УДК 37

Особенности применения педагогической технологии в работе учителей с родителями учащихся подросткового возраста

Айдарова Жыпаргуль Мусаевна – преподаватель кафедры Педагогики Ошского государственного университета.

Аннотация: Настоящая статья знакомит с результатами исследования, посвященного развитию навыков чтения у учащихся подросткового возраста, а также с особенностями применения педагогической технологии в работе учителей с родителями. В развитии навыков чтения учащихся подросткового возраста в школе важно восстановить традиции и культуру семейного чтения. Родители должны сыграть ключевую роль в деятельности, направленной на совершенствование чтения у своих детей. Ожидается, что учителя проявят разные достойные инициативы и создадут благоприятные отношения в целях внедрения устойчивой практики для получения поддержки от родителей. В противном случае результаты таких инициатив не будут видны.

Прежде чем применить педагогическую технологию в работе учителей с родителями мы попытались глубоко изучить проблему, задав следующие вопросы:

  • Почему семейное чтение как форма проведения семейного досуга почти исчезло?
  • Причины отделения семей от культуры чтения?

Статья дает ответы на эти ключевые вопросы об участии семьи в развитии навыков чтения.

Ключевые слова: учащиеся, подростковый возраст, семья, родители, статус, навык, чтение, технология, стратегия, мероприятие, интерактивность, фасилитация.

Известно, что ближайшее окружение учащихся, то есть их семьи, члены семьи, оказывают существенное влияние на их когнитивное и социально-эмоциональное развитие. Быть грамотным (т.е. навыки чтения и письма) - один из элементов когнитивного развития учащихся. Российский ученый Е.Л.Григоренко провела исследование влияния семьи на формирование грамотности детей и отмечает следующее: «Одной из характеристик семейного окружения является социально-экономический статус родителей (СЭС). СЭС связана как с количеством (то есть частотой), так и с качеством ситуаций, создаваемых дома и направленных на обучение ребенка грамотности. СЭС оказывает всестороннее влияние на грамотность ребенка, то есть на глобальные показатели успеваемости в школе и функциональную грамотность. СЭС является количественным показателем и отражает влияние многих факторов, но в большинстве случаев определяется показателями образования, занятости и доходов ребенка родителей»[1. с. 51.138].

Для обозначения характеристик, которые важны для усвоения чтения и орфографического мастерства ребенка был введен термин «домашняя среда грамотности» (home literacy environment, HLE), далее именуемый «ДСГ», и используется для описания характеристик домашней среды, которые кажутся наиболее тесно связаны с формированием и развитием грамотности. Теоретически можно привести пример следующих трех направлений (см. Таблицу 1), с помощью которых мы полагаем, что ДСГ влияет на формирование навыков чтения у учащихся.

Таблица 1. Три направления, которые помогают влиять на формирование навыков чтения учащихся.

Направления

Описание

Первое направление

Связан с прямым воздействием домашней среды: семьи, которые регулярно читают книги как в печатных, так и в электронных средствах массовой информации, а также в больших семьях может быть предложена атмосфера, в которой навыки обучения ценны и приносят удовольствие; взрослые в таких семьях показывают ролевой образец отношения к грамотности, таким образом формируют у ребенка необходимую мотивацию к освоению знаний. Имитационное образование, при котором дети подражают родителям и читают газеты и книги, является наиболее типичным примером воздействия ДСГ на развитие ребенка.

Второе направление

Известно, что семьи, имеющие большое количество печатной продукции обычно создаются родителями с высоким уровнем грамотности, речевой культуры и эрудиции. В свою очередь, эти родители создают благоприятную среду для формирования грамотности своих детей, обеспечивая им широкий доступ, в частности, к устной и печатной информации. Такая благоприятная среда способствует быстрому развитию познавательных (когнитивных) навыков до развития навыков чтения.

Третье направление

Поощряет открытое (прямое) обучение, через это дети из семей с высоким доступом к печатным материалам приобретают базовые навыки грамотности (т.е. знание алфавита) до школы.

Действительно, дети из семей с более высоким уровнем грамотности родителей лучше подготовлены к школе, чем их сверстники из семей с более низким уровнем грамотности. Таким образом, мы можем сказать, что с высоким показателем грамотности семей повышаются возможности детей на усвоение знаний в условиях школьного обучения.

В Кыргызской Республике проект USAUD «Время читать!» (2017-2021 гг.) провел большую работу и мероприятия по улучшению навыков чтения учащихся начальной школы. Среди них вопрос широкого вовлечения родителей в школьную и ученическую жизнь.

В проекте предлагаются три основные стратегии (см. Рисунок 1):

  1. установление доброжелательных отношений с родителями;
  2. обеспечение возможностей и разнообразия мероприятий для полноценного участия родителей;
  3. поддержка участия родителей в решении общих проблем [2. с.39].

В развитии навыков чтения учащихся подросткового возраста в школе также, как и в начальной школе важно восстановить традиции и культуру семейного чтения. Родители должны сыграть ключевую роль в деятельности, направленной на совершенствование чтения детей. Ожидается, что учителя проявят разные достойные инициативы и создадут благоприятные отношения в целях внедрения устойчивой практики для получения поддержки от родителей. В противном случае результаты таких инициатив не будут видны.

 1

Рисунок 1. Три стратегии участия родителей.

В контексте нашего исследования, мы попытались глубоко изучить проблему, задав ключевые вопросы об участии семьи в развитии навыков чтения:

  • Почему семейное чтение как форма проведения семейного досуга почти исчезло?
  • Причины отделения семей от культуры чтения?

Во-первых, технологический процесс отодвинул от чтения книг: игры, интернет, социальные сети и телевидение стали основными причинами развития так называемого «клипового мышления» у детей и молодежи. Такое мышление исключает чтение как медленный и сложный способ самостоятельного получения информации, чувств и впечатлений.

Во-вторых, обязательное отношение детей и родителей к чтению формирует негативное восприятие этого процесса на уровне сознания.

В-третьих, у родителей отсутствует мотивация чтения. Это связано с несколькими причинами:

  • родители не понимают важности чтения вслух для ребенка, как отсутствие семейной практики влияет на развитие учебной деятельности ребенка, разницы между «Взрослые детям» и «Самостоятельным чтением ребенка»;
  • даже если родители активно читают, им неинтересно читать вслух своим детям. Им такая работа кажется неинтересной;
  • родители видят самые важные задачи для ребенка: успехи в школе, в спорте, посещение различных дополнительных образовательных организаций, направленных на развитие у детей полезных компетенций;
  • родители не видят быстрых результатов в практике семейного чтения и начинают считать этот прием приобщения детей к книгам неэффективным;
  • ребенок показывает отрицательно отношение к семейному чтению, потому что книга, предложенная родителем, не интересна или сам процесс чтения не интересен, потому что родитель, по мнению ребенка, плохо читает (не эмоционально, не показывает картинки, читает спокойно и тд).

В-четвертых, публикации, посвященные детям для семейной практики чтения могут отсутствовать дома.

Определив эти причины, мы провели ряд мероприятий в рамках школьной практики с участием учащихся подросткового возраста, классных руководителей и их родителей. При проведении подобных мероприятий мы смогли определить эффективность педагогической технологии. Основным принципом педагогической технологии была интерактивность и фасилитация, то есть взаимодействие, поддержка и помощь подросткам и их родителям во всех начинаниях. В основе педагогической технологии лежат следующие теоретические основы:

  1. Чтение предлагается в виде игры. Существует несколько теорий игровой деятельности ребенка, в каждом из которых определены одно важное направление - иногда спонтанная игра, инициированная внутренним желанием ребенка, стремление к игровой деятельности является естественной потребностью. Поэтому мы предложили, что на таких мероприятиях, если книгу не просто читать, а сопровождать интересной игрой, то чтение по своей сути превратиться в эту игру и станет ее неотъемлемой частью. Таким образом, меняется отношение ребенка, рассматривающее чтение как обязательное и вызывающее недоброжелательные чувства. Основой для подготовки и внедрения педагогической технологии послужили материалы фестиваля «Караван знаний», организованного Фондом «Инициатива Р. Отунбаевой»[3].
  2. Второй теоретической основой была теория близости Гордона Ньюфельда [4]. Согласно этой теории, близость к родителям и родственникам - одна из основных потребностей каждого человека. Поэтому, например, стремление быть похожим на родителя в связи с этой потребностью позволяет ребенку заинтересоваться чтением только потому, что эту книгу читает взрослый. Как известно, как бы вы ни воспитывали своих детей, они такие же, как вы. С другой стороны, желание ребенка быть эмоционально близким к своим родителям, особенно если родитель сосредоточен на ребенке, может помочь ему почувствовать удовлетворение.
  3. Выразительность и эмоции при чтении влияют на восприятие и внимание ребенка. Это было замечено, при применении педагогического опыта учителей и классных руководителей, участвовавших в нашем исследовании со своими детьми.
  4. Различные интерактивные «моменты» могут помочь ребенку во время чтения в любое время. К таким моментам могут относиться внезапное выключение света, стук в стену, закрытие двери и так далее. Такие интерактивные моменты бывают спонтанными, но они всегда срабатывают на 100%.
  5. Учет каналов восприятия информации: визуальный, слуховой, кинестетический и аналитический. Индивидуальные особенности каждого учащегося учитываются и удовлетворяются.

При применении педагогической технологии учащиеся начинают обращать внимание на каждое слово, их произношение, чтение и выразительность, а также место чередование пассивной и активной деятельности, так как это предотвращает быструю утомляемость и отвлечение внимания. Чтение может сопровождаться музыкальными фонограммами, шумовыми эффектами, слайдами или печатными материалами, играми и мастер-классами, связанными с сюжетом читаемого произведения.

Как уже было сказано выше, само чтение очень эмоциональное. Важным показателем является то, что ведущий (фасилитатор, классный руководитель, другой учитель или старшеклассник) интерактивного мероприятия может читать с разными голосами, темпом, скоростью, передавать слушателям эмоции персонажей и свои эмоции читаемого произведения.

Самый важный ожидаемый результат применения педагогической технологии - это то, что родители смогут применить полученные впечатления от мероприятия, в процессе чтения в семье. Другими словами, активно участвуя в этом мероприятии, родители наблюдают за поведением своего ребенка и анализируют, какие педагогические и игровые методы могут быть использованы в семейном чтении и как это влияет на ребенка. Таким образом, мы можем сказать, что находясь на другой стороне «чтения», родитель будет иметь наглядное понимание о педагогической технологии и сможет отразить этот опыт в своей домашней практике чтения.

Превращение чтение в интересную и незабываемую игру, применение интерактивных упражнений были признаны как новизна педагогической технологии. Внедрение педагогической технологии состояла из нескольких этапов:

Этап 1. Определение целевой аудитории. По результатам этого шага реализуются все последующие шаги и этапы. Конечно, наша целевая аудитория – учащиеся подросткового возраста и их родители.

Этап 2. Определение технической характеристики педагогической технологии. Этот этап также определяется возрастом участников учащихся. Технические характеристики технологии включают:

  • максимальное количество учащихся;
  • максимальная продолжительность чтения с интерактивными компонентами;
  • максимальная продолжительность каждой остановки чтения;
  • оптимальное сочетание продолжительности чтения и интерактивных компонентов.

Этап 3. Выбор книги. Это первый этап подготовки к чтению, пожалуй, один из самых важных. Важно понимать, что книги и произведения - это не одно и то же. Книга - это сочетание нескольких важных аспектов.

Этап 4. Разработка сценария чтения. Учащиеся подросткового возраста читают произведение (информацию), чтобы разработать сценарий, определяют действия и истории, которые они хотят показать в работе, а затем придумывают для них различные интерактивные упражнения и игры.

Этап 5. Репетиция интерактивного чтения. Интерактивное чтение необходимо повторить. Цель репетиции - разработать каждую часть программы с учетом деталей игры. Поскольку фасилитатор читает по книге, а не по сценарию, ему (ей) необходимо знать, когда включить музыку, а когда начать работать интерактивно, то есть взаимодействовать.

Этап 6. Интерактивное чтение. Само интерактивное чтение проходит по разработанному сценарию.

Этап 7. Доброжелательное обсуждение с родителями. Важным шагом в реализации педагогической технологии является доброжелательное обсуждение с родителями. Очень важно провести обсуждение в спокойном настроении, родители обязательно почувствуют этот настрой.

Этап8. Этап размышления (рефлексия). Этот этап имеет следующие цели: Во-первых, необходимо оценить качество подготовленного и проведенного интерактивного мероприятия. Чаще всего родителям как метод оценки предлагаются простое анкетирование, в которой они выставляют субъективную оценку от 0 до 10 и указывают, что им нравится и, что они хотят изменить. Учитель (ведущий, фасилитатор) анализирует полученные анкеты, работает над ошибками до следующего мероприятия. Во-вторых, важной целью является оценивание влияния педагогической технологии на учащихся-подростков и их родителей.

На наш взгляд, педагогическая технология такого интерактивного мероприятия универсальна и можем сказать, что может быть применено во всех образовательных организациях с участием школьников разного возраста и их родителей.

Список литературы

  1. Григоренко, Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дис. д–ра психол. наук / Е.Л. Григоренко. – Москва, 2012. – 299 с.
  2. Время читать. Вовлечение родителей и сообществ в процесс формирования навыков чтения. Руководство для представителей школ. Бишкек, 2018. – 39 с.
  3. 1 июня «звезды» прочитали детям свои любимые произведения / МОФ "Инициатива Розы Отунбаевой" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://roza.kg/2016/06/01/1-iyunya-zvezdy-prochitali-detyam-svoi-lyubimye-proizvedeniya
  4. Ньюфелд Г., Матэ Г. не упускайте своих детей. М.: ООО «Издательство Ресурс», 2012-2018.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail