УДК 37

Влияние разноуровневых заданий на развитие навыков чтения учащихся подросткового возраста

Айдарова Жыпаргуль Мусаевна – преподаватель кафедры Педагогики Ошского государственного университета.

Аннотация: Предложенная статья знакомит читателей с результатами анализа теоретических источников об особенностях подросткового возраста и о влиянии разноуровневых заданий на развитие их навыков чтения. Статья, во-первых раскрывает физиологические и психологические особенности учащихся подросткового возраста. Во-вторых, знакомит с опровержением стереотипных представлений, связанных с подростковым возрастом, таких как «снижение мотивации к обучению», «характер становится очень резким», «никого не слушает» и т. д.. В связи с этим поставлена цель провести глубокий анализ значимых позитивных изменений в учебной деятельности учащихся подросткового возраста и отметить о необходимости рассмотреть как педагогическое условие.

В Государственном стандарте школьного образования Кыргызской Республики и предметных стандартах акцентируется внимание на формирование ключевых и предметных компетентностей. При внедрении разноуровневых заданий в учебный процесс необходимо учитывать познавательные возможности учащихся подросткового возраста, которое занимает важную роль в развитии навыков чтения.

Ключевые слова: учащиеся, подростковый возраст, физиологические аспекты, психологические аспекты, познавательная самостоятельность, разноуровневые задания, навык, чтение, типы заданий, деятельность.

Подростковый возраст направлен на развитие познавательной самостоятельности в физиологических и психологических аспектах. В поведении учащихся этого возраста наблюдается копирование поведения взрослых, в то же время стремление к независимости и активная работа с разнообразной информацией. В этот период поведение учащихся сильно зависит от сверстников и их мнения. Для подростка общение имеет приоритетный характер, они взаимодействуют друг с другом и учатся размышлять (рефлексировать). Совместное изучение мира и друг друга становится ценностью. Через общение со сверстниками подростки определяют свои возможности и стремятся самореализоваться. Чтобы удовлетворить эти потребности подросткам потребуется и ответственность, и свобода. Более того, свобода часто рассматривается как право на взрослую жизнь. Успех очень ценен для их среды. Посредством деятельности подростки выстраивают механизм освоения новых видов работы, верят в себя и получают новую мотивацию к получению образования.

У подростков развивается стремление к самовоспитанию, которое проявляется в форме самоконтроля в сознательном развитии волевых качеств. Понимание необходимости выбора профессии становится новой мотивацией к учению и способствует развитию познавательной деятельности. В связи с этим взрослым необходимо объяснить подростку в чем важность самовоспитания, саморазвития и способы достижения желаемых результатов этих процессов.

Как отмечают многие исследователи, в возрасте 12-13 лет у подростков развивается интерес к собственной личности, ее достоинствам и недостаткам, личностным качествам, самопознанию, нахождению своего места среди сверстников и в обществе в целом. Учащиеся подросткового возраста характеризуются наличием разных интересов, которые часто меняются. Их развитие необходимо направить в конструктивную «сторону» через совершенствование навыков самостоятельного учения, самооценивания, познавательной деятельности, освоение знания и жизненного опыта [1, с. 47].

По мнению Е.В. Емельяновой, для подростков характерна потребность в развитии и обучении через жизненную практику, потребность в общении, интересных жизненных событиях, творческой самореализации, в умении сознательно использовать сильные качества и опыт в повседневной жизни [2, c. 30; 136, с. 456].

В этом возрасте появляются новые мотивы, связанные с потребностью подростков заниматься самопознавательной деятельностью, повышать самостоятельную и творческую активность, интерес, стремление увидеть практическую значимость своей работы. У подростков возникает осознанная потребность в эрудиции и творчестве, которые проявляются в различных видах деятельности [3, с. 47].

Э. Мамбетакунов и Т. Сияев в своей книге «Основы педагогики» отмечают: «С 13 до 15 лет происходит интенсивный рост памяти, осваиваются смысловые навыки запоминания, основанные на построении логической связи, а значит, более успешно запоминается и абстрактный материал» [3 , с. 4].

Еще один заслуживающий внимания аспект - повышение ответственности подростков, которые начинают сосредотачиваться на развитии своих навыков планирования жизни и самооценки. По мере того, как коммуникативная среда и познавательные интересы подростка быстро расширяются, самообразование становится важным, этот процесс способствует развитию всех психических областей, таких как мышление, общение, память и культура речи.

В сфере образования наблюдаются тенденции глобализации, информатизации, компьютеризации и технологизации, которые наблюдаются во всех сферах жизни общества. Многочисленные исследования отметили положительный эффект таких тенденций (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Позитивные результаты тенденций (обобщение мнений ученых).

Положительная тенденция

1.

Узнавать новое стало легче и быстрее.

2.

Обмен информацией происходит очень быстро.

3.

Возможности общения сейчас намного шире, чем двадцать лет назад.

4.

Развитие интернет-технологий (клубы по интересам, социальные сети, сферы) привело к исчезновению границ общения между сверстниками в разных странах.

5.

В результате многие подростки интенсивно изучают другие языки, потому что знание языка расширяет их сферу (сеть, среду).

6.

Необходимость общения со сверстниками в других странах расширяет познавательные возможности и интересы подростков.

7.

Книги, научные статьи, музыка, искусство - все мировые ценности стали доступнее. Их можно обсуждать и оценивать в социальных сетях, и вы можете предлагать друг другу необычные вещи, будь то книга, музыка или картина.

8.

Интеллектуальное общение в Интернете расширяет кругозор по определенной теме, особенно за пределами школы, повышает тягу к самостоятельному обучению. Интернет способствует формированию новых неформальных групп по интересам среди подростков.

Однако, несмотря на развитие у подростков таких положительных качеств, в образовательном процессе в наших школах наблюдается недостаточный уровень навыков чтения, отсутствие аналитических умений, скудный словарный запас, психофизические трудности, неразвитость воображения (фантазии).

Мы считаем, что выявление подобных проблем связано с тем, что в учебниках и на уроках не предлагаются задания разного уровня, которые способствуют развитию у учащихся навыков чтения на высоком уровне. Ученикам даются только репродуктивные задания, которые могут выполнять только продвинутые ученики с очень хорошей памятью.

В целях усиления предложенного педагогического условия мы проанализировали следующие учебники, используемые в 7-9 классах:

  1. Математика - 7 класс: Н.И. Ибраева, А.А. Касымов.
  2. Геометрия - 7-9 классы: Бекбоев И.Б., Борубаев А.А., Айылчиев А.А.
  3. Биология - 7 класс: А. Токтосунов, К. Бейшебаев, Б. Мамытова, Д. Кадыралиева.
  4. История средневековья - 7 класс: О. Осмонов, Ш. Каримова.
  5. История Кыргызстана - 7 класс: Т.К. Чоротегин, Т.Н. Омурбеков.

Отметим, что несмотря на то, что вышеперечисленные учебники не являются учебниками нового поколения, во многих современных школах обучение ведется именно по этим учебникам. Анализ учебников показал, что они в основном ориентированы на активную позицию учителя, что вопросы фактологические, большинство упражнений сосредоточено только на повторение материалов:

  1. Задания носят репродуктивный характер или отсутствуют вовсе, есть только фактологические вопросы («История средневековья» и «История Кыргызстана»).
  2. Мало заданий на развитие логического и критического мышления (среди проанализированных учебников для 7-го класса только в книге «Математика» (Авторы: Н.И. Ибраева, А.А. Касымов) задания, упражнения, вопросы даны на практическое применение).
  3. В содержании учебников нет заданий на поиск информации из различных источников (отчет, подготовка сообщения); решение задач разными путями, показать результаты работы (проектирование задач, связанных с наблюдением, проведение длительных экспериментов).
  4. Формулировки большинства заданий в учебниках неточны и непрозрачны, не учитывают задачи реализации самостоятельной деятельности.

На основании анализа было подтверждено, что важно развивать навыки чтения не только по литературе, но и по другим предметам. Поэтому мы выбрали два предмета в качестве основных для тестирования педагогического условия: «Биология» и «История Кыргызстана». Причины выбора этих предметов: а) этим предметам дается меньше времени, чем другим предметам; б) эти предметы преподаются в 5-9 классах, т. е. они охватывают весь подростковый возраст, в этом случае удобно наблюдать динамику развития навыков чтения учащихся подросткового возраста; в) оба предмета могут предлагать интегрированные знания, которые обеспечивают основу для развития навыков чтения в разных предметных областях.

Мы разработали совместно учителями задания для 7-9 классов. Нам было важно, чтобы задания были понятны учителям, поэтому структура заданий было одинаковым:

  • введение (в нем раскрывается суть проблемы);
  • цель задания (что делать, какой должен быть результат?);
  • форма выполнения задания (индивидуальная, в парах, в команде);
  • форма представления результатов (устная, письменная, с применением модели, компьютерная презентация);
  • критерии оценки (действия, направленные к успеху);
  • «подсказки» (шаги к результату).

Следует отметить, что существует множество типов каждого задания. В таблице 2 представлена характеристика деятельности учащихся по некоторым типам задач.

Таблица 2. Деятельность учащихся в соответствии типами заданий.

Задания

Деятельность учащихся

1.

Задания, направленные на развитие умения определять цель своей деятельности.

Учащиеся пытается понять, что от него требуется, но он может переформулировать цель и определить ее самостоятельно.

2.

Задачи, направленные на работу с разными источниками информации.

При работе с заданиями этого типа учащиеся должны освоить стратегии нахождения информации: создать поисковый запрос в Интернете на основе задания, выполнить поиск в книгах и других источниках, а также проведение логических операций: анализ, группирование, сравнение, обобщение, систематизация.

3.

Задания, направленные на развитие умения рефлексии.

Эти задания даются с целью развития у учащихся чувства соответствующей самооценки: что они делали, что не получалось, что было непонятно, каковы были причины неудач, по их мнению, как их преодолеть, какие эмоции возникли во время задания, насколько они были удовлетворены результатами.

4.

Задания, направленные на развитие умения выбирать пути решения самостоятельной деятельности.

В начале урока учитель обязательно записывает задание на доске. Учащимся дается задание найти партнера и работать с ним в парах. Учитель дает краткие инструкции по выполнению предстоящего задания и как будут оцениваться ее результаты. Учащиеся работают самостоятельно, а затем работают со своими соседями небольшими группами, в зависимости от наличия времени.

Таким образом, анализ литературы по применению разноуровневых заданий для развития навыков чтения позволяет сделать некоторые общие выводы. Разработка заданий приводит к пониманию прочитанной информации, а процесс становится открытым, понятным и последовательным. Для успешного внедрения в учебный процесс разнеуровневых заданий по всем школьным предметам необходимо развитие педагогических и методических компетентностей учителей. А у учащихся подросткового возраста применение вышеперечисленных типов заданий способствует развитию навыков чтения. Деятельность ученика становиться активной, учитель сосредотачивает свое внимание на управление этим процессом и помощи затрудняющим ученикам.

Список литературы

  1. Каменский А.А. Развитие познавательной самостоятельности подростков в современной школе. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Санк-Петербург, 2020. – 235 с.
  2. Ерина Л.С. Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01/Ерина Лариса Сергеевна. - Карачаевск, 2006 -204 с.
  3. Каменский А.А. Развитие познавательной самостоятельности подростков в современной школе. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Санк-Петербург, 2020. – 235 с.
  4. Мамбетакунов, Э. Педагогические основы [Текст] / Э.Мамбетакунов, Т.Сияев. – Б.: Элпек, 2008.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail