УДК 81
Особенности публицистического стиля политических лидеров Китая: историческая перспектива
Сунь Ханьнин – студент Санкт-Петербургского государственного университета.
Аннотация: Программные статьи как элементы публицистического стиля всегда имели большое влияние на формирование общественного мнения и политических и общественных тенденций в КНР. В данной статье автор попытается провести корреляцию между особенностями публицистического стиля политических лидеров и теми задачами, которые перед ними стояли.
Ключевые слова: политика, журналистика, публицистика, Китай, Мао Цзэдун, Сунь Ятсен, Дэн Сяопин.
В данной статье будут рассмотрены особенности публицистического стиля в статьях «трех гигантов» современной китайской истории. Хотя лидеры Революции Ятсен, Мао Цзэдун и Дэн Сяопин и избрали для себя публицистический стиль общения, особенности их текстов очевидны и показывают важность детального изучения не только содержания, но и формы политической публицистики [1].
Хотя Сунь Ятсен, Мао Цзэдун и Дэн Сяопин приняли стиль публицистический, у каждого из них были свои особенности. Сунь Ятсен в основном излагал свои «Три народных принципа» на смешанном языке, выражая личную креативность, которую можно обсуждать и дополнять в полемике. Его намерение состоит в том, чтобы распространять и пропагандировать единомыслие среди своих последователей. Публицистический стиль Сунь Ятсена можно охарактеризовать как «повествовательный».
Мао Цзэдун в основном использовал в публицистике стандартизированный теоретический язык, чтобы красноречиво выразить свои глубокие мысли, что является довольно философским [2]. Четкое обозначение личностных мнений, облаченных в жесткий теоретический слог, лишает его тексты полемичности. Цитаты, многосторонняя аргументация, тщательность в выборе слов, целостность и подавляющий импульс – все это его уникальный публицистический стиль. Мао Цзэдуна можно назвать мастером современной статьи, за свою жизнь он написал большое количество политических сочинений, соответствующих потребностям революционной пропаганды в разные периоды, показав нам великолепный пример использования языка. Мы называем его публицистический стиль «аргументация». Его примеры можно увидеть в статье «Новая демократия»[3].
Дэн Сяопин – теоретик, который ставит практику на первое место. Творчество в его статьях в основном отражается в его интерпретации классических марксистских писателей. Публицистическая статья Дэн Сяопина характеризуется инициативностью, динамичностью и известной долей популизма. Самая известная его статья - это «Одна страна – две системы». К числу публицистических произведений Дэн Сяопина можно отнести 119 речей, беседы и другие важные направления деятельности политика, касающиеся экономического строительства и реформ и открытости [4]. Они обобщены и изданы в третьем томе «Избранных сочинений Дэн Сяопина».
Обобщая, можно вывести ряд тезисов. С одной стороны, публицистический стиль политических лидеров Китая сильно зависит от двух обстоятельств: личных качеств и темперамента политика и от тех задач, обусловленных политическим и экономическим состоянием общества, которые стоят перед ним. С другой стороны, именно в таланте красноречия политических лидеров и заложена та движущая сила, что вращает колесо истории Китая и приводит к глобальным перестройкам общественной системы. Можно сказать, что политические программные статьи стали одним из основных механизмов трансформации китайского общества.
Список литературы
- Lu Changsheng .On the Characteristics of Deng Xiaoping's Political Papers // Wuhan University Journal. № 18.
- Bu Xinna. An Analysis of the Discourse Features of Mao Zedong's Early Political Essays (1910-1920) // Gathering of Party History (Part 2). Issue 03, 2019.
- Mao Zedong. Constitutionalism of New Democracy, 1940. URL: https://www.marxists.org/chinese/maozedong/marxist.org-chinese-mao-19400220.htm (дата обращения: 11.03.2021).
- National philosophy and social sciences "Tenth Five-Year Plan" research status and "Eleventh Five-Year Plan" development trend (Volumes 1 and 2)// Office-Beijing: Social Sciences Literature Publishing House, 2006.