О. И. Кукушкина [5, 6, 7], И. А. Никольская [8]. По мнению этих исследователей, мультимедийные технологии позволяют более качественно разрабатывать учебные материалы с целю запоминания и усвоения предмета для учащихся с нарушениями развития.

В условиях современного образовательного процесса довольно часто компьютерные технологии используются для организации коррекционного обучения. С этой целью была разработана программа которая соответствует современным требованиям специалистов. «Мерсибо Плюс (вер. 2)» обновление 2020г. — программно-дидактический комплекс с играми и упражнениями в интерактивном виде для общеразвивающих занятий. Комплекс соответствует требованиям современных ФГОС: занятия носят игровой характер, привычный детям. Компьютерные программы, знакомящие школьников с окружающим миром «Мир за твоим окном» «Я открываю мир. Во дворе. На даче» О.И. Кукушкина [7]. Компьютерные игры логопедической направленности: «Видимая речь», 1991; сурдо-логопедический тренажер «Дэльфа - 130», 1994; «Игры для Тигры» 2004; «Развитие речи. Учимся говорить правильно», 2008. Компьютерные игры используются для отработки устной арифметики, орфографии и расширения словарного запаса учеников с умственной отсталостью О. Б. Кремер [4].

По словам Л.И. Буровой, в настоящее время применяются компьютерные технологии, в том числе презентационные, контрольные и измерительные материалы, аудио- и видеотехника, на основании этого разрабатываются необходимые компьютерные программы для обучения детей в специальных (коррекционных) школах [1].

Как отмечает, Н. Э. Куликовская компьютерная игра является самым популярным видом программного обеспечения в процессе коррекционной деятельности. Этот факт обусловлен тем, что она объединяет эмоциональный интерес, аудиовизуальный, информационный, технический потенциал и обладает огромными дидактическими возможностями [5].

В своих исследованиях Н.Э. Куликовская раскрывает теоретические основы, которые отражают психолого-педагогические положения, разработки компьютерных игр для учащихся с умственной отсталостью и использования мультимедийных технологий в рамках обучения в специальной (коррекционной) школе. На основании этого актуальным вопросом является разработка системы психолого-педагогических принципов, на основе которых разрабатываются компьютерные игры для обучения в специальных (коррекционных) школах.

Поскольку 21 век характеризуется развитием сети Интернет, то стоит отметить, что педагог может самостоятельно повышать собственные навыки применения мультимедийных технологий в рамках коррекционной деятельности.

На сегодняшний день существует много исследований ученных направленных на проблему внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс. В данных исследованиях отмечается, что мультимедийные технологии в рамках коррекционных школ позитивно отражаются на уровне усвоения учениками естественнонаучных знаний, что довольно сложно для учащихся с умственной отсталостью. Данные технологии стоит воспринимать как дополнительные возможности, которые никак не исключают классические средства обучения.

Список литературы

  1. Бурова, Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе / Л.И. Бурова. – М., 2008. – 123 с.
  2. Волхонская, С. В. Особенности использования информационных технологий в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. / С.В. Волхонская. - Самара: Учебная литература, 2007. – 365с.
  3. Джаджа В.П. Мультимедийные технологии в обучении: внедренческий аспект [Текст] / В.П. Джаджа // Материалы кнференции ИТО 2006.
  4. Кремер, О.Б. Оригинальные компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения в коррекционной школе 8-го вида / О.Б. Кремер // Электронный журнал Федерации Интернет Образования, Московского Центра Интернетобразования «Вопросы интернет образования». – 2004. – № 20. – С.54-58.
  5. Кукушкина, О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире /О.И. Кукушкина // Дефектология: науч.-метод. журн. – 2005. – № 5. – С. 83-92.
  6. Кукушкина, О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: /О.И. Кукушкина – Автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.03 / Институт коррекционной педагогики РАО. Москва, 2005. - 58 с.
  7. Кукушкина, О.И. Программа «Мир за твоим окном»: Времена года / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 1996. – № 5. – С. 65-72.
  8. Никольская, И. А. Информационные технологии в специальном образовании /И.А. Никольская // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 2(4). – С.47-50.

Интересная статья? Поделись ей с другими: