УДК 336.027
Влияние межбюджетных трансфертов на деловую активность муниципальных образований
Карлина Виктория Владимировна – студентка факультета Экономики и менеджмента Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.
Научный руководитель Галкина Юлия Евгеньевна – кандидат экономических наук, доцент Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.
Аннотация: Данная статья посвящена анализу доходной части бюджета муниципальных образований. В статье рассмотрены основные особенности формирования местных бюджетов, выявлены недостатки, негативно сказывающиеся на деловую активность органов местного самоуправления.
Ключевые слова: местный бюджет, доходы, деловая активность, межбюджетные трансферты, дотации, социально-экономическое развитие.
В настоящее время в Российской Федерации повышается роль органов местного самоуправления в социально-культурном и хозяйственном строительстве. Это связано с тем, что они получили больше прав в руководстве данными областями на подведомственной территории.
Для выполнения функций, возложенных на органы местной власти, они наделены соответствующими правами, материальными и финансовыми ресурсами, а также необходимой имущественной базой. Экономическую основу в данном случае составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В данной статье речь пойдет об особенностях пополнения доходной части бюджета муниципальных образований в Российской Федерации. Какие недостатки присутствуют в сложившейся системе формирования местных бюджетов, и как они сказываются на деловой активности органов местного самоуправления.
Основной проблемой, которая посвящена данная статья, является низкая заинтересованность муниципальных образований в поднятии уровня социально-экономического развития территории и увеличения доли собственных средств в доходной части бюджета.
С каждым годом значимость и актуальность данной проблемы становится все выше, так как наличие собственного бюджета у каждого муниципального образования укрепляет их экономическую самостоятельность, активизирует хозяйственную деятельность, дает стимулы для развития инфраструктуры и расширения экономического потенциала подведомственной территории, а также позволяет самостоятельно выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. Все это, в итоге увеличивает возможности органов местного самоуправления в наиболее полном, всецелом и качественном удовлетворении потребностей населения.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации отдельно учитываются средства, расходуемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходные обязательства муниципальных образований, поддерживаемые субвенциями из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление отдельных государственных полномочий. [1]
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение требований, установленных федеральными законами для регулирования бюджетных правоотношений, осуществления бюджетного процесса, размера дефицита местного бюджета и др.
Рассмотрим структуру доходов местных бюджетов, на примере некоторых муниципальных образований Нижегородской области.
Таблица 1. Структура доходов.
Всего |
Налоговые |
Неналоговые |
Безвозмездные |
Темп прироста |
||
Кулебаки |
2017 |
1147180,5 |
436886,4 |
51986,3 |
658307,8 |
- |
2018 |
1258780,8 |
342138,2 |
86408,2 |
830234,4 |
109,73 |
|
2019 |
1342682,6 |
343354 |
51960,7 |
947367,9 |
106,67 |
|
2020 |
1280761,2 |
395586,4 |
34886,6 |
850288,3 |
95,39 |
|
2021 |
1328481,9 |
413911,3 |
34742,4 |
879828,2 |
103,73 |
|
Навашино |
2017 |
802260,2 |
261793,4 |
16259,1 |
524207,7 |
- |
2018 |
802353,8 |
268288 |
14527,8 |
519538 |
100,01 |
|
2019 |
816494,4 |
331700,8 |
20627,9 |
464165,7 |
101,76 |
|
2020 |
727112,2 |
340558,1 |
20685,7 |
365868,4 |
89,05 |
|
2021 |
897153,8 |
332284,4 |
15256,2 |
549613,2 |
123,39 |
|
Выкса |
2017 |
1806773,3 |
535883,5 |
86408,2 |
1168680,4 |
- |
2018 |
1955179,9 |
572161,6 |
130925,3 |
1252093 |
108,21 |
|
2019 |
3528938 |
1197850 |
174307 |
2156781 |
180,49 |
|
2020 |
2704045,4 |
711247,8 |
87654,4 |
1905143,2 |
76,62 |
|
2021 |
2495363 |
773881,7 |
97360,6 |
1624121 |
92,28 |
Из представленных данных можно заметить, что более 50% доходной части бюджета составляют межбюджетные трансферты, доля собственных средств очень незначительна.
Опираясь на представленные в данной работе данные, а также по данным Министерства финансов за 2019 год по Российской Федерации, в целом, поступления по налоговой части до сих пор выше, чем по неналоговой. В общем объеме поступивших в 2019 году собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 53,7%, из них налоговые поступления составляют 44,1%. К тому же стоит отметить, что основным бюджетообразующим налогом для местных бюджетов является налог на доходы физических лиц.
Такие показатели говорят о низком социально-экономическом развитии муниципальных образований. Установление единых нормативов отчислений от налогов представляет собой отличный способ стимулирования развития муниципальных образований, так как это предоставляет возможность местным органам власти планировать и прогнозировать собственные доходы, а также дает стимулы к развитию уже сложившейся налоговой базы для большей собираемости налогов. Но, как показывает практика, передача местным бюджетам налоговых и неналоговых доходов не может в полной мере обеспечить равномерное распределение денежных ресурсов между муниципалитетами, а, следовательно, и не может гарантировать определенный объем доходов муниципальным образованиям с достаточно низким уровнем социально-экономического развития. Данная проблема в настоящее время решается с помощью распределения межбюджетных трансфертов, а именно – дотаций, которые, как раз, и направлены на выравнивание бюджетной обеспеченности территорий.
Наряду с дотациями к межбюджетным трансфертам, также относятся субсидии и субвенции. Данная мера по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципалитетов прерогатива не только федеральных, но и региональных органов власти.
Предоставление финансовых средств в виде дотаций и закрепления единых и дифференцированных нормативов отчисления от налогов способствует увеличению объема доходов местных бюджетов, которые органы местного самоуправления могут потратить в соответствии с собственными приоритетами, а предоставление средств в виде субсидий позволяет органам власти субъекта в высокой степени влиять на финансовую политику местных органов власти, в соответствии с существующими региональными приоритетами.
Но несмотря на достаточные полномочия в области формирования собственного бюджета, видна сильная зависимость от бюджетов других уровней, это проявляется в очень высокой доле межбюджетных трансфертов, достаточно высокой налоговой части и очень незначительной доли неналоговых поступлений, что как раз является главным показателем деловой активности органов местного самоуправления. Это связано с тем, что неналоговые доходы в меньшей мере зависят от изменений федерального и регионального законодательства и в большей мере отражают эффективность работы органов местного самоуправления с муниципальной собственностью.
Современные условия развития общества и государства предполагают поиск новых механизмов совершенствования бюджетного процесса всех уровней власти. Таким образом необходимо внедрение нового подхода к формированию местных бюджетов, которые будут направлены на стимулирование местных органов власти формирование собственной доходной части.
Список литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 1998. №13. Ст. 1878.
- Аврамчикова, Н.Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н.Т. Аврамчикова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 174 с.
- Грищук, В.А. Проблемы реализации бюджетной реформы на муниципальном уровне [Электронный ресурс], - https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 02.03.2021).
- Дадашев А.З. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований и методах оценки ее уровня [Электронный ресурс], - https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 15.05.2021).