УДК 13

Религиозные новшества как проблема татарской философской мысли 19 века

Громов Егор Валерьевич – кандидат философских наук, доцент Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: В наши дни особое значение приобретает проблема адаптации религиозных сообществ к специфике современного глобального мира. В связи с этим обретает новую актуальность опыт решения проблемы религиозных новшеств татарской философией 19 века, которому посвящена данная статья.

Ключевые слова: иджтихад, бид'а, татарская философия, ислам.

В настоящее время мы становимся свидетелями небывалого по своим масштабам возвращения религии в социальное, культурное и политическое пространство современного мира. На фоне кризиса традиционных ценностей западной культуры и распространения гиперсекулярной идеологии постмодерна происходит религиозное возрождение в целом ряде культур, сопровождающееся выходом религий за пределы традиционных ареалов их распространения. Так, сейчас уже невозможно идентифицировать Православие как «восточную ветвь христианства» или ислам – как «азиатскую религию», что было обычным ещё в начале 20 века, поскольку обе эти религиозные традиции уж прочно утвердились во всех регионах мира. Активная политическая роль, которую играют возрождающиеся религиозные общины, их влияние на общественное сознание, использование присущих им ценностей в законотворчестве и в социальной деятельности, в том числе санкционированной или инспирированной государственной властью – всё это убедительно опровергает ещё недавно популярную точку зрения, согласно которой эпоха религий закончилась или вот-вот закончится. Вместе с тем этот процесс порождает целый ряд новых проблем, зачастую недостаточно исследованных в современной философии. Одной из таких проблем является изменение практики и уклада жизни религиозного сообщества в процессе адаптации к реалиям современного глобального мира. Для культурообразующих религий приверженность традициям – одно из главных условий их существования и одновременно – средство самоидентификации, утверждения своей идентичности среди бурно развивающегося мира. Однако уклад жизни членов религиозных общин меняется в той же мере, что и у всего остального человечества, что влечёт за собой потребность в обновлении многих сторон собственно религиозной жизни. До каких пределов может дойти это обновление без утраты культурной и духовной идентичности? Как следует воспринимать новшества в религиозной жизни простым верующим? Возможно ли вообще приспособление религиозной жизни к современным условиям без разрушения самой сути религии? Вот только некоторые из вопросов, с которыми сталкивается современное религиозное сознание.

Уникальный опыт ответа на подобные вопросы был получен татарской религиозной философией 19 столетия. Для понимания этого опыта принципиально важно учитывать, что, с одной стороны, татарская философская мысль – прежде всего мысль исламская, с другой – она развивалась в контексте всё более тесного вхождения российской уммы в общую жизнь гигантского многонационального государства. В таких условиях, особенно с учётом влияния многообразных процессов, протекавших тогда же в исламском мире, для татарских мыслителей было естественным обращение к проблеме религиозных новшеств и степени их опасности для традиций ислама. Примечательно, что многие татарские философы, разрабатывавшие данную проблему, были также идеологами движения джадидизма, одной из принципиальных установок которого являлся курс на модернизацию в социокультурной и экономической сферах при сохранении традиционных исламских ценностей.

Вопрос о религиозных новшествах решался татарскими мыслителями в контексте проблемы открытия врат иджтихада. Иджтихад является одним из традиционных методов толкования шариата в исламской культуре. Сущность иджтихада заключается в самостоятельном суждении по спорному вопросу, возникающему при применении норм исламского права к конкретной ситуации. Абдул Азим Ислахи приводит три традиционных требования к богослову, практикующему иджтихад: богобоязненность и благочестие, доскональное знание сути и целей Шариата, доскональное знание Корана и Сунны. Фактически, для данного метода остается пространство лишь там, где религиозный ученый сталкивается с принципиально новой проблемой адаптации права и традиции к реалиям повседневной жизни. Такая ситуация ситуация выживания уммы в качественно новых условиях сложилась в мусульманских регионах Российской империи к восемнадцатому столетию [см.: 1]. Существование исламского общества и исламской культуры в условиях православной самодержавной монархии ставило перед татарскими богословами и правоведами ряд принципиально новых задач, с которыми не приходилось до того сталкиваться мусульманам ни в одной другой стране. Единственно возможным путем согласования традиции и современности оказался иджтихад. Против тезиса о закрытии врат иджтихада выступил уже Утыз-Имяни [5, с. 44-49]. Несмотря на негативную в целом оценку его мировоззрения в работах Ш. Марджани, именно он стал, по мнению более поздних исследователей основоположником самостоятельного толкования Корана и шариата в татарской философии [4, с. 137]. Позже иджтихад становится одним из основных методов решения философских и богословских проблем в работах Курсави и Марджани. Движение в защиту иджтихада в татарской философии во многом предвосхитило повсеместное возрождение иджтихада в конце девятнадцатого – начале двадцатого столетия.

Основным направлением применения данного метода татарскими религиозными философами стало решение вопроса о бид'а. Бид’а – новшество в вопросе истолкования вероучения или религиозного права, а также в сакральной практике ислама. В ряде новшеств исламские богословы не усматривают противоречия с Кораном и хадисами, но в большинстве случаев нововведение истолковывается как «Бид’а ад-даляль» [3], то есть новшество вредное, вносящее искажения в сущность веры. Как правило, данное понятие в исламской традиции употребляется для обозначения религиозных заблуждений, т.е. ересей. Борьба с искажающими вероучение ислама новшествами была одной из актуальных задач татарской религиозной мысли. Однако при этом определенные нововведения в жизни уммы были необходимы как условия ее существования в православном государстве. Вопрос о дозволенных и недозволенных нововведениях был поднят Курсави в «ал-Иршад ли-л-'ибад» [2, с. 159]. По мнению ряда комментаторов, ему удалось доказать возможность законного существования нововведений в практике шариата. Вместе с тем Курсави возражает против любых нововведений собственно в понимании веры [2, с. 159]. Этому же принципу – не допускать нововведений в вере – следует и Марджани. Его подход к вопросу о нововведениях во многом близок к точке зрения, излагаемой в работах ал-Газали. Именно борьба с новшествами составила основу концепции тадждида – традиционалистского обновления веры, провозглашенного Марджани. Для татарского народа активное выступление отечественных мыслителей против нововведений в области веры имело огромное нравственное значение. В этом движении татарские философы показали понимание сущности веры и тем самым продемонстрировали сохранение исламской традиции в пределах России.

Таким образом, в татарской философской мысли 19 века была поставлена и во многом решена проблема допустимости новшеств в религиозной жизни исламской общины. Основой для её решения послужил традиционный для исламского богословия тезис о недопустимости новшеств лишь собственно в вопросах веры, однако специфика разработки данной проблемы татарскими мыслителями заключалась в широком применении возрождённого иджтихада.

Список литературы

  1. Ан-Наим, Абдуллахи Ахмед. На пути к исламской реформации. Гражданские свободы, права человека и международное право. Пер. О. Фадиной. – М.: Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, 1999.
  2. Курсави, Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-'ибад). – Пер. с араб. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – 304 с.
  3. Марджани Ш. О первых российских муфтиях/ Исламовед.ру. Научный интернет-проект Фонда Марджани. URL: http://islamoved.ru/2009/shuhabaddun-mardzhanu-o-pervyh-rossijskih-muftiyah/ (Дата обращения: 1.06.2021).
  4. Очерки Марджани о восточных народах. Вступительная статья, комментарии, перевод с арабского, старотатарского языков и примечания д. филос. наук А.Н. Юзеева Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. – 219 с.
  5. Юзеев, А. Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX вв. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2001. – 192 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: