УДК 334

Последствия блокировки Суэцкого канала для международных грузоперевозок

Черчага Владислав Андреевич – студент магистратуры Российского университета транспорта.

Аннотация: Целью исследования является рассмотрения последствий блокировки Суэцкого канала. В статье рассматривается развитие Северного Морского пути, как альтернативный маршрут перевозки грузов. Проанализированы планы России по совершенствованию и развитию инфраструктуры транспортного коридора. В результате был сделан вывод, что развитие СМП благоприятно скажется на развитии экономики страны.

Ключевые слова: логистика, Суэцкий канал, Северный Морской путь, транспортные коридоры.

В настоящее время, в условиях глобализации, когда весь мир стремительными темпами набирает обороты по развитию взаимовыгодных отношений между странами, путём налаживания культурных, торговых и экономических связей, нужно выстроить чёткую работу системы связей между различными точками земного шара. Основным фактором развития отношений между государствами по праву можно считать международные перевозки грузов в контейнерах, ведь именно контейнеры унифицируют и оптимизируют скорость работы с различными грузами, сокращают логистические затраты на обработку и транспортировку.

Однако, для успешной работы всей логистической системы требуется слаженная работы каждого отдельного элемента от небольшого контейнерного терминала, до международных транспортных коридоров. Сбой в работе одного небольшого механизма системы может отразится на работе всей системы, по принципу домино, как несвоевременная поставка сырья повлияет на дальнейшее производство и дистрибьюцию продукции. Что же произойдёт если будет перекрыта основной морской транспортный коридор между Европой и Азией?

23 марта 2021 года самый крупный контейнеровоз «Ever Given», который находится в аренде у компании Evergreen Marine Corp., сел на мель на узком 101-ом километре Суэцкого канала. По данным экспертов, вследствие блокировки канала, по обеим сторонам скопилось более 450 судов, с различными грузами: животные и скоропортящиеся грузы, доставка которых требует особого внимания к срокам перевозки. В первые же сутки морские контейнерные линии, Maersk, MSC, CMA-CGM приостановили приём букингов в страны Средней и Юго-Восточной Азии. Последствия блокировки канала привели к резкому увеличению нагрузки на порты трансшипмента, увеличилось транзитное время в пути до Азии. В первую очередь приступили к проработке альтернативных маршрутов для перевозки грузов, к рассмотрению сразу был взят более долгий путь через южную Африку Мыс Доброй Надежды. Однако, данный маршрут во всём уступает маршруту через Суэц – увеличивает время в пути, что тянет за собой увеличение стоимости фрахта из-за повышения расходов на топливо, снаряжение, обработки грузов в портах перевалки. На фоне данного инцидента было так же повышено внимание к Северному Морскому пути (СМП).

На сегодняшний день, качество транспортной и портовой инфраструктуры, находящийся на СМП, крайне печально. Порты заточены под обработку, в основном, танкеров с нефтью, газовозы с сжиженным газом, небольшие рыболовные суда, в редких случаях балкерные суда с сухими грузами. Из портов, расположенных на данном поясе, в основном отходят трубопроводы для доставки наливных грузов внутри страны, минимум объектов железнодорожный инфраструктуры, которые бы способствовали перетяжке объёмов перевозки сухих и генеральных грузов.

Порт Мурманск – один из немногих портов на СМП, который оборудован всей необходимой инфраструктурой для перевалки сухих грузов, более того, это незамерзающий порт, несмотря на то, что расположен в зоне вечной мерзлоты. Однако, когда перед перевозчиком встаёт вопрос маршрута доставки груза в Китай, он, скорее всего выберет путь через Северную Европу – Гибралтар – Суэц – Китай, не тратясь на расходы по обеспечению ледокольного класса судна или пользованием услуг ледоколов.

Однако инцидент в Суэцком канале подчеркнул важность развития данного маршрута. Основным логистическим проектом по развитию СМП станет объединение портовой и жд инфраструктуры портов Билибино, Певек, Тикси, Чукотка, Себетта. Планируемая пропускная способность для данной системы железных дорог 8-10 млн. тонн в год для различных грузов. Реализация проекта подразумевает соединение в одну сеть Северную железную дорогу, железные дороги Ямало-ненецкого округа и порты СМП. Общее название Северный широтный ход (СШХ). На реализацию данного проекта выделено 235,9 млрд. рублей, полная готовность проекта запланирована на 2025 год.

В планах по совершенствованию жд инфраструктуры, строительство нескольких участков дорог под названиями: «Белкомур», по маршруту Белое море – Коми – Урал, «Баренцкомур», маршрут Баренцево море – Урал – порт Индига. Совершенствования ледокольного флота так же рассматриваются в стратегических проектах, в 2028 году Правительство РФ поручило ГК «Росатом» обеспечить развитие флота СМП, в который уже входят 38 морских судов, 7 из которых атомные.

Развитие СМП как полноценно работающего транспортного коридора идёт полным ходом и, возможно, в скором будущем, на фоне изменяющихся экономических и политических сил в мире, Россия станет не только крупным экспортёром товаров на мировой рынок, но и будет способствовать транзиту грузов через север в восточную Азию.

Список литературы

  1. Евдокимов Г.П., Высоцкая Н.А., Костылев И.И. Перевозки по Северному морскому пути в и развитие арктического флота / Стратегия морской деятельности России и экономика природопользования в Арктике. IV Всероссийская морская научно-практическая конференция: материалы конференции. Мурманск, 7-8 июня 2012 г. Изд-во МГТУ, 2012. С.99-101.
  2. Михайличенко В.В. Северный морской путь — национальная транспортная магистраль России в Арктике // Российский Север: модернизация и развитие. М.: Центр стратегического партнерства, 2012. С.350-353.
  3. Материалы IV Международного форума: «Арктика: настоящее и будущее». Санкт-Петербург, 10—11 декабря2014 г. СПб.: «Арктик». 2014.С.32-33.
  4. Ткач, В.В. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник/ М.Н. Григорьев, В.В.Ткач, С.А. Уваров.– М.: Издательство Юрайт, 2017.–507 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: