УДК 336.027

Влияние межбюджетных трансфертов на деловую активность муниципальных образований

Карлина Виктория Владимировна – студентка факультета Экономики и менеджмента Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Научный руководитель Галкина Юлия Евгеньевна – кандидат экономических наук, доцент Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: Данная статья посвящена анализу доходной части бюджета муниципальных образований. В статье рассмотрены основные особенности формирования местных бюджетов, выявлены недостатки, негативно сказывающиеся на деловую активность органов местного самоуправления.

Ключевые слова: местный бюджет, доходы, деловая активность, межбюджетные трансферты, дотации, социально-экономическое развитие.

В настоящее время в Российской Федерации повышается роль органов местного самоуправления в социально-культурном и хозяйственном строительстве. Это связано с тем, что они получили больше прав в руководстве данными областями на подведомственной территории.

Для выполнения функций, возложенных на органы местной власти, они наделены соответствующими правами, материальными и финансовыми ресурсами, а также необходимой имущественной базой. Экономическую основу в данном случае составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В данной статье речь пойдет об особенностях пополнения доходной части бюджета муниципальных образований в Российской Федерации. Какие недостатки присутствуют в сложившейся системе формирования местных бюджетов, и как они сказываются на деловой активности органов местного самоуправления.

Основной проблемой, которая посвящена данная статья, является низкая заинтересованность муниципальных образований в поднятии уровня социально-экономического развития территории и увеличения доли собственных средств в доходной части бюджета.

С каждым годом значимость и актуальность данной проблемы становится все выше, так как наличие собственного бюджета у каждого муниципального образования укрепляет их экономическую самостоятельность, активизирует хозяйственную деятельность, дает стимулы для развития инфраструктуры и расширения экономического потенциала подведомственной территории, а также позволяет самостоятельно выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. Все это, в итоге увеличивает возможности органов местного самоуправления в наиболее полном, всецелом и качественном удовлетворении потребностей населения.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации отдельно учитываются средства, расходуемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходные обязательства муниципальных образований, поддерживаемые субвенциями из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление отдельных государственных полномочий. [1]

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение требований, установленных федеральными законами для регулирования бюджетных правоотношений, осуществления бюджетного процесса, размера дефицита местного бюджета и др.

Рассмотрим структуру доходов местных бюджетов, на примере некоторых муниципальных образований Нижегородской области.

Таблица 1. Структура доходов.

   

Всего

Налоговые

Неналоговые

Безвозмездные

Темп прироста

Кулебаки

2017

1147180,5

436886,4

51986,3

658307,8

-

2018

1258780,8

342138,2

86408,2

830234,4

109,73

2019

1342682,6

343354

51960,7

947367,9

106,67

2020

1280761,2

395586,4

34886,6

850288,3

95,39

2021

1328481,9

413911,3

34742,4

879828,2

103,73

Навашино

2017

802260,2

261793,4

16259,1

524207,7

-

2018

802353,8

268288

14527,8

519538

100,01

2019

816494,4

331700,8

20627,9

464165,7

101,76

2020

727112,2

340558,1

20685,7

365868,4

89,05

2021

897153,8

332284,4

15256,2

549613,2

123,39

Выкса

2017

1806773,3

535883,5

86408,2

1168680,4

-

2018

1955179,9

572161,6

130925,3

1252093

108,21

2019

3528938

1197850

174307

2156781

180,49

2020

2704045,4

711247,8

87654,4

1905143,2

76,62

2021

2495363

773881,7

97360,6

1624121

92,28

Из представленных данных можно заметить, что более 50% доходной части бюджета составляют межбюджетные трансферты, доля собственных средств очень незначительна.

Опираясь на представленные в данной работе данные, а также по данным Министерства финансов за 2019 год по Российской Федерации, в целом, поступления по налоговой части до сих пор выше, чем по неналоговой. В общем объеме поступивших в 2019 году собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 53,7%, из них налоговые поступления составляют 44,1%. К тому же стоит отметить, что основным бюджетообразующим налогом для местных бюджетов является налог на доходы физических лиц.

Такие показатели говорят о низком социально-экономическом развитии муниципальных образований. Установление единых нормативов отчислений от налогов представляет собой отличный способ стимулирования развития муниципальных образований, так как это предоставляет возможность местным органам власти планировать и прогнозировать собственные доходы, а также дает стимулы к развитию уже сложившейся налоговой базы для большей собираемости налогов. Но, как показывает практика, передача местным бюджетам налоговых и неналоговых доходов не может в полной мере обеспечить равномерное распределение денежных ресурсов между муниципалитетами, а, следовательно, и не может гарантировать определенный объем доходов муниципальным образованиям с достаточно низким уровнем социально-экономического развития. Данная проблема в настоящее время решается с помощью распределения межбюджетных трансфертов, а именно – дотаций, которые, как раз, и направлены на выравнивание бюджетной обеспеченности территорий.

Наряду с дотациями к межбюджетным трансфертам, также относятся субсидии и субвенции. Данная мера по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципалитетов прерогатива не только федеральных, но и региональных органов власти.

Предоставление финансовых средств в виде дотаций и закрепления единых и дифференцированных нормативов отчисления от налогов способствует увеличению объема доходов местных бюджетов, которые органы местного самоуправления могут потратить в соответствии с собственными приоритетами, а предоставление средств в виде субсидий позволяет органам власти субъекта в высокой степени влиять на финансовую политику местных органов власти, в соответствии с существующими региональными приоритетами.

Но несмотря на достаточные полномочия в области формирования собственного бюджета, видна сильная зависимость от бюджетов других уровней, это проявляется в очень высокой доле межбюджетных трансфертов, достаточно высокой налоговой части и очень незначительной доли неналоговых поступлений, что как раз является главным показателем деловой активности органов местного самоуправления. Это связано с тем, что неналоговые доходы в меньшей мере зависят от изменений федерального и регионального законодательства и в большей мере отражают эффективность работы органов местного самоуправления с муниципальной собственностью.

Современные условия развития общества и государства предполагают поиск новых механизмов совершенствования бюджетного процесса всех уровней власти. Таким образом необходимо внедрение нового подхода к формированию местных бюджетов, которые будут направлены на стимулирование местных органов власти формирование собственной доходной части.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 1998. №13. Ст. 1878.
  2. Аврамчикова, Н.Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н.Т. Аврамчикова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 174 с.
  3. Грищук, В.А. Проблемы реализации бюджетной реформы на муниципальном уровне [Электронный ресурс], - https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 02.03.2021).
  4. Дадашев А.З. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований и методах оценки ее уровня [Электронный ресурс], - https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 15.05.2021).

Интересная статья? Поделись ей с другими: