УДК 8

Своеобразие ранней лирики А. А. Ахматовой на примере стихотворений из сборника «Вечер»

Чжоу Я – бакалавр Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: В данной работе выполнен анализ стихотворения первого сборника поэта А.А. Ахматовой с целью выявления общего настроения ранней лирики автора.

Ключевые слова: сборник «Вечер», А.А. Ахматова, лирическая героиня, драматическая лирика, акмеизм.

В статье анализируются заглавные стихотворения первого сборника стихотворений А.А. Ахматовой «Вечер» и выявляются характерные черты для ранней лирики поэта. Поскольку главное темой всего сборника является тема неразделённой любви, любви поистине драматической для анализа выбраны стихотворения «Память о солнце в сердце слабеет… », «Высоко в небе облачко серело… », «Как соломинкой, пьёшь мою душу…», «Я сошла с ума, о мальчик странный…», «Белой ночью».

Стихотворение «Память о солнце в сердце слабеет». Заявленная тема любви приобретает оттенок горечи. Это любовь холодная, лишённая солнца, тепла. Это заявлено в первой строке и поддерживается семантикой тепла и холода через символы солнца и снежинок, тьмы, зимы. Причём под образом солнца понимается возлюбленный.

Оппозиция любви героини и нелюбви поддерживается и на уровне строфики: длинные строки чередуются с короткими, причём первая и третья строки написаны мужским типом рифмовки, а вторая и четвёртая – женской.

Горечь о неудавшейся любви ощущается через ощущения похолодания, перехода от ранней осени к зиме, которая наступит за ночь («… За ночь прийти успеет/Зима». В первом четверостишье «Желтеет трава», в последнем – солнце окончательно «ослабело», наступили тьма и зима.

Тема холода продолжается и в следующем стихотворении. Однако если в первом стихотворении любовь – горечь, то во втором – любовь-тоска. Лирическая героиня предстаёт в образе «Снегурки». Ощущение холода преследует девушку, не спасает даже муфточка («В пушистой муфте руки холодел»), а также чувство страха («Мне стало страшно, стало как-то смутно»).

Интересно, что языческой персонажа – Снегурочка, упомянутая в первой строке, сочетается в последней с православным праздником – Крещение.

Если в предыдущем стихотворении образ возлюблённого не прорисован, то здесь лирический герой обретает черты жестокости, безжалостности к героине («Он мне сказал: «Не жаль, что ваше тело/ Растает в марте, хрупкая Снегурка!»). Причём сама девушка подобного отношения как будто не замечает и продолжает безоглядно любить избранника («О, как вернуть вас, быстрые недели/ Его любви воздушной и минутной!»).

Также уже вводится семантика белого цвета, ставшей традиционной для всей лирики А.А. Ахматовой. Здесь белый цвет ассоциируется с холодом, вьюгой и гибелью («Пускай умру с последней белой вьюгой»).

В следующем лирическом произведении «Как соломинкой, пьёшь мою душу…» звучит тема любви – страдания. Лирическая героиня привносит себя в жертву любимому человеку. Она знает вкус своей души – «Знаю, вкус её горек и хмелен», однако дальше читатель узнает, что «души моей нет на свете», что подразумевает под собой, что влюблённая девушка умерла.

Чувство тоски из-за самоотверженной смерти лирической героини звучит параллельно с атмосферой радости («Посмотреть, как играют дети»), цветения («На кустах зацветает крыжовник»).

Параллельно тягой к возлюбленному и жертвенностью ради него, девушка ощущает покой («О, покой мой многонеделен») и светла («Как светло здесь и как бесприютно,/ Отдыхает усталое тело…»).

Стихотворение «Я сошла с ума, о мальчик странный…». С первой строки вводится тема сумасшествия. Лирическая героиня находится как будто в забытье, реальность смешивается с фантазией («Я ей нечаянно прижала,/ И казалось, умерла она»). Боль от утраты любимого человека сравнивается с укусом осы, чей конец «отравленного жала/ Был острей веретена»).

Интересно рассмотреть диалог героини и избранника. Лирическая героиня задаётся вопросом «О тебе ли я заплачу, странном,/ Улыбнётся ль мне твоё лицо?» и пытается добиться внимания героя «Посмотри!» восклицает она. И лишь в конце мы узнаем, что они были обручены («Посмотри! На пальце безымянном/ Так красиво гладкое кольцо»). В стихотворении также есть обращение к любимому «о, мальчик странный», что показывает читателю нежность и некую робость в отношении героини и к нему.

Отметим также, что слова «странный» и «безымянный» образуют своего рода кольцевую композицию стихотворения: в первой строфе – «Я сошла с ума, о мальчик странный», «Уколола палец безымянный», в последней – «О тебе ли я заплачу, странном», «Посмотри! На пальце безымянном».

В последнем рассматриваемом нами стихотворении – «Белой ночью» - лирическая героиня уже лишается всякой надежды на возвращении любимого человека. Это наиболее сильно ощущается в финальной строфе («И знать, что всё потеряно,/ Что жизнь – проклятый ад!/ О, я была уверена,/ Что ты придёшь назад»).

Само название лирического произведения вступает в оппозицию с описываемым сюжетом – становится темно, свет гаснет, меркнет («Не зажигала свеч», «Смотреть, как гаснут полосы/ В закатном мраке хвой»). В конце же и вовсе темнота доводится до образа ада.

Показано, что героиня измучена своим чувством, у неё даже нет сил уснуть («Не знаешь, как, усталая, / Я не решалась лечь», она называет себя усталой. В то же время ей слышится голос того, кого она безнадежно ждёт («Пьянея звуком голоса,/ Похожего на твой»).

Таким образом, мы видим, как в выборочных стихотворениях первого поэтического сборника А.А.Ахматовой развиваются темы и образы, ставшие впоследствии отличительными чертами её творчества. Это прерывистость фраз, частотное обращение к возлюбленному, примерка на себя различных ролей влюбленной женщины – от страдалицы, до наполненной светлым счастьем. Лирическая героиня предстаёт одновременно небесной возвышенной и в то же время по-бытовому приземлённой. Всё это обрамляется напряжёнными душевными переживаниями, вызванными большим, всепоглощающим чувством. 

Список литературы

  1. Ахматова А.А. Лирика/ Анна Ахматова. – М.: Изд-во «Э», 2015. – 320 с.
  2. Темненко Г.М. Романтические мотивы в ранней лирике Ахматовой/ Вопросы русской литератруры. – Симферополь: ТНУ, 2013. – 99-121 с.
  3. Ильина Н. Анна Ахматова. Какой я видела/ Н. Ильина // Воспоминания об Анне Ахматовой. – М.: Сов. Писатель, 1991. – 569-594 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: